Формирование добрых традиций, как средство формирования добрых человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды - это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. …………………………………………………………….. 6
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 6
§2. РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 11
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. ……… 16
§1. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 16
§2. ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ОБЫЧАЯМ И ОБРЯДАМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ……………………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Землю мы до сих  пор называем матерью – и это  трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных  с воспитанием, ближе всего к  природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

Воспитательное  значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь  использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Игры не пустое занятие.

Народные  обрядовые праздники всегда связаны  с игрой. А ведь народные игры, почти  исчезают сегодня из детства. Народные игры как жанр устного народного  творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Традиции  как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших  и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего  поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя  его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли  роль исторической памяти, осуществляя  связь поколений.

Традиция живет  в старом и новом.

Воспитание  учащихся  с использованием народных традиций, обычаев и обрядов есть и будет важнейшей сферой педагогической деятельности.  « Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими, несомненно, являются педагогические. В основе всякой культуры - величайшая из культур народов и человечества – традиционная культура воспитания. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без возрождения традиций воспитания»1 

 

§2.  Роль семейных традиций в воспитании учащихся.

 

Для чего ребенку  родители, семья? Существует много мыслей по данному поводу и ответов на этот вопрос, но смысл один – для  любви. На плечи родителей ложится  огромный труд и забота. Взрослый для  ребенка как проводник в жизнь, богатую событиями, впечатлениями. Именно родители наполняют мир ребенка предметами, окрашивают его различными цветами-эмоциями. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно. Маленький ребенок не чувствует, не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит. Не может самостоятельно оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Если ребенок растет в условиях отсутствия любви, заботы, привязанности, контактов, он впоследствии легко поддается сильным эмоциям (необузданному гневу, панике, азарту). Кроме того, он не в состоянии контролировать свое поведение, отвечать за поступки. Если в семье ребенок встречает любовь и принятие, он вырастает уравновешенным, способным контролировать свое поведение и чувства.

Именно в  семье ребенок впервые начинает формировать свое первое отношение  к другому человеку. На основе отношений  между родителями формируется сознание ребенка. Именно здесь ребенок строит свою систему ценностей и идеалов. Отсюда и начинается процесс формирования добрых человеческих отношений.  

Добрые отношения  между родителями и детьми оказывают  положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти  отношения и усиливают их влияние  на детей семейные традиции. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей.

Большое значение придавал В.А. Сухомлинский2 семенному воспитанию. Он писал, что родительскому долгу человека нужно готовить еще с колыбели. Многие родители подбирают для детей самые наилучшие высокооплачиваемые дошкольные и школьные учреждения и при этом перекладывают все проблемы воспитания на них. Но ведь никакие престижные заведения никогда не смогут заменить,  то ценное духовное общение, понимание, нежность и ласку, которые дети могут и должны получить только от своих родителей. (см.4 стр. 129)

Особую роль в становлении личности в Дагестане  играет семейное воспитание. В центре его стоят родители. Личным примером создания домашнего уюта, а так  же атмосферы добра и нежности в доме для девочек является мать. В ведении хозяйства мальчики стараются подражать отцу. Еще в их обязанность входит беречь честь и достоинство не только семьи, но и целого тухума. Особой же гордостью для дагестанских девочек являются братья – мужественные, сильные и ловкие.

В Дагестане  в основном сельское население, порою  в некоторых районах отсутствуют  культурные центры и поэтому сама жизнь, жизнь в семье, в самом  поселке и является школой формирования добрых человеческих отношений, а народные и семейные традиции, обряды и обычаи являются средствами и элементами  (см.1 стр. 66)

Основные  семейные традиции

Традиция празднование дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни  ребенка. Подчеркивает значимость каждого  члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. Многое зависит от умения поделиться интересом и его пробудить.

Семейный совет, на который собираются все члены  семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь  на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет  ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребенка в семье и за ее пределами, тем более сложные формы эмоциональной жизни возникают.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство  – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские  связи.

Празднование  знаменательных событий в жизни  семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

Традиции поощрения  и наказания. Надо сказать, что уже  к началу школьного обучения у  детей отмечается достаточно высокий  уровень контроля за поведением. Возникает  чувство стыда. Все зависит от опыта ребенка и позиции родителей. Если дети часто сталкиваются с помехами при достижении цели (выполнении требований взрослых), а при этом родитель продолжает настаивать на своем, то закрепляется: вялость, безразличие, безынициативность либо; агрессивность, зависть, озлобленность.

Сказка на ночь, пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

Многое зависит  от отношений в семье. Если с детьми складываются доверительные отношения, у ребенка развивается самоуважение, чувство собственного достоинства, усиливается чувство безопасности, защищенности, эмоционального контроля.

Прогулки, поездки  вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр - развивает чувства прекрасного, духовный мир ребенка. Но подлинное понимание красоты искусства присутствует лишь в старших классах.

Дни Памяти родных и близких, ушедших из жизни;

Передача семейных реликвий подрастающему поколению. Эти традиции непосредственно касаются способности сопереживать. Жить и помнить о своих корнях – это дает «чувство домашнего очага», ответственности за себя в настоящем и будущем. Чтобы ребенок вырос чутким, отзывчивым важна ответственность  за другого, забота о младших, домашних животных.

Значительную роль играют традиции общенародных праздников, объединяющих семьи уже в масштабах страны и мира.

Разные сферы жизнедеятельности  семьи строятся в соответствии с  различными типами образцов, которые  повторяются каждым новым поколением и регламентируют создание новой семьи. Кроме того, так формируются супружеские, родительские отношения, закладываются традиции ведения домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. В традиции не даётся детальной регламентации поступка, она не имеет конкретной "привязки" к определённой ситуации.

Традиции отличаются большим  динамизмом, так как быстро реагируют  на требования современной жизни. Ориентируют  поведение ребёнка не только в  утвердившихся отношениях, но и в  тех новых вариантах, которые  возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие ребёнка идёт более успешно. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного  и доброго, которые старшими членами  семьи были найдены раньше, и сделать  их достоянием подрастающего поколения. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

 

Глава 2.  Пути  и средства использования народных традиций, обычаев и обрядов в педагогической практике воспитательной работы учащихся.

§1.   Проблема сохранения национальных традиций, обрядов и обычаев и методы их внедрения в современном обществе.

 

Нынешняя современная  молодежь придерживается мнения, что  традиции, обычаи это все предрассудки и пережитки прошлого, что никакого отношения к нашей сегодняшней жизни они не должны иметь никакого отношения. Но я думаю, что так они говорят только из-за своей необразованности, невоспитанности и невежественности.

Так, что же такое народные традиции и обычаи?

Традиции — это основа, это порядок, принятый всем обществом, традиции направлены на сохранение любви, покоя и правды, они стражи порядка, благополучия общества в самом широком смысле слова.

Это не только определенные дни празднования юбилеев и дней рождения, или выбор профессий членами семьи, или даже традиционные увлечения тухумов... Традиция— это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура общества. Мужество мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, рождение добрых человеческих отношений. Это чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения. Это великодушие, душевная щедрость. Снисходительность. Уступчивость. Все то, без чего не может существовать, развиваться и растить новое поколение наше общество.

Информация о работе Формирование добрых традиций, как средство формирования добрых человеческих отношений