Условия реализации компетентностного подхода в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:17, лекция

Краткое описание

На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе и в сочетании личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов.
Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетенция» и «компетентность».

Вложенные файлы: 1 файл

Условия реализации компетентностного подхода в образовании.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Условия реализации компетентностного подхода в  образовании

(методические  рекомендации)

 

Кульпина Л. Н. – заведующий кафедрой управления и технологий образования ГУО «Гомельский областной

институт развития образования», кандидат социологических наук

 

На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе и в сочетании личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов.

Реализация компетентностного  подхода в образовании имеет  свою историю и особенности, связанные  со спецификой развития систем образования. С 60-70-х годов в США, с 70-80-х годов ХХ века в Западной Европе стали применяться компетентностные модели обучения, рассматриваемые в контексте деятельностного образования, целью которого было подготовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда, т. е. владеющих профессиональными компетенциями. Компетентностный и деятельностный подходы позволяют эффективно осуществлять переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентированной на актуальные и востребованные жизнью результаты обучения [1, 2, 3].

Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в  образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетенция» и «компетентность». Существует множество трактовок  данных понятий, которые имеют различное  содержание.

Компетенции/Компетентность

Компетенция (от латинского competentia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом

 

Организованность деятельности

Компетентность – основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека

Атрибут человека

Владение компетенциями  –

«знаю, как»

(алгоритм решения)

Обладание компетентностью  –

«знаю, что и как»

(методы принятия решений)


 

Приведем возможные  варианты определений:

1) компетенция - совокупность знаний, умений, нормативно-ценностных установок, необходимых для решения проблем в определенной сфере деятельности;

2) компетентность (в общем понимании) – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией;

3) компетентностный подход в образовании - формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.

Сам термин «ключевые  компетенции» указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В программе «Ключевые компетенции-2000», разработанной Оксфордским и Кембриджским университетами, представлен набор ключевых компетенций (умений) для учащихся школ, колледжей, образовательных центров всех типов, а также для работодателей:

- коммуникация;

- операции с числами;

- владение информационными  технологиями;

- работа с людьми  в планировании и достижении  целей;

- решение проблем рабочего, учебного, личного характера при выборе методов решения и проверке их результатов.

Совет Европы назвал пять ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые люди:

  1. Политические и социальные компетенции.
  2. Компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе.
  3. Владение навыками устной и письменной коммуникации.
  4. Компетенции, связанные с информатизацией общества.
  5. Способность учиться на протяжении жизни.

Российский ученый А. В. Хуторской выделяет 7 ключевых компетенций [8]:

1. Ценностно-смысловая.

2. Общекультурная.

3. Учебно-познавательная.

4. Информационная.

5. Коммуникативная.

6. Социально-трудовая.

7. Компетенция личного  самосовершенствования.

В образовательной практике подход А. В. Хуторского является наиболее распространенным, будучи основой построения компетентностной модели обучения [5].

Условиями реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса являются:

- ориентация на продуктивный характер учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся;

- применение адекватных обновленному содержанию форм и методов обучения и воспитания;

- технологизация и алгоритмизация деятельности;

- высокий уровень профессионализма  учителя и управление развитием  его профессиональной компетентности.

Известно, что учебно-познавательная деятельность трактуется как самоуправляемая деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных познавательных проблем, сопровождаемая овладением необходимыми знаниями и умениями по поиску, переработке и применению информации. Следовательно, ключевой компетентностью выступает учебно-познавательная компетентность, обозначающая  уровень осуществления учебно-познавательной деятельности, которая соответствует в культуре социума системе ценностей, принципов и методов познания.

Умениями и навыками, входящими в учебно-познавательную компетентность (деятельностная составляющая), являются:

1) общеучебные и частнопредметные способы познавательной деятельности;

2) общеобразовательные  способы учебной деятельности, направленные  на достижение образовательных результатов;

3) индивидуальные способы  учебно-познавательной деятельности  в стандартных и нестандартных  ситуациях.

Можно говорить о факторах, способствующих или препятствующих формированию тех или иных компетенций у школьников. Как пример, рассмотрим факторы, влияющие на коммуникативную компетенцию учащихся.

Факторы формирования коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения

Факторы успешности процесса формирования коммуникативных компетенций

Факторы риска, сопровождающие процесс формирования коммуникативных компетенций

1. Осознанное отношение  к изучаемому учебному предмету  через практическую деятельность, связанную с будущей жизнью  и профессией

1. Непонимание значения  учебного предмета с точки  зрения формирования коммуникативных  компетенций

2. Развитие внутренней мотивации к обучению предмету, к формированию коммуникативных умений

2. Внешняя мотивация  к обучению предмету

3. Использование возможности  новых информационно-коммуникационных  технологий, включая интернет

3. Ограниченные возможности использования ИКТ, включая интернет-коммуникации

4. Совершенствование  учебно-методического обеспечения  и организационных форм обучения, адекватных содержанию предмета  и будущей профессии

4. Несоответствующее  содержанию образования и будущей  профессии учебно-методическое обеспечение  и организация образовательного  процесса

5. Развитие творчества  через использование активных (интерактивных)  методов обучения

5. Доминирование репродуктивных  методов обучения


Деятельностный  компонент содержания образования обеспечивается через активное внедрение в образовательный процесс практических занятий, таких, как ролевые игры, деловые игры, семинары, конференции, диспуты, дискуссии, метод проектов, учебные исследования. Кроме того, в настоящее время принято говорить не только о ключевых компетенциях, но и ключевых практиках, связывая их не только с учебной, но и внеучебной, личностно и социально значимой деятельностью учащихся.

Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает определенные алгоритмы деятельности.

Алгоритм построения компетентностно ориентированного образовательного процесса:

1. Начало действий  по решению самостоятельно выбранной,  а потому личностно значимой  и социально актуальной проблемы.

2. Осознание учебной  задачи как нехватки знаний  и умений для решения проблемы.

3. Самоуправляемое и  мотивированное освоение знаний  и умений, позволяющих решать  проблему.

4. Завершение действий  по решению проблемы.

Существенным условием эффективной реализации компетентностного подхода в образовании является профессиональная компетентность педагогов, трактуемая как совокупность профессионально-педагогических компетенций. Разработаны различные модели профессиональной компетентности педагога. Приведем одну из таких моделей.

Модель профессиональной компетентности педагога

Компетенции

Критерии

Общепедагогическая  профессиональная компетенция

психологическая и педагогическая готовность к осуществлению индивидуальной деятельности

Предметная  компетенция

знания в области  преподаваемого предмета

Коммуникативная компетенция

степень успешности педагогического  общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса

Управленческая  компетенция

владение умениями ставить  цель, планировать, организовывать и осуществлять контроль деятельности в рамках образовательного процесса

Информационно-коммуникационная компетенция

владение и применение ИКТ

Рефлексивная  компетенция

умение анализировать  и оценивать процесс и результат  педагогической деятельности

Компетенция в области инновационной деятельности

знания и умения в  области исследовательской, экспериментальной  деятельности.


В практике работы отдельных  педагогических коллективов учреждений общего среднего образования зачастую используется компетентностная модель, включающая ключевые компетенции по А. М. Хуторскому. В соответствии с данной моделью применяются разработанные показатели и критерии развития уровня профессиональной компетентности учителя [6].

В рамках исследовательского проекта TUNING выделено 30 профессиональных компетенций, которые объединены в три группы: инструментальные, межличностные и системные компетенции. Это позволило дать сравнительный анализ структуры профессиональных компетенций педагогов в зависимости от полученного образования и типа профессиональной мобильности [4].

Значительное внимание уделяется мониторинговым исследованиям  профессионализма педагогов. Так, в 2012 году в ГОИРО, как и в других институтах развития образования, был  проведен опрос по анкетам АПО  «Уровень профессиональной компетентности педагогических кадров» [7]. В анкетах компетенции педагогов были типологизированы по трем основаниям: стратегические (базовые), тактические (специализированные) знания и умения, ресурсное обеспечение деятельности (информированность в профессиональной сфере, наличие проблем и т.д.). Полученные результаты принципиальны с точки зрения качества повышения квалификации и развития профессиональной компетентности педагогов. По данным республиканской выборки общий (интегрированный) уровень компетентности составил 7,5 балла, что является свидетельством высокого уровня профессионализма педагогических кадров. Оценки компетенций, равные 7,4 баллам и ниже, говорят о слабых сторонах профессионализма: «знание психологических закономерностей процесса обучения» (7,4), «умение осуществлять педагогический анализ и прогнозирование результатов профессиональной деятельности» (7,4), «готовность к инновационной деятельности и саморазвитию» (7,3), «осведомленность в целевых ориентирах и практике применения новых технологий и методик» (7,3). Интересен факт, связанный с самооценкой профессиональных компетенций после повышения квалификации. Наибольшее приращение компетентности наблюдалось именно в области тех профессиональных компонентов профессионализма, которым были даны самые низкие оценки. Индекс приращения составил от 1,0 до 1,2.

Приращение уровня профессиональных компетенций – не только важнейший  показатель профессионализма педагогов, но и индикатор качественного  развития учреждений образования. В  условиях конкуренции между учреждениями образования стоит задача оперативно реагировать на требования времени, запросы потребителей образовательных услуг. Требуется разработка и применение оптимальных моделей и эффективных технологий обучения взрослых, высокое качество образовательных программ повышения квалификации и преподавания, что соответствует реализации компетентностного подхода в системе дополнительного образования взрослых.

Информация о работе Условия реализации компетентностного подхода в образовании