Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:19, реферат

Краткое описание

Подходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем. Если в качестве критерия классификации научных подходов выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все подходы можно свести к четырём основным видам: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход

Вложенные файлы: 1 файл

СРМ трансдис.docx

— 28.71 Кб (Скачать файл)

Каждая научная дисциплина имеет в своём основании блок базовых понятий, отвечающий принципу их необходимости и достаточности. Блок трансдисциплинарных базовых понятий, также, отвечает этому принципу. Однако статус гипердисциплины предполагает, что смысл трансдисциплинарных базовых понятий может иметь не прямую, а ассоциативную связь с соответствующими понятиями, несколько иначе трактующимися, в других научных дисциплинах. Например, «Развитие (трансдисципл.) – способность потенции ЕУС направленно преобразоваться в определённых явлениях, объектах и процессах», непосредственно ассоциируется с «Развитие (философ.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство». В других дисциплинах развитие, трактуется как процесс. Например, «Развитие (биолог.) – процесс тесно связанных количественных и качественных преобразований особей»; «Развитие (общ.) – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». В данном случае, развитие, как процесс преобразования, является производным от способности общего состояния ЕУС направленно преобразовываться. Таким образом, ассоциативная связь различных формулировок одного понятия соблюдается. Такое же требование предъявляется к понятиям, не вошедшим в блок базовых понятий. Это не значит, что они менее важные. Это значит, что они являются атрибутами или следствиями трансдисциплинарного блока базовых понятий.

Анализируя блок базовых  понятий, появляется возможность точно  определить «систему координат», которую  использует Наблюдатель (ученый, практик): уникальную – дисциплинарную, или  универсальную – трансдисциплинарную. Таким образом, появляется возможность не противопоставлять, а осознанно подбирать базовый блок понятий, «систему координат» Наблюдателя, для решения конкретной исследовательской или практической задачи.

В практически полезных целях, ЕУС и уникальные упорядоченные  среды рассматриваются, как «единый  функциональный ансамбль» (One Functional Ensemble). Единый функциональный ансамбль (ЕФА) бывает трёх видов.

  1. К первому виду относится природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты – атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди.
  2. Искусственный функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком – от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя.
  3. И, наконец, смешанный функциональный ансамбль (СФА) представляют «объекты цивилизации» – от квартиры до города, от территориально-промышленного комплекса до государства.

Природные функциональные ансамбли (ПФА) и, в большей части, смешанные  функциональные ансамбли (СФА) являются, с точки зрения современной науки, «открытыми системами». Развитие этих систем во многом зависит от многофакторного  влияния внешней среды и собственного состояния, сложившегося на момент принятия решения. А, так как методами дисциплинарного  и междисциплинарного системных  подходов учесть влияние всех принципиально  возможных факторов не удаётся, то проблемы, с участием ПФА и СФА, представляются в науке наиболее сложными и, зачастую, неразрешимыми. Несмотря на наличие  методологической возможности решения  подобных проблем с помощью трансдисциплинарного системного подхода, всё же потребовалось введение дополнительных понятий, способных придать этой возможности необходимую убедительность. Достичь этой убедительности позволили такие понятия, как «истина» (Truth) и «правда» (Reality).

В трансдисциплинарном системном подходе эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина – это то, как должно быть в действительности». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе преобразования своего общего состояния, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным.

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда –  это то, как есть в действительности». В действительности ЕФА может  иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широко распространённых в  русском языке, выражений). Однако в  реальной действительности, под действием  различных обстоятельств, ЕФА может  не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его  основных свойств и не полностью  реализованных способностях. Такое  состояние ЕФА называется реальным.

В контексте вышеприведённых  рассуждений, появляется возможность  говорить и об истинности граней формы  и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она  обеспечивает проявление, сохранение и полное раскрытие многогранного  содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному  содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться  моделями основных граней формы. Методологически  такой доступ осуществляется посредством  использования трансдисциплинарной единицы порядка или трансдисциплинарной системы. Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственного, временного и информационного.

 

Литература

  • Краткое введение в информологию. В.С. Мокий, А.О.Жамборова, О.Е.Шегай. 150 страниц. Издано в 1999 году, Издательство «Новый Центр», Москва, Россия. ISBN 5-89117-028-0
  • Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М.С. Мокий. 184 страницы. Издано в 2001 году, МАЭП (Московская Академия Экономики и Права), ИИК «Калита», Москва, Россия. ISBN 5-93417-034-1
  • Основы трансдисциплинарности. В.С. Мокий. 368 страниц. УДК 101.1:316 ББК 60.011 М749 Издано в 2009 году, ГП КБР "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года", Нальчик, Россия. ISBN 978-5-9996-0011-0
  • «Князева Е.Н., Курдюмов С.П., Синергетика и новые подходы к процессу обучения»
  • Моkiy V., (2001), The essence of the Informological Variant of the Transdisciplinary Pparadigm. Proceedings of the International Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained Negotiating Interdisciplinary in the 21st Century». May 9-12, 2001, Calgary, Canada.

Информация о работе Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов