Феминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:54, доклад

Краткое описание

Тема феминизма будет актуальна всегда, пока не наступит равенство полов или матриархат. Поскольку женщина и мужчина это основа общества, и сколько будет существовать патриархат, столько и будет существовать феминизм. Феминизм можно трактовать как идею создания новой формы общественного устройства, где не будет доминирующих - женщин или мужчин, где будет равноправие полов, так званый «биархат».

Вложенные файлы: 1 файл

теории феменизма доклад.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

Введение:

Феминизм - теория равенства  полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение

Тема феминизма будет  актуальна всегда, пока не наступит равенство полов или матриархат. Поскольку женщина и мужчина  это основа общества, и сколько  будет существовать патриархат, столько  и будет существовать феминизм. Феминизм можно трактовать как идею создания новой формы общественного устройства, где не будет доминирующих - женщин или мужчин, где будет равноправие  полов, так званый «биархат».

Некоторые считают, что неравенство  полов и теория феминизма это  выдумки женщин, но еще в Древнем  мире ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины  в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина  человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное  существо нашел свое отражение в  теологических и философских  трудах Древнего Мира. Чувство примитивно-грубого  мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что  ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Со времен Сократа  прошло два с половиной тысячелетия, но и в наши дни еще остались мужчины, которые так думают. Но так  же есть и мужчины-феминисты, которые  будут рады равенству полов.

В теориях феминизма можно  выделить такие основные идеи, как  то, что нужно избавиться от стереотипа, что женщина должна быть домохозяйкой: сидеть дома, воспитывать детей, следить  за порядком и быть оберегом домашнего  очага. Феминисты хотят что бы женщина была таким же «добытчиком» как и мужчина, даже не смотря на то, что еще с первобытных времен женщина была в основном домоседом, а если земледельческие времена, то дальше огорода она не «уходила».

Теория равенства полов  может привести нарушению института  семьи, его основных черт. Это можно  заметить уже и сейчас, когда возрастает количество мужчин берущих декрет вместо женщины. Можно ли считать это  нормальным, вопрос с двумя вариантами ответов: феминистка сказала бы что  это даже очень хорошо, но большинство  мужчин сказали нет, это дело женщин. Постает вопрос, где есть грань  между феминизмом, как теории равенства  полов, и матриархатом. То есть что  можно считать равным для полов, а что ношей тяжелее, чем у  противоположного пола. Так же есть такой вопрос о том, как разрознить омужествление женщины и становление мужчин более женственными, не есть ли это причиной теории феминизма, или его последствием.

В каждом подходе в теории гендера рассматриваются разные аспекты, которые по своему показывают проблемную ситуацию для женщин и каждый из подходов имеет свой вариант решение этой женской проблемы, как неравенство полов.

История феминизма  

 

Одной из первых работ, развивающих  феминистские идеи, была книга Мэри Уоллстоункрафт “Защита прав женщин”, впервые опубликованная в 1792 году. “Женщины, — писала она, — приняли на себя все издержки и недостатки цивилизации, упустив ее полезные плоды”). Шестнадцатью годами раньше в США Эбигайл Адаме обратилась в письме к своему мужу Джону Адамсу, который должен был стать вторым в истории страны президентом, с призывом улучшить положение женщин:

“Я желаю, чтобы Вы вспомнили  о женщинах и были бы к ним более  благосклонны и великодушны, чем  Ваши предшественники... Помните, что  все мужчины были бы тиранами, если бы могли”).

Ранний феминизм во Франции

Первые активно организованные группы в защиту прав женщин появились  сразу после французской революции 1789 г. В 90-х годах XVIII века под влиянием идеалов свободы и равенства, за которые боролась революция, в  Париже и ряде других городов было создано несколько женских клубов. Они стали местом собраний для  женщин, в них разрабатывались  политические программы, призывавшие  к равным правам на образование, труд, участие в управлении делами общества. Руководитель одного из таких клубов Мари Жуз написала воззвание, озаглавленное “Декларация прав женщин”. Оно основывалось на “Декларации прав человека и гражданина” — основного конституционного документа революции. Автор воззвания утверждала, что права на свободу и равное гражданство не могут принадлежать одним лишь (173) мужчинам; она выражала сомнения в том, что действительное равенство может быть достигнуто в условиях, когда половина общества лишена тех привилегий, которыми пользуются только мужчины. Призыв не нашел понимания у лидеров революции, и в 1793 г. Мари Жуз была казнена. Женские клубы в последующем были распущены правительственным декретом. С того времени феминистские группы и женские движения не раз еще возникали и реорганизовывались в странах Запада, почти всегда сталкиваясь с враждебностью и вызывая порой насилие со стороны власть предержащих. Тем не менее, Мари Жуз была единственной феминисткой, отдавшей свою жизнь за дело равноправия полов.

Борьба за права  женщин в Соединенных Штатах

В XIX веке наибольшее развитие феминизм получил в Соединенных  Штатах. Лидеры большинства женских  движений в других странах рассматривали  борьбу американских женщин за свои права  как образец для себя. В период 1830-1850 годов американские феминистки принимали непосредственное участие  в деятельности групп, выступавших  за отмену рабства. Петиции по этому  поводу обычно содержали большое  количество женских подписей. Тем  не менее, не имея формальных политических прав, женщины не могли оказывать  политического давления, посредством  которого реформаторы могли бы достигнуть своих целей. Ни одна женщина не была допущена к участию в работе всемирной  конференции по борьбе с рабством, созванной в 1840 году в Лондоне. Этот факт заставил женские группы повернуться  лицом к проблеме неравенства  полов. В 1848 г., как и пол века назад, подобно своим предшественницам из Франции, лидеры женских движений США встретились, чтобы принять  “Декларацию чувств”, составление  к по образу и подобию американской Декларации независимости20). “Мы считаем  само собой разумеющимся, — говорилось в самом начале Декларации, —  то, что все мужчины и женщины  созданы равными”. В документе  излагался длинный перечень несправедливостей  по отношению к женщинам21). Однако этот период не привел к значительным улучшениям в социальном и политическом положении женщин. После отмены рабства  Конгресс дал избирательные права  только освобожденным рабам-мужчинам.

На начальном этапе  развития женского движения в США  определенную роль сыграли чернокожие американки, хотя им часто приходилось  сталкиваться с враждебным отношением белых американок Сожунер Трас была негритянкой, протестовавшей как против рабства, так и против лишения женщин избирательных прав, т.е. тесно увязывавшей обе эти проблема;. Когда она в 50-х годах прошлого века страстно и зажигательно выступала на одном из массовых митингов аболиционистов в Индиане, один из белых участника митинга крикнул ей: “Не верю, что ты действительно женщина!” В ответ на это С. Трас обнажила перед всеми свою грудь, чтобы показать, какого она пода. В 1852 году во время ее выступления на съезде активисток женского движения в г. Акрон (штат Огайо) белые женщины пытались выкриками из зала сорвать ее речь. Она преодолевала подобное сопротивление, и сыграла заметную роль в борьбе женщин за свои права в тот период22). Однако другие чернокожие активистки, пытавшиеся наравне с белыми женщинами принять участие в этой борьбе, были разочарованы теми предрассудками, с которыми им (174) пришлось столкнуться. С того времени число чернокожих феминисток было весьма незначительным.

Развитие женского движения в Европе

Одним из наиболее важных событий  в истории зарождения женских  движений в Европе стало представление  в 1866 г. в английский парламент петиции, подписанной 1500 женщинами. В ней  содержалось требование о включении  в обсуждавшуюся тогда реформу  избирательного права положений  о предоставлении женщинам избирательных  прав в полном объеме. Петиция была оставлена без внимания. В ответ  организаторы акции год спустя образовали “Национальное общество за Женские  избирательные права”. Члены этого  общества стали известны как суфражистки23); с тех пор это слово служит напоминанием о той петиции, с  которой в XIX веке обращались в парламент, чтобы распространить избирательные  права на женщин. К началу XX века феминистское движение в Англии по своему влиянию было сопоставимо  с движением в США. В обеих  странах в начале века часто организовывались марши и уличные демонстрации. В июне 1908 г. в Лондоне прошел массовый митинг, в котором приняло участие  около полумиллиона человек. В этот период женские движения быстро распространялись во всех основных европейских странах, а также в Австралии и Новой  Зеландии.

Выдающаяся деятельница  движения суфражисток Эммелин Панкхерст совершила несколько пропагандистских турне по Соединенным Штатам, подробно рассказывая большим аудиториям о борьбе английских женщин за свои права. Две американки, вовлеченные в эту борьбу — Элис Пейн и Харриет Стантон Блатч, организовали в 1910-х годах серию многолюдных маршей и демонстраций по Нью-Йорку и другим городам Восточного побережья.

После 1920 г. женские движения в Великобритании и других странах  на несколько десятилетий пришли в упадок. Отчасти это было вызвано  успешным достижением стоявшей перед  ними цели — обеспечением к этому  времени в большинстве западных стран (в Великобритании, например, в 1928 году) равных избирательных прав. Радикально настроенные женщины  тяготели к участию в других общественных движениях (многие из них, например, примкнули  к антифашистскому движению). Хотя многие продолжали борьбу за права  женщин в этих более широких рамках, феминизм как особое движение против доминирования мужчин в различных  общественных институтах стал менее  заметен. Однако достижение равных политических прав мало способствовало распространению  равенства на другие стороны жизни  общества.

Возрождение феминизма

В конце 60-х годов женские  движения вновь стали набирать силу. За минувшую с тех пор четверть века феминизм стал влиятельным фактором мирового развития, в том числе  и во многих странах “третьего  мира”. Возрождение феминизма началось в Соединенных Штатах под влиянием движения за гражданские права, а  также студенческого движения этого  периода. Многие женщины проявляли  высокую активность, но оказывались  зачастую в традиционном подчиненном  положении по отношению к активистам-мужчинам. Лидеры движения за гражданские права  противились включению вопроса  о правах женщин в свои программы  борьбы за равенство. В результате женщины  начали создавать свои собственные  независимые организации [2, ст. 133-135].  

Макросоциологические теории гендера

2.1 Марксистский  феминизм

В семидесятые годы велись так называемые дискуссии о домашней работе. Марксисты, интересовавшиеся женским  вопросом, хотели определить отношение  женщин к капиталистической экономике. Утверждали, что это отношение  иное, чем у мужчин, но что это  означает конкретно? Дискуссия велась вокруг вопросов о том, производит ли женщина дома прибавочную стоимость  или потребительскую стоимость, а также какое значение неоплачиваемый труд женщин по воспроизводству рабочей  силы, то есть их работа по дому и с  детьми, имел для продолжения существования  капитала. Развитие этого вопроса  далее шло к тому, можно ли считать  женщин революционной силой или  нет. Может ли развиться революционное  сознание, если человек не работает непосредственно на производстве, создающем  прибавочную стоимость? Являются ли женщины вообще частью пролетариата? На этот вопрос отвечали положительно, но согласия в вопросе о том, производят ли женщины прибавочную стоимость  или нет, достигнуто не было [3, ст.241].

Теорию Карла Маркса обычно относят к радикальным теориям  конфликта в связи с учением  о классовой борьбе и освободительной  миссией пролетариата. Связь марксизма  с феминизмом не очевидна, тем более  что феминистки ставят под сомнение обоснованность "маскулинных" концепций и перспектив социального развития. Однако марксизм имеет много общего с феминистскими теориями, более того, марксизм с его положением об угнетении женщин в буржуазной семье и необходимостью их освобождения является теоретическим источником не только социалистического феминизма, но и всех его форм в целом. Феминизм сегодня пытается выйти на новый уровень развития своих идей, прямо используя марксистские тезисы о повышении сознания женщин как угнетенного класса, который должен бороться против патриархального угнетения.

Исторический взгляд на феминизм дает возможность увидеть огромное многообразие его форм, и даже то, как эти различия иногда приводили  к конфликтам внутри женского движения. Однако красной нитью через все  женские движения проходит идея революционности, враждебная традиционным взглядам и  принципам, выработанным всем предыдущим развитием цивилизации. Эти революционные  идеи появились в период Просвещения  и потом выдвинулись на первый план с развитием различных рационалистических подходов к реальности. Нежелание  феминисток использовать "мужскую" социальную теорию привело к тому, что марксизм преподносился как  социальный или материальный феминизм, при этом всячески избегали упоминания о "мужском" происхождении феминизма. Один из базовых принципов марксизма, разработанный в "Критике политической экономии" (1859), гласит: "Способ материального  производства определяет социальные, политические и интеллектуальные процессы в целом. Не сознание человека определяет его бытие, а наоборот, социальное бытие определяет его сознание".

Это была хорошая подсказка  и по тем временам научная основа для того, чтобы категорически  утверждать, что женские роли не детерминированы биологически, - их жестко определяют экономические условия  и социокультурные особенности в целом. Согласно Марксу, экономические интересы правящего класса направляют господствующую идеологию в обществе. Эта мысль получила развитие в книге "Немецкая идеология": "Идеи правящего класса в любую эпоху являются господствующими идеями, то есть, класс, который управляет производительными силами в обществе, в тоже время является господствующей интеллектуальной силой. Класс, который владеет средствами материального производства, одновременно контролирует и средства духовного производства, подчиняя себе идеи тех, кто лишен контроля над средствами духовного производства".

Классовость общества обязательно  ведет к классовости сознания, а последнее определяется тем, что  класс сознает себя и сознает  свою враждебность к другой социальной группе. Поэтому классовое сознание для социальных феминисток с необходимостью приводит к формированию особой позиции  по признаку пола, диалектически противоположной  идеологии мужчин, рассматриваемых, как правящий класс. Для того чтобы  достичь действительно классового сознания, женщины должны смотреть на мир со своей собственной точки  зрения, а не с точки зрения мужчин, которые всегда их угнетали. Видеть все с точки зрения правящего  класса, некритично используя его  мировоззрение, значит, развивать в  себе фальшивое сознание. Следовательно, анализ и критическая оценка правящего  класса необходимы для развития классового сознания. Другим направлением развития классового сознания женщин является революционность, стремление прекратить доминирование мужчин насильственным путем.

Информация о работе Феминизм