Типы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики.

Содержание

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ 1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 2
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 7
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 9
СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 10
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 11
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 12
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 12
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 13

Вложенные файлы: 1 файл

Типы общества.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Идея циклического развития цивилизаций позднее была продолжена в работах немецкого философа О. Шпенглера и особенно английского историка А. Тойнбы. Каждая цивилизация, но Тойнби (а он насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию, в том числе 13 основных), проходит замкнутый жизненный цикл — от зарождения до разложения и гибели. В настоящее время, по его мнению, можно выделить пять основных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, западную и русскую. Особое внимание он обращал на причины гибели цивилизаций. В частности, он считал, что «творческая элита», носитель жизненной силы данной культуры, в какой-то момент оказывается неспособной решать вновь возникающие социально-экономические и исторические проблемы, превращается в меньшинство, отчужденное от населения и господствующее над ним по праву сильной власти, а не авторитета. Эти процессы в конечном счете и разрушают цивилизацию.

В последние годы в отечественной  социологии (и в целом в социальных и гуманитарных науках) понятие цивилизации  получает все большее распространение  при характеристике социально-исторического  развития. Это связано прежде всего с тем, что господствовавшая в советском обществоведении марксистская концепция общественно-экономической формации все абсолютном значении была отвергнута подавляющим большинством обществоведов как излишне политизированная и упрощающая процесс социально-исторического развития. В настоящее время в отечественной научной литературе понятие цивилизации употребляется, как правило, в трех значениях:

достаточно высокая стадия социокультурного уровня того или иного общества, следующей за варварством;

социокультурный тип (японская, китайская, европейская, российская и другие цивилизации);

высший современный уровень  социально-экономического, технологического, культурного и политического  развития (противоречия современной  цивилизации).

Эволюционные  типы обществ


Для лучшего понимания  общества, которое нас окружает и в котором мы живем, проследим развитие обществ с самого начала их существования.

Простейшие общества получили название обществ охотников и собирателей. Здесь мужчины охотились на животных, а женщины собирали съедобные растения. Помимо этого существовало только это основное разделение груда по половому признаку. Хотя в этих группах авторитетом пользовались мужчины-охотники, женщины-собирательницы приносили группе больше съестного, возможно, 4/5 всей добываемой пищи. Главную ячейку организации представляли род и семья. Основой для большинства взаимоотношений служили родственные связи по крови или браку. Поскольку семья в этих обществах была единственным явно выраженным социальным институтом, она выполняла функции, которые в современных обществах распределены между многими специализированными институтами. Семья раздавала своим членам пищу, учила детей (особенно навыкам добычи съестного), ухаживала за больными и т.д.

Общества охотников и  собирателей были невелики и насчитывали  обычно 25-40 человек. Они вели кочевой  образ жизни, передвигаясь с места  на место по мере сокращения запасов  пищи. Эти группы были, как правило, миролюбивы и делили между собой пишу, что являлось необходимым условием выживания. Однако из-за большого риска гибели пищевых запасов и соответственно голода, болезней, засухи, эпидемий смертность у этих людей была очень высокой. Почти половина из них умирала в детском возрасте.

Общество охотников и  собирателей самое эгалитарное  по сравнению со всеми другими  обществами. Поскольку пиша, добываемая на охоте и собирательством, быстро портится, люди не могут делать запасов, поэтому никто не может стать богаче другого. Правителей нет, и многие решения принимаются сообща. В силу того что потребности охотников и собирателей невелики и они не имеют материальных накоплений, у них остается гораздо больше времени для досуга, чем у других групп.

Все люди были когда-то охотниками и собирателями, и еще несколько  столетий назад общества были довольно примитивными. В настоящее время  их осталось всего несколько: пигмеи в Центральной Африке, племя сан  в намибийской пустыне и австралийские аборигены. Социологи Г. и Дж. Ленски отмечали, что современные общества забирают все больше земель, которые дают пропитание для таких групп. Они полагают, что немногие оставшиеся общества охотников и собирателей вскоре исчезнут.

Примерно 10-12 тысячелетий  назад общества охотников и собирателей  начали развиваться в двух направлениях. Очень медленно, в течение тысяч  лет, некоторые группы приручали  и разводили отдельные виды животных, на которых они охотились, — в  основном коз, овец, крупный рогатый  скот и верблюдов. Другие группы стали  заниматься растениеводством. Животноводческие общества развивались в засушливых районах, где было нецелесообразно  выращивать зерновые культуры. Группы, избравшие этот путь, стали кочевыми, поскольку шли за животными на новые пастбища. Огороднические общества занимались выращиванием растений, используя  ручной инструмент. Не испытывая необходимости  покидать районы, где им хватало  продовольствия, эти группы начали устраивать постоянные поселения. Огородничество, по-видимому, впервые возникло в  плодородных районах Ближнего Востока. Примитивная сельскохозяйственная техника — мотыги и палки для  проделывания в земле отверстий  для семян — постепенно начала появляться в Европе и Китае. Вероятно, эти способы обработки изобрели независимо друг от друга племена  Центральной и Южной Америки, но они могли распространиться из одного источника благодаря взаимопроникновению  культур через неизвестные нам  контакты.

Одомашнивание животных и  растений можно назвать первой социальной революцией. Хотя процесс одомашнивания  протекал чрезвычайно медленно, он ознаменовал фундаментальный разрыв с прошлым и изменил историю  человечества.

Животноводство и огородничество преобразили человеческое общество. Создав возможность довольно надежного  обеспечения продовольствием, эти  виды хозяйства способствовали появлению  множества взаимосвязанных новшеств, которые изменили почти все аспекты  человеческой жизни. Поскольку запасы продовольствия могли обеспечивать больше людей, группы стали многочисленнее. Кроме того, пиши стало больше, чем необходимо для выживания. Благодаря излишкам продовольствия группы пришли к разделению труда: не всем нужно было производить продукты питания, поэтому одни стали жрецами, а другие занялись изготовлением инструментов, оружия и т.д. Это в свою очередь стимулировало торговлю. Когда группы, жившие в основном изолированно, стали торговать друг с другом, люди начали накапливать предметы, представлявшие для них ценность, — инструменты, разнообразные продукты питания и др.

Эти перемены создали предпосылки  для социального неравенства, так  как теперь одни семьи (или кланы) имели в своем распоряжении больше излишков и богатства, чем другие. Когда у групп появились домашние животные, пастбища, пахотная земля, драгоценности  и другие товары, за обладание ими  стали вестись войны. Войны в  свою очередь породили рабство, так  как было очень выгодно заставлять пленников делать всю черную работу. Однако социальная стратификация была ограниченна, потому что самих излишков было немного. Так как люди передавали свое имущество потомкам, богатство  концентрировалось, а власть становилась  все более централизованной. Появление  вождей привело к изменению форм правления.

Вторая социальная революция, гораздо более внезапная и значимая, чем первая, произошла примерно 5-6 тысячелетий назад и была связана с изобретением плуга. Это изобретение привело к возникновению общества нового типа. Новое общество — аграрное — базировалось на экстенсивном земледелии, при котором почва обрабатывалась плугом на конной тяге. Использование животных для плужной обработки почвы было чрезвычайно эффективным: обширные площади могли обрабатываться меньшим числом людей и при вспашке земли в нее возвращалось больше питательных веществ. В результате стали образовываться значительные излишки сельскохозяйственной продукции, что высвободило множество людей для непроизводственной сферы. Перемены на этом этапе истории были столь глубоки, что его иногда называют зарей цивилизации.

Промышленная революция, подобно аграрной революции, тоже была вызвана изобретением. Она началась в Британии, где в 1765 г. впервые  применили паровой двигатель. Уже  до этого некоторые механизмы (ветряные и водяные мельницы) использовали природную энергию, однако большинство  из них нуждалось в силе человека или животного.

Новый источник энергии дал  толчок к возникновению индустриального  общества, которое социолог Герберт  Блумер определил как общество, в котором вместо силы человека или животного используются машины, работающие на горючем.

Рассмотрим некоторые  социальные перемены, вызванные индустриализацией. Этот новый способ производства был  намного эффективнее всех существовавших прежде. Увеличились не только излишки  продукции, но и их влияние на группы людей, а также социальное неравенство, особенно на первой стадии индустриализации. Индивиды, первыми применившие передовую  технологию, накопили огромные богатства. Заняв с самого начала ведущее  положение на рынках сбыта, они могли  контролировать средства производства (мануфактуры, машины, инструменты) и  диктовать условия труда для  других людей. К. этому времени образовался избыток рабочей силы, поскольку феодальное сельское хозяйство приходило в упадок и массы селян сгонялись с земель, которые веками обрабатывали их предки. Оказавшись в городах, эти безземельные крестьяне были вынуждены работать за нищенскую плату.

Однако рабочие постепенно добивались улучшения условий труда, как и другие социальные слои. В  конечном итоге владение домом, автомобилем  и широким ассортиментом потребительских  товаров стало обычным явлением. Социальные реформаторы не могли  предвидеть, что на последующих этапах развития индустриальных обществ рабочий  будет иметь высокий уровень  жизни. Прогресс, связанный с индустриализацией, в некоторой степени стер признаки социального неравенства. Усиление социального равенства началось с отмены рабства; перехода от монархии к представительной политической системе, для которой характерны право  на разбирательство в суде присяжных  и перекрестный допрос свидетелей, избирательное право, расширение прав женщин и меньшинств и т.п. Основная тенденция развития современных  передовых индустриальных обществ  состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу сервиса. Так, в США более 50 % трудоспособного  населения работает в отраслях сервиса.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО


Развитое гражданское  общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны,государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество»  было введено Дж. Локка, А. Смитом для  отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали  многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структурыв экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

интересы личности стоят  выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности  — частная собственность;

свобода означает невмешательство  кого бы то ни было в частную жизнь  личности;

индивиды заключают между  собой общественный договор, т. е. создают  гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом  и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское  общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся  институты, огражденные законом  от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов  граждан, их реализация через различные  институты, диапазон используемых при  этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

удовлетворяет потребности  в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

удовлетворяет потребности  в управлении жизнью общества. Здесь  интересы реализуются посредством  участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан  отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Информация о работе Типы общества