Типы культур. Субкультура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы, жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и развития элитарной культуры – литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 28.19 Кб (Скачать файл)

Типы культур. Субкультура и  контркультура

Социальные типы культуры

 

Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы, жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и развития элитарной культуры – литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.

 

Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех»,  свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX - нач.XX вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить и одухотворить их, то в XX веке вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. «Что ждет массового человека и какой жизнью ему суждено жить?» – задавал вопрос испанский философ и отвечал: «Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом в чужую».

 

Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения. Примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, - черты массового продукта.

 

К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно  отнести:

 

-индустрию отдыха и развлечений,  массовые зрелища, цирк, профессиональный  спорт, массовую художественную  литературу (бульварную, приключенческую,  фантастику, комиксы).

 

-рекламу и моду;

 

-систему средств массовой информации  и пропаганды.

 

Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. «Народные массы» начинают поучать деятелей культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен «политических религий»: фашизм, американизм и проч.

 

Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.

 

Контркультура - это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак  в труде «Становление контркультуры» (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше, его концепцию сверхчеловека. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Контркультура культивирует спонтанное, неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционную мистику тела и т.д.

 

Этнонациональные типы культуры

 

Этническая культура - это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса (белорусы, русские, французы), язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения этноса, которая может не совпадать с границами национального государства. Проявляется, например, в деревенском образе жизни, ценностях и нормах жителей села, характеризуется традиционностью, замкнутостью.

 

Национальная культура - сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру (национальная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, философия, научные школы). Средоточие национальной культуры – народ, а ее достижения – продукт творчества культурной элиты, национальной интеллигенции.

 

Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур. Она включает в себя эталоны  творчества, классические ценности, универсальные  человеческие идеалы,  общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых  религий, художественные достижения, соответствующие  эталонам прекрасного и гармоничного, научные концепции и философские  теории. 

 

Исторические типы культуры.

 

Основными подходами в рамках культурно-исторической типологии являются:

 

-Эволюционно-хронологический (например, культура каменного века, бронзового века, железного века, культура средневековья);

 

-Формационный (культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества);

 

-Цивилизационный (древнеегипетская  культура, месопотамская, индийская,  китайская, европейская и т.д.);

 

-Религиозный (христианская культура,  исламская культура и т.д.);

 

-Осевой (выделяются доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности, основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей, и осевые культуры, в которых акцент делается на развитие личности и универсальных тенденций культуры (формируются с VIв. до Р.Х.  по VI в. Р.Х.).

 

 

 

СУБКУЛЬТУРЫ

Введение

 

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

 

Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание  цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

 

Каждое общество имеет некоторую  совокупность культурных образцов, которые  принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

 

Каждая из групп людей, стоящих  на разных экономических ступенях в  процессе распределения общественного  продукта, обычно развивает способы  поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также  свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются "субкультурами".

 

 

 

Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало.

 

Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет  не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному  взаимодействующих субкультур. Жизнь  индивида протекает главным образом  в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного - в военной зоне. Она может иметь мало контактов  с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая  оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.

 

Субкультура — это часть общей  культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся  и продолжающая культуру нации, которая  получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень  сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые  ценности, характерные только для  нее.

 

КОНТРКУЛЬТУРА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ  АТРИБУТ ОБЩЕСТВА

 

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится  в конфликте с господствующими  ценностями.

          Примером  контркультуры, по мнению известного  американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. "Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами" [4].

          Возникновение  контркультуры на самом деле  — явление вполне обычное и  распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура,  упорядочивает только часть символического  пространства данного общества. Она не способна охватить все  многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

          В силу  ряда социальных, политических или  экономических обстоятельств субкультура  может культивировать образцы  поведения, противоположные доминирующей  культуре. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения  и нравственных норм; напротив, она  имеет ярко выраженные стандарты  и нормы, но совершенно противоположные  всеобщим, общепринятым нормам данного  общества. Субкультура бандитской  шайки вступает в конфликт  с культурой общества. Группа  бандитов обучает молодежь такой  культуре, которая находится в  оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах.

 

Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура  означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего  контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

 

В разных странах и в разные эпохи  можно наблюдать появление в  господствующем стиле жизни каких-то течений, которые резко контрастируют  с ним и предстают как своего рода культурный вызов господствующей культуре. Особенно часто это стало  встречаться в ХХ в.

 

 

Контркультура - это субкультура, резко  отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

 

Появление контркультурных тенденций  вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует  реалиям нового времени. Поэтому  контркультура появляется как отрицание  устаревших культурных форм, как утверждение  новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных  тенденций является потребность  в самоутверждении. Для самоутверждения  в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую  конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Информация о работе Типы культур. Субкультура и контркультура