Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.

Содержание

Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Формирование профессионального  самосознания у детей из неблагополучных  семей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения

 у подростков из  неблагополучных семей 6

    1. Сущность и содержание понятия                                                      6

«профессиональное   самоопределение  личности»

1.2 Виды профессионально  ориентированных периодизаций 10

1.3 Особенности профессионального  самоопределения в

    старшем школьном возрасте                                                                 16

  1. Содержание деятельности социального педагога по

      организации профессионального самоопределения школьников 21

    1. Анализ деятельности социального педагога в

образовательном учреждении со старшими школьниками

по профессиональному  самоопределению 21

    1. Программа по организации профессионального

 самоопределения для  детей из неблагополучных семей 

«Взгляд в будущее» 29

Заключение 35

Список литературы 38

Приложение А Анкета  41

Приложение Б методика Е.А. Климова "Определение типа

будущей профессии" 42

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Объем курсовой работы составляет 42 страницы, 2 таблицы, 1 рисунок, 25 использованных источников, 2 приложения

 

Самоактуализация, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, семейное неблагополучие, условия жизни субъекта, воспитание, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент

 

Подростки из неблагополучных семей находятся в ситуации влияния сложных двухсторонних (объективных и субъективных) условий для профессионального самоопределения. В связи с этим возникает потребность в качественно подходе к рассмотрению ситуации профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей, с учетом трудностей субъективного и объективного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное российское общество характеризуется экономической  нестабильностью, духовно-нравственным кризисом, снижением значимости института  семьи и брака и как следствие  этому, является появление неблагополучных  семей. Одна из наиболее острых проблем  детей из таких семей - их собственное  жизненное самоопределение, где  наиболее важной составляющей является профессиональное самоопределение.

Тем не менее, в неблагополучных  семьях зачастую не могут быть созданы  субъективные адекватные условия для  успешного профессионального самоопределения  подростков. Развитие личности в таких  семьях способствует формированию негативной «Я-концепции», неуверенности в себе, отрицательных социальных установок, индифферентного отношения к выбору профессии, развитию чувства выученной беспомощности, что отрицательно сказывается на личности и его профессиональном самоопределении.

С другой стороны, несогласованность  между потребностями экономики  в специалистах и объемом их выпуска  в образовательных учреждениях  не совпадают (Б.Д. Бреев, А.Э. Гагшч, Т.И. Горобцова, Я.В. Дидковская, И.П. Купцов, Н.Е. Сарапова), что в свою очередь формирует негативные объективные условия для профессионального самоопределения подростков, способствуя росту безработицы, трудоустройству не по специальности.

Таким образом, подростки  из неблагополучных семей находятся  в ситуации влияния сложных двухсторонних (объективных и субъективных) условий  для профессионального самоопределения. В связи с этим возникает потребность  в качественно ином подходе к  рассмотрению ситуации профессионального  самоопределения подростков из неблагополучных  семей, с учетом трудностей субъективного  и объективного характера. Поэтому тема курсовой работы является актуальной и будет рассмотрена.

Объект исследования - профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.

Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.

Методы исследования:

-       анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-       эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)

- методы математической  обработки данных.

Для написания курсовой работы были использованы материалы отечественной  и зарубежной литературы, периодические  издания, а также интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ  ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

 

 

1.1 Сущность и  содержание понятия «профессиональное  самоопределение личности»

Проблема профессионального  самоопределения долгое время не рассматривалась и не изучалась (как самостоятельное направление): в течение долгого времени  решались вопросы профориентации учащихся, т.е. проблема выбора профессии и  места в трудовой сфере с ориентацией  на соц. заказ общества, профессиональную среду.

Сегодня возникла необходимость  решать эту проблему с ориентацией  на личность ученика, т.е. с помощью  профессионального самоопределения. «Профессия (от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования».

В современной литературе существует большое количество трактовок  понятия «Самоопределение».

Самоопределение - это установление человеком своих собственных  особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума  и к самому себе.

Процесс самоопределения  длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я  живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая  человеку в этом начиная с дошкольного  возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения - личностное, профессиональное и др. Эти виды самоопределений постоянно  взаимодействуют. В одних случаях  они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может  предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина  и следствие [21].

Следует различать личностное и профессиональное самоопределение.

Изучая личностное самоопределение, делают акцент на нахождении личностью  своей «внутренней сути». В работах  Н.С. Пряжникова личностное самоопределение описывается как нахождение самобытного "образа я", постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Т.М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте [7]. Данные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.

Существуют характеристики понятия «Профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение  рассматривается как сложный  динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений  и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Профессиональное самоопределение  не сводится к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс  духовного развития личности. Н.С. Пряжников считает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации), а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Современное понимание профессионального  самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального  самоопределения с общим жизненным  самоопределением личности, влияния  воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального  становления и активной жизненной  позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают  проблемы свободы выбора профессии  и обеспечения конкурентоспособности  работника на рынке труда. С темой  профессионального определения  сталкивается также любой профессионал каждые 3-5 лет, когда начинает ощущаться  профессиональное утомление. Для некоторых  творческих личностей процесс профессионального  самоопределения носит непрерывный  характер. Можно сказать, что такие  люди находятся в состоянии вечного  поиска.

От выбора профессии зависит  благополучие человека. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д.

Е.А. Климов выделяет два  уровня профессионального самоопределения:

1. Гностический уровень  (перестройка сознания и самосознания)

2. Практический уровень  (реальные изменения социального  статуса человека).

Существующая характеристика позволяет определить сущность профессионального  самоопределения как поиск и  нахождение личностного смысла в  выбираемой, осваиваемой и уже  выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом  процессе самоопределения.

Изучением проблемы профессионального  самоопределения занимались: Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Маркова, Д. Леонтьев и др.

Понятие “ориентация” употребляется  в ряде наук. И везде оно, так  или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором  направления движения.

В энциклопедии ориентация (фр.orientation буквально - направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

Профессиональная ориентация - информационная и организационно практическая деятельность семьи, образовательных  учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе  или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда [22].

Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних  специальных и высших учебных  заведениях, индивидуальные консультации и т. д. [23].

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении  подрастающего поколения, поддержки  и развития природных дарований, а также проведения комплекса  специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении  и выборе оптимального вида занятости  с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

1.2 Виды профессионально  ориентированных периодизаций

Мы рассмотрели несколько  вариантов профессионально ориентированных  периодизаций, разработанных учеными, занимавшихся данной проблемой.

Е. А Климов предлагает следующую  профессионально ориентированную  периодизацию (таблица 1).

Таблица 1 - Виды профессионально ориентированных периодизаций

Название стадии

возраст

Основные виды деятельности

1

2

3

оптация

12-17 лет

Период выбора профессии  и учебно-профессионального заведения;

профессиональная: подготовка

15-23 года

Овладение профессиональными  знаниями, умениями и навыками;

адаптация

16-18 лет

Вхождение в профессию  и привыкание к ней

фаза интервала

18-23 года

Приобретение профессионального  опыта;

мастерство

23-35 лет

Квалифицированное выполнение трудовой деятельности

фаза авторитета

35-55 лет

Достижение профессионалом высокой квалификации

наставничество

55-60 лет

Передача профессионалом своего опыта

Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей