Требования, предъявляемые к современному социальному работнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

На индивидуальное отношение к конкретному специалисту косвенно влияет общественный престиж профессии, есть общественное мнение. Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в повседневной деятельности.

Содержание

1. Введение
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
3. Личные качества, которыми должен обладать социальный работник

Вложенные файлы: 1 файл

методологическая культура кадров.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Например, работник социальной службы для одиноких людей  с функциональными ограничениями  несколько лет подряд обслуживал клиента, который на первых порах  все время выражал признательность  социальной службе, потом перестал это делать и воспринимал услуги как должное, не выражая никаких  нареканий. Но потом начал выдвигать  различные конкретные жалобы относительно состояния здоровья и просьбы  об увеличении объема социальных услуг. Как выяснилось, изменение поведения  клиента не была связана с ухудшением его физического состояния, реальной потребностью в новых услугах, а  основывалась на неудовлетворенной  потребности в общении. Поэтому  социальный работник должен четко различать, что нужно клиенту, выбирать правильный вид помощи: предоставить информацию или совет, найти ресурсы, поддержать эмоционально подобное.

Деятельность социальных работников реализуется в географическом, политическом, социально-экономическом, культурном и духовном контекстах, на которые обязательно должны учитывать  настоящие профессионалы. Географический контекст определяет границы социальной работы (агентство, регион, нация, государство). Политический контекст характеризует  общественный строй, политический режим, форма правления, обуславливающих  формирование внутренней социально-экономической  политики, в т.ч. основы социальной практики и практической деятельности социальных работников. От социально-экономического контекста зависит доступность  для людей необходимых жизненных  средств, а также условия получения  образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и защиты, уровень развития социальных услуг  и социальной поддержки. Культурный и духовный контексты требуют от социального работника уважения к религиозным, культурным, духовным традициям личностей, семей, общин и наций, учет социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, идеалов людей, с которыми им приходится общаться.

Профессионализм как  высокий стандарт целенаправленной деятельности социального работника  выражается прежде всего в ее стабильности и результативности, в эффективном  индивидуальном стиле. Характеризуется  он объективными и субъективными  показателями.

Объективные показатели профессионализма социального работника  определяются его соответствием  профессии, личным вкладом в социальную практику, способностью профессионально  решать проблемы клиента, оказывать  помощь различным группам населения. Важным объективным критерием является также уровень профессиональных знаний и умений, которые: способствуют эффективному посредничеству между  клиентом и государственными структурами, успешному функционированию в ролях  организатора, координатора, технолога  социальной защиты клиента; обеспечивают его влияние на социальную политику в регионе, обществе, умение анализировать  процессы в социальной сфере, свою деятельность и прогнозировать их развитие в ближайшей  и отдаленной перспективах.

Субъективные показатели профессионализма социального работника  оговариваются его личностными  качествами, которые зависят от особенностей течения основных психических процессов, сформированности коммуникативных  навыков, умение действовать в сложных  и неординарных профессиональных и  психологических ситуациях.

Эффективность деятельности социального работника оценивается  по следующим критериям:

- Анализ проблем  клиентов и результатов их  решения;

- Динамика привлечения  клиента к различным видам  социальной деятельности;

- Результаты включения  взрослого населения в деятельность, направленную на улучшение социальных  условий;

- Особенности социально-психологического  климата в социуме;

- Уровень профессионального  роста социального работника  как специалиста.

В анализе профессионального  уровня социального работника пользуются также процессуальными (использование  методов, приемов, технологий), нормативно-этическими (усвоение и соблюдение в своей  работе норм, стандартов, принципов, эталонов профессии) показателям. Не менее важны  при этом его отношение к профессиональному  обучению (стремление к обучению, повышение  уровня квалификации, готовность изучать  профессиональные теоретические и  методические аспекты, обмениваться опытом с коллегами), инновационная настроенность (ориентация на новаторство, поиск индивидуального  стиля, творческое использование различных  методов и приемов соответствии с требованиями времени и конкретной ситуации).

 

3. Личные качества, которыми должен  обладать социальный работник

Социальный работник, который осознанно выбрал свою профессию, понимающий свою общественную миссию и нравственную сущность, успех своей  работы видит в облагораживании  мира людей, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных  обстоятельствах, в исполнении этого  мира, как бы это ни было сложно, положительными эмоциями , в ощущении своей нужности обществу и конкретным людям. Эта  работа требует не только определенных профессиональных знаний, умение использовать самые для каждой конкретной ситуации формы, методы, технологии социальной работы, но и соответствующих личностных качеств, без которых многим она  может показаться рутинной, слишком  обременительной и вместо пользы приносить вред клиентам и обществу. С этой точки зрения особенно важны  такие индивидуальные качества социального  работника, как гуманистическая  направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство  справедливости, чувство собственного достоинства и уважение к достоинству  другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, (способность сопереживать, сочувствовать), готовность понять клиента  и прийти ему на помощь, внимательность, исполнительность, искренность, коммуникабельность, социальная адаптированность.

Для клиентов социальной работы, как показывают социологические  исследования, важно, чтобы социальные работники обладали необходимыми для  этого вида деятельности личностными  качествами (доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, участливость, бескорыстие, уравновешенность) навыками общения (внимание к другим, умение выслушивать , вежливость) отношением к работе (добросовестность, исполнительская  дисциплина, ответственность, требовательность к себе).

Неприемлемыми для  них такие личностные качества, как  нервозность, корыстолюбие, черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. В общении клиенты негативно  оценивают грубость, неуважение к  людям, брезгливость, сердитисть, невежливость, дерзость социальных работников. В  отношении к работе - равнодушие к клиентам, постоянная спешка, безответственность, лень, небрежность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность и т.д..

В большинстве научных  исследований личностные качества социального  работника делят на три группы.

1. Психофизиологические  характеристики, от которых зависят  способности к этому виду деятельности. К ним относятся психические  процессы (восприятие, память, воображение,  мышление), психические состояния  (усталость, апатия, стресс, тревожность,  депрессия), внимание как состояние  сознания, эмоциональные и волевые  проявления (сдержанность, настойчивость,  последовательность, импульсивность ). Психологические характеристики  должны соответствовать требованиям  к профессиональной деятельности  социальных работников. Одни из  них являются базовыми, другие - на  первый взгляд, второстепенными.  Несоответствие одного из социальных  работников психологическим требованиям  к этой деятельности не всегда  быстро порождает негативные  последствия в работе, однако  по неблагополучных условиях  они неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно резко проявляется в сложных  ситуациях, при необходимости мобилизации  всех личных ресурсов для решения  сложных, необычного проблем.

Например, помогая  пожилым людям, социальный работник может столкнуться с необходимостью преодолевать обострения отношений. При  таких обстоятельствах нецелесообразно  углублять конфликт, акцентировать  внимание на нем, настаивать на собственном  видении ситуации. Более продуктивными  разговоры только о факте разногласий, без личностных оценок, обидных слов. Позиция социального работника  должна быть убедительной, аргументированной. Заметив, что собеседник стал чрезмерно  волноваться, необходимо предложить отложить на время разрешения конфликтной  ситуации.

2. Психологические  качества, характеризующие социального  работника как личность. К этой  группе качеств относятся самоконтроль, самокритичность, самооценка своих  поступков, а также стрессоустойчивость  (физическая тренированность, самовнушение, умение переключаться и управлять  своими эмоциями). Они помогают  избежать профессиональных стрессов, осуществлять самоменеджмент - последовательное, целенаправленное использование  эффективных методов и технологий  самореализации, саморазвития творческого  потенциала. Например, работники в  общине должны быть способны  к инициативе, действовать в условиях  риска, внедрять новаторские идеи. Для этого необходимы высокая  восприимчивость к новому, способность  работать самостоятельно, создавать  собственную сеть поддержки, решать  конфликты в обществе, а также  спорные ситуации взаимодействия  общества с внешней средой. 
3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личной привлекательности. Такими качествами являются коммуникабельность (умение быстро налаживать контакт с людьми); (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание) (внешняя привлекательность личности) красноречие (умение красиво, мастерски говорить, ораторский талант) и другие.

Социальным работникам приходится все время иметь дело с разными людьми (клиентами, местными жителями, специалистами, консультантами) устное, письменное общение с ними должно быть доверчивым, убедительным, что является предпосылкой его эффективности.

Для этого необходимы владение навыками презентации своих  идей перед разными группами, во время различных собраний, написание  отчетов, проектных заявок, умение обосновывать идеи, находить союзников, продвигать проекты общины, использовать возможности  служб и услуг и т.п..

Определенную теоретическую, практическую, ориентационную ценность имеет для социальных работников такой перечень их личностных качеств:

а) эмпатия - умение видеть мир глазами другого человека;

б) уважение, реагирование на проблему клиента так, чтобы внушить  ему уверенность в способности  преодолеть его;

в) конкретность и  четкость;

г) знание себя и  умение помогать другим в самопознании;

г) искренность, умение естественно вести себя в отношениях с клиентом;

д) соблюдение правила  «здесь и теперь», обязывающих к  безотлагательному решению проблемы, удовлетворение потребностей клиента.

Профессиональная  социальная работа опирается на принцип  гуманизма, согласно которому высшей ценностью  в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных  формах, самой распространенной из которых является альтруизм. 
Альтруизм (лат. alter - другой) - моральное качество, характеризующее готовность человека бескорыстно жертвовать собственными интересами ради блага другого.

Этот термин ввел французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857), сформулировавший принцип «жизни ради других». Однако не все мыслители придерживались такого его трактовки. Например, 3. Фрейд  считал альтруизм невротической  компенсацией его противоположности - первоначального эгоизма, вытеснение которого из сознания влечет возникновение  у нее комплексов. Несмотря на определенные различия в толкованиях, все философы говорят об альтруизм как о  действиях, лишены себялюбия.

Альтруизм является непременным условием социальной работы. Если социальный работник не исповедовать его отношении клиентов, он не сможет видеть их интересы первоочередными  для себя, а потому не прилагать  усилий для решения их проблем. В  таком случае ему трудно будет  рассчитывать на доверие клиентов, без которого невозможно эффективная  сотрудничество. Итак, профессия социального  работника, основываясь на альтруизме, требует от него и такого морального качества, как сострадание.

В формировании качеств, необходимых социальным работникам для успешного выполнения своих  обязанностей и общения с клиентами, существенную роль играют природные  данные, стремление к самоопределению, самоутверждению, желание учиться, ценностные ориентации и волевые  усилия человека, избравшего эту профессию.

Определяющим фактором пригодности человека к социальной работе является система ее ценностей, которая определяет эффективность  ее практической деятельности. Убежденность в абсолютной ценности каждого человека должно быть базисной психологической  установкой, основой ценностной ориентации социального работника. Если человек, решив стать специалистом в области  социальной работы, на каком-то этапе  обнаружила ощутимые различия между  классными установками и системой ценностей социальной работы специальности, ему лучше посвятить себя другой деятельности.


Информация о работе Требования, предъявляемые к современному социальному работнику