Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами на примере абитуриентов г. Пскова поступивших в 2012-2013 гг. в ВУЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор абитуриентами формы обучения (платной или бесплатной).
Основными моими задачами является выявить, действительно ли платная форма обучения более престижна; определяется ли уровень подготовки преподавателей формой обучения в ВУЗе; выше ли техническая оснащённость в платных ВУЗах, а также определить, как легче учиться (платно или нет).

Содержание

Введение. 3
1. Теоретико – методологическая часть 4
1.1. Обоснование и формулировка проблемы исследования 4
1.2. Цель исследования 4
1.3. Объект и предмет исследования 4
1.4. Логический анализ основных понятий 5
1.5. Гипотеза исследования 5
1.6. Структурная операционализация 5
1.7. Факторная операционализация 6
2. Методическая часть 7
2.1. Определение выборочной совокупности 7
2.2. Методы сбора первичной социологической информации 7
2.2.1 Инструкция к заполнению анкеты 7
2.2.2 Анкета 7
2.2.3 «Сводная» анкета 10
3. Аналитический отчёт 12
Заключение 14
Приложения…………………………………………………..………………….15
Список использованной литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

соц исл 2014.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический  факультет

 

 

 

Контрольная работа

СОЦИОЛОГИЯ

Социологическое исследование на тему:

«Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами на примере абитуриентов г. Пскова поступивших в 2012-2013 гг. в ВУЗ»

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Заочного  отделения

Нечупоренко Юлия Сергеевна

                                                                                   группа 1071-04С

                                                         шифр 13107033

 

                                 Проверил:

                                                               Шморага К.А.

 

 

 

 

 

Псков, 2014

Оглавление

 

 

 

Введение. 3

1. Теоретико – методологическая часть 4

1.1.  Обоснование и формулировка проблемы исследования 4

1.2.  Цель исследования 4

1.3.  Объект и предмет исследования 4

1.4.  Логический анализ основных понятий 5

1.5.  Гипотеза исследования 5

1.6.  Структурная операционализация 5

1.7.  Факторная операционализация 6

2. Методическая часть 7

2.1.  Определение выборочной совокупности 7

2.2.  Методы сбора первичной социологической информации 7

2.2.1 Инструкция к заполнению анкеты 7

2.2.2 Анкета 7

2.2.3 «Сводная» анкета 10

3. Аналитический отчёт 12

Заключение 14

Приложения…………………………………………………..………………….15

Список использованной литературы. 34

Введение.

 

Я выбрала данную тему для моего социологического исследования потому, что проблема выбора формы обучения является для современных школьников и абитуриентов, наиболее актуальной.

Эта проблема, близка многим и многие, результаты данного исследования, может быть, могли бы помочь молодым людям  сделать более осознанный и правильный выбор своей будущей профессии, воплотить полученные знания в своей  дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Ведь в немалой степени  именно профессиональное обучение и  качество знаний, полученные во время  учёбы могут сыграть для потенциального абитуриента решающую роль в жизни  и карьере.

Целью данной работы является расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор абитуриентами  формы обучения (платной или бесплатной).

Основными моими задачами является выявить, действительно  ли платная форма обучения более  престижна; определяется ли уровень  подготовки преподавателей формой обучения в ВУЗе; выше ли техническая оснащённость в платных ВУЗах, а также определить, как легче учиться (платно или  нет).

1. Теоретико – методологическая часть

1.1.  Обоснование и формулировка проблемы исследования

Многообразие  форм и типов обучения приводит к  сильной дифференциации навыков  и знаний выпускников различных  учебных заведений одного уровня образования и профиля. Также  существенные различия во внутренних требованиях к подготовке, сдаче  предметов в разных учебных заведениях. Все это обуславливает большие  различия в уровне подготовке специалистов - выпускников данных учебных заведений.

Желательно  знать процентное соотношение абитуриентов поступающих на данную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при  учебе и получить диплом. Ведь именно так поступают люди, желающие получить не знания, а «корочки».

Таким образом, основная проблема данного  исследования состоит в том, что, выбирая коммерческую форму обучения в ВУЗе, абитуриент рискует выйти  из ВУЗа менее подготовленным, чем  выпускник государственного ВУЗа, обучавшийся  на бюджетной основе.

1.2.  Цель исследования

Выявить приоритеты, по которым абитуриенты  выбирают форму обучения и ВУЗ. Будет  ли эта форма бюджетной или  коммерческой (платной). Узнать, почему именно эту форму обучения или  ВУЗ выбирают абитуриенты. Найти  достоинства и недостатки каждой формы обучения и специальности. В чём видят абитуриенты положительные  и отрицательные формы платной  и бюджетной формы обучения.

1.3.  Объект и предмет исследования

Объект  исследования - абитуриенты учебных  заведений.

Предмет исследования - причины, побуждающие  абитуриентов выбрать ту или иную форму обучения (платную или бесплатную).

1.4.  Логический анализ основных понятий

Образование - совокупность знаний, полученных в  учебном заведении (высшее образование, среднее техническое, среднее специальное, среднее, неполное среднее).

Абитуриент - человек, желающий продолжить обучение, который имеет свободу выбора специальности, учебного заведения  и формы обучения.

Факторы, влияющие на выбор формы обучения - это те причины, основываясь на которых, абитуриент делает свой выбор  в пользу платной или бюджетной  формы обучения.

1.5.  Гипотеза исследования

В результате проведённого исследования, предполагается, что абитуриенты  выбирают платную форму обучения руководствуясь, главным образом:

    • надеждой на более высокий уровень подготовки преподавателей и на лучшее техническое оснащение процесса учебы;
    • стремлением минимизировать затрачиваемые усилия в процессе учебы, независимо от уровня и качества получаемых знаний;
    • желанием сведения риска не поступления к нулю;
    • соображениями престижа.

1.6.  Структурная операционализация

1.7.  Факторная операционализация

2. Методическая часть

2.1.  Определение выборочной совокупности

Исследуемая совокупность – 20 абитуриентов, с различным образование (неполное среднее, среднее, среднее специальное, высшее), поступающих в различные учебные заведения. Из них 13 девушек и 7 юношей.

2.2.  Методы сбора первичной социологической информации

Для сбора первичной социологической  информации применяется метод анкетного  опроса.

Инструментарий.

1. Анкета (на каждого абитуриента).

2. Инструкция к заполнению анкеты.

2.2.1 Инструкция к заполнению анкеты

Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более  одного, наиболее подходящего Вам, пункта. В вопросе №3 Вы можете вписать  свой вариант ответа. Если Вы затрудняетесь  ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, можете его пропустить. В  том случае, если Вы уже являетесь  студентом и Вам предложили заполнить  эту анкету, то ответьте на вопросы  так, как Вы думали до поступлении в ВУЗ.

СПАСИБО!

2.2.2 Анкета

Факторы, влияющие на выбор формы  обучения абитуриентами.

1. Какое Вы получили образование:

а) Неполное среднее 

б) Среднее 

в) Среднее специальное 

г) Высшее

 

2. Как, по Вашему мнению, полученные  знания после окончания учебного  заведения будут определять Ваш  доход и престиж:

а) Будут иметь решающее значение

б) Будут оказывать весомое влияние

в) Будут оказывать слабое влияние 

г) Не будут оказывать никакого влияния

 

3. Вы считаете, что качество подготовки  преподавателей определяется:

а) престижем учебного заведения 

б) заработной платой преподавателя 

в) научной деятельностью преподавателя 

г) стажем работы преподавателя 

д) другое_____________________________________________________

 

4. Вы считаете, что при платной  форме обучения техническая оснащенность  выше, чем при бесплатном образовании: 

а) Да

б) Нет

 

5. Вы считаете, что платное обучение  более престижно: 

а) Да

б) Нет

 

6. Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную:

а) Да

б) Нет

 

7. Насколько Вам важно поступление  в этом году в учебное заведение: 

а) Жизненно важно 

б) Не очень важно 

в) Не важно

 

8. Как Вы считаете, где легче  учиться: 

а) На бесплатной форме обучения

б) На платной форме обучения

 

9. Как Вы считаете, где выше качество  получаемого образования: 

а) На бесплатной форме обучения

б) На платной форме обучения

 

 

 

 

2.2.3 «Сводная» анкета

   

Неполное среднее образования.

Среднее образование.

Среднее специальное образование.

Высшее образование.

Итого.

1. Будут ли определять ваш доход  и престиж полученные знания после окончания учебного заведения?

Будут иметь решающее значение

 

30%

 

45%

30%

Будут оказывать весомое значение

 

50%

60%

45%

50%

Будут оказывать слабое влияние

 

10%

20%

 

10%

Не будут оказывать никакого влияния

100%

10%

20%

10%

10%

2. Чем определяется качество подготовки  преподавателей?

Престижем учебного заведения

 

20%

40%

60%

20%

Заработной платой преподавателя

50%

10%

20%

 

10%

Научной деятельностью преподавателя

 

40%

20%

20%

40%

Стажем работы преподавателя

50%

30%

20%

20%

30%

Другое

         

3. При платной форме обучения техническая оснащённость выше, чем при бесплатной?

Да

 

50%

80%

60%

55%

Нет

100%

50%

20%

40%

45%

4. Вы считаете, что платное обучение  более престижно?

Да

50%

40%

20%

20%

35%

Нет

50%

60%

80%

80%

65%

5. Поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную?

Да

50%

90%

100%

100%

90%

Нет

50%

10%

   

10%

6. Насколько вам важно поступление  в этом году в учебное заведение?

Жизненно важно

50%

65%

40%

10%

55%

Не очень важно

 

25%

40%

15%

25%

Не важно

50%

10%

20%

75%

20%

7. Где легче учиться?

На беспл. форме обуч.

50%

20%

 

10%

15%

На платной форме обуч.

50%

80%

100%

90%

85%

8. Где выше качество получаемого  образования?

На беспл. форме обуч.

 

65%

80%

80%

65%

На платной форме обуч.

100%

35%

20%

20%

35%


3. Аналитический отчёт

В соответствии с собранными статистическими  данными 90 % абитуриентов выбирают платную  форму обучения потому, что поступить  в платный ВУЗ или на платное  отделение какого-то института легче, чем на бесплатное. 85 % опрошенных абитуриентов считают, что учится на платной форме  обучения легче, чем на бесплатной. Лёгкость обучения и простота поступления говорит о том, что, скорее всего специалисты, получившие образование на платной форме обучения, будут обладать меньшим профессионализмом, чем те, кто учился на бюджете.

Первая  гипотеза исследования о том, что  абитуриенты выбирают платную форму  обучения потому, что уровень подготовки преподавателей и техническая оснащённость процесса учёбы выше, чем в бесплатных ВУЗах частично подтвердилась: 55 % опрошенных считают, что техническая оснащённость процесса учёбы выше в платных  ВУЗах, а вот утвердительно сказать, что уровень подготовки преподавателей выше в платных ВУЗах нельзя, т.к. лишь 10 % опрошенных считают, что от уровня з/п зависит уровень подготовки преподавателей (как известно преподаватель платного учебного заведения получает больше, чем преподаватель бесплатного), 40 % опрошенных сказали, что уровень подготовки преподавателя зависит от научной деятельности преподавателя, 30 % - от стажа работы, 20 % - от престижности заведения. Следовательно, большая часть абитуриентов, выбравших платную форму обучения, не рассчитывают на высокий уровень подготовки преподавателей. Кроме того, 65 % абитуриентов сказали, что качество получаемого образования выше на бесплатной форме обучения. Значит, выбирая платную форму обучения, абитуриенты стремятся минимизировать затрачиваемые усилия в процессе учёбы, независимо от уровня и качества получаемых знаний: 85 % абитуриентов считают, что учится на платной форме обучения легче, чем на бесплатной - вторая гипотеза исследования полностью подтвердилась. Третья гипотеза исследования подтвердилась, ведь для 55 % абитуриентов жизненно важно поступить в ВУЗ в этом году, а поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную, следовательно, абитуриенты выбирают платные ВУЗы, для того чтобы свести риск не поступления к нулю. Четвёртая гипотеза исследования не подтвердилась, т.к. 65 % опрошенных не считают, что платное образование более престижно, чем бесплатное.

Итак, в соответствии с полученными  статистическими данными можно  сказать, что большая часть абитуриентов выбирают платную форму обучения, руководствуясь тем, что поступить  и учится в платном ВУЗе легче  и тем, что техническая оснащённость процесса обучения там выше.

Заключение

Социологическое исследование показывает, что практически 80 % абитуриентов выбирают платную форму  обучения, чтобы минимизировать свои усилия при поступлении в ВУЗ  и в процессе учёбы, при этом 65 % абитуриентов считают, что качество получаемого образования выше на бесплатной форме обучения. 50 % абитуриентов, имеющих среднее образование, 60 % абитуриентов, имеющих среднее специальное  образование, и 45 % абитуриентов, имеющих  высшее образование, считают, что полученные знания будут оказывать весомое значение в их жизни при определении дохода и престижа.

Информация о работе Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами на примере абитуриентов г. Пскова поступивших в 2012-2013 гг. в ВУЗ