Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 07:46, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – исследовать нынешнее состояние Фонда социальной защиты населения, выявить основные проблемы формирования и использования Фонда и дать рекомендации по устранения сложившихся проблем.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи: · Изучение экономической сущности и содержания социального страхования. · Выявление необходимости и предпосылок образования Фонда социальной защиты населения, его задач и функций. · Характеристика действующего механизма формирования и использования Фонда социальной защиты населения.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность и содержание социального страхования
2. Необходимость и предпосылки образования Фонда социальной защиты населения, его задачи и функции
3. Действующий механизм формирования и использования Фонда социальной защиты населения
4. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

В результате всего  этого динамика расходов и доходов Фонда социальной защиты населения неминуемо ведет и приведет в самом ближайшем будущем к большому и быстрорастущему финансовому дефициту Фонда.

Баланс Фонда  социальной защиты и резервы согласно предположениям статус-кво на перспективу до 2050 года будет выглядеть примерно таким, как он изображен на рисунке 8.

Однако положение  нельзя считать безнадежным. Пути решения  финансовых проблем есть.

Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств  социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

 

Рисунок 8. Баланс Фонда социальной защиты населения  на перспективу

 

Процесс совершенствования  системы социального страхования - процесс перманентный, и самоуспокоенности достигнуто быть не должно.

 

4. Проблемы и пути реформирования  системы социальной защиты населения  в современных условиях

 

Социально- экономические  и политические преобразования, происходящие в Республике Беларусь, создали новую социальную среду, обострили психологические, экономические проблемы в первую очередь таких категорий населения, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди, семьи с неблагоприятным экономическим климатом, конфликтными отношениями, дети- сироты, беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции, и др.[4, с.86]

В связи с  этим отличительной особенностью формирования бюджета в последние годы является его социальная направленность. Так, в 1997 году на финансирование затрат учреждений социально- культурной сферы, реализацию мероприятий по социальной политике, выплату субсидий жилищно- коммунальному хозяйству, городскому электротранспорту, дотации по топливу, а также системе Минтранса и метрополитена, выплату субсидий по жилищному строительству, компенсаций по вкладам, льгот и компенсаций населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, израсходовано 58,8% от всех расходов бюджета, в 1998 г. – 60,1%, в 1999 г. эта доля составила около 61%, в 2000 – 63%.[10, с.3]

В результате удалось  сохранить сеть учреждений социально  культурного комплекса. Дальнейшее развитие получили новые типы образовательных  учреждений (лицеи, гимназии, колледжи). Создаётся сеть территориальных центров социального обслуживания семьи и детей, социальных приютов, различных учреждений культуры, физкультуры и спорта.

Значительные  финансовые ресурсы направляются и  на реализацию президентских, государственных, отраслевых и региональных программ в области здравоохранения, образования, социальной защиты и реабилитации инвалидов, обеспечения прав детей и других. С 1998 г. в республике реализуется крупномасштабная президентская программа «Дети Беларуси», в состав которой входят программы: «Дети Чернобыля», «Дети- инвалиды», «Дети- сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».

Наряду с  бюджетными средствами на развитие физкультурно-оздоровительной  работы, оплату расходов, связанных с организацией и проведением воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства, направляется часть доходов жилищно-эксплуатационных организаций.

Для поддержания  реального уровня жизни людей, и  в первую очередь социально уязвимых семей, которых у нас более 500 тыс., внесены изменения в Закон Республики Беларусь « О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». С принятием этих изменений размеры государственных пособий и уровень совокупного дохода, дающего право на их получение, определяются в зависимости от величины минимального потребительского бюджета, что позволило в 1,5 раза повысить размеры пособий, а также увеличить число их получателей. Введено дополнительное пособие одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до 1,5 лет, в размере 15% минимального потребительского бюджета, повышен размер пособия по уходу за ребёнком- инвалидом в возрасте до 16 лет до 40% минимального потребительского бюджета. Пособия индексируются в соответствии с ростом индекса потребительских цен.

В целях социальной поддержки многодетных, неполных семей, а также семей, где оба родителя студенты, принято постановление  правительства о бесплатном обеспечении  продуктами питания детей первых двух лет жизни. При условии, что  совокупный доход на члена такой семьи не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек за предшествующий квартал.

Семьям, воспитывающим  детей, предоставляются и налоговые  льготы. Подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений рабочих и служащих и приравненных к ним по налогообложению граждан, получаемые по месту основной работы (службы, учёбы), воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, в размере двух месячных минимальных заработных плат на каждого ребёнка.

На 50% для многодетных  семей снижаются плата за пользование  учащимися общеобразовательных  школ учебниками и учебными пособиями  и стоимость предоставляемых  им физкультурно-оздоровительных услуг.

На постоянном контроле Министерства финансов и его органов на местах находятся вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений, ее совершенствования, а также полноты и своевременности выплаты.)

Удалось остановить процесс закрытия и перепрофилирования системы ведомственных детских  дошкольных учреждений. С 1996 г. на баланс местных Советов передано более 400 ведомственных детских дошкольных учреждений, в результате чего удельный вес дошкольных учреждений, содержащихся за счет средств бюджета, увеличился до 75%.

Значительная  часть расходов по содержанию детей в них финансируется за счет средств бюджета. Достаточно сказать, что родительская плата с 1 декабря 1999 г. покрывает только около 25% стоимости питания детей. Все же остальные расходы, а их удельный вес в общих расходах составляет более 85%, взяло на себя государство.

Большое внимание уделяется организации питания  в образовательных учреждениях  республики. При этом до 50% учащихся общеобразовательных школ, проживающих  в интернатах при школах, полностью  освобождаются от платы за питание, а остальные оплачивают половину его стоимости. Бесплатным обедом обеспечиваются учащиеся подготовительных классов, а в школах с продленным днем и группах продленного дня от платы за питание освобождаются до 10% учащихся и до 15% — на 50%. Для учащихся общеобразовательных школ, не получающих бесплатного или льготного питания, предусматриваются бюджетные средства для удешевления стоимости питания в размере 4% минимальной заработной платы на одного учащегося в день.

Бесплатное  питание организуется и в профессионально-технических учебных заведениях: для иногородних — трехразовое, для постоянно проживающих в месте расположения учебного заведения — одноразовое.

Немаловажное  значение придается финансированию мероприятий по ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Достаточно заметить, что удельный вес в консолидированном бюджете общих расходов на эти цели составляет 3,1%.

Ежегодно источниками  финансирования обеспечиваются приоритетные направления данной государственной  программы (полная потребность в бесплатном питании учащихся, предоставление льгот и компенсаций инвалидам, в отношении которых установлена связь заболевания с катастрофой на Чернобыльской АЭС, населению, проживающему на загрязненных радионуклидами территориях, ликвидаторам и др.).

Государство постоянно  заботится об оздоровлении людей. В 1999 г. за счет средств республиканского бюджета и государственного социального  страхования оздоровлено 1171,9 -тыс.чел., на что направлено 18,6 млрд.руб. с  учетом деноминации. Часть населения  обеспечивается лекарственными препаратами по льготным ценам, а ряд категорий получает их бесплатно.

Отдельно о  пенсионном обеспечении. В Беларуси 2,5 млн. пенсионеров, или около 25% от общей численности населения. В  стране законодательно утверждена целая  система мер по их поддержке.

В республике принимаются  меры для своевременной выплаты  пенсий.

В системе Министерства социальной защиты функционирует 74 дома-интерната  для инвалидов и престарелых, где проживают 15,5 тыс. человек. Кроме  того, социальная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам оказывается на дому. Таким образом, обслуживаются более 78 тыс. человек.

В бюджете предусмотрены  возможности на приобретение и ремонт специальных транспортных средств  и всех видов инвалидных колясок.

Важное значение придает государство проблемам занятости. Численность экономически активного населения составляет 45,4% от численности всего населения. В государственной службе занятости в качестве безработных официально зарегистрированы 96,7 тыс. человек, или 2,1 % экономически активного населения.

Тем не менее, принимаемые  меры по реализации социальной политики не позволяют устранить или существенно  снизить существующий уровень малообеспеченности отдельных групп населения. Причиной тому являются, с одной стороны, либерализация цен и девальвация национальной валюты, а с другой — распространение государственных пособий на значительную часть людей. В этой связи разработана Комплексная система мер по социальной защите населения на 2000—2005 гг., которая одобрена Советом Министров. Ее основной целью является обеспечение эффективной социальной защиты на основе функционального, организационного ее совершенствования и обновления, усиления нормативно-правовой и методической базы[3].

На первом этапе (2000— 2001 гг.) Комплексная система мер предусматривала, смягчение социальных последствий переходного периода и усиление адресной поддержки малообеспеченных групп населения, чтобы не допустить снижение уровня жизни и укрепить минимальные социальные гарантии.

На втором этапе (2002—2005 гг.) должно быть завершено реформирование системы социальной защиты. Предусматривается разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные системы с различными источниками финансирования: социальное страхование и социальная помощь.

В области оплаты труда важнейшим направлением ее реформирования должны стать поэтапное  повышение размера тарифной ставки первого разряда и ее приближение  к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету, исходя из экономических возможностей республики.

Для повышения  эффективности адресной социальной помощи важно усовершенствовать  существующие программы для создания единой системы адресной поддержки  незащищённых слоев населения. В  связи с этим следует провести всесторонний анализ действующих законодательных актов, регулирующих предоставление социальных пособий, услуг и льгот, и по его результатам подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, предусматривающих перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Практика показывает, что ни в одной стране социальные нужды населения не удовлетворяются полностью, ибо для этого не хватает ни государственных, ни частных пожертвований. Для решения этой задачи потребовалось бы резко увеличить налоги на занятое население.[2,с.36]

Международный опыт свидетельствует, что эффективные  системы адресной социальной помощи не в состоянии обеспечить поддержку  более чем 10—15% населения[10, с.5]. Ввиду  ограниченности финансовых средств  правительство приняло решение о выделении приоритетов в области социальной помощи. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 1999 г. N 1254 «О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан» определены категории граждан из числа малообеспеченных, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. К ним отнесены инвалиды I и II групп; одиноко проживающие пенсионеры; многодетные и неполные семьи; трудоспособные граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом, а также лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися в постоянной посторонней помощи; безработные граждане, состоящие на учете в государственной службе занятости и соблюдающие обязанности безработных, предусмотренные законодательством.

Сегодня также  важно упорядочить имеющиеся  льготы населению с последующим  направлением высвобожденных средств  «а программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных  льгот и практику, при которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей компенсацией средств льготнику. С целью упорядочения льгот и привилегий следует осуществить информационно- образовательную программу, то есть подготовить общественное мнение к пониманию необходимости реформы системы социальной защиты семей и граждан.

Политика по преодолению бедности должна опираться  на следующие принципы:

· справедливое распределение социальных издержек реформ на все группы населения;

· предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда;

· стимулирование трудоспособных граждан к активному  самообеспечению своим трудом;

· реалистичности, осуществимости предпринимаемых мер  по борьбе с бедностью с учетом ограниченности финансовых ресурсов.

Следовательно, представляется необходимым переориентировать  политику государственной социальной помощи на создание соответствующих  условий, при которых малообеспеченные семьи (в первую очередь, имеющие  в своем составе трудоспособных членов семьи) получили бы возможность выхода из кризисного состояния собственными силами. Такая организация социальной защиты позволит сократить численность семей, которым оказывается помощь государства, и за счет этого существенно увеличить размеры поддержки тем, кто в ней действительно нуждается.

На решении  этих кардинальных направлений реформирования системы социальной защиты, как утверждает А. Сверж (заместитель Министра финансов Республики Беларусь), и будет в  значительной степени сконцентрирована деятельность правительства республики в ближайшие годы.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения