Типология социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:45, реферат

Краткое описание

Понятие социального взаимодействия, его основные признаки. Две стороны процесса взаимодействия. Исследование процессов социального взаимодействия.

Содержание

1.Введение
2.Сущность и основные признаки социального взаимодействия
3.Типология социального взаимодействия относительно определенных критериев:
- видов
- сфер
- социальных отношений
- способов
4. Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  связи учреждение образования

Высший  государственный колледж связи 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине: «  Социология и политология  »

По  теме:

«Типология  социального взаимодействия» 
 
 
 
 
 

Выполнила: Пригоцкая Анастасия 

студентка группы ПИ 131

Преподователь: Шавво Галина Герасимовна 
 
 
 
 

Минск 2012г.

План:

  1. Введение.
  2. Сущность и основные признаки социального взаимодействия
  3. Типология социального взаимодействия относительно определенных критериев:

- видов

- сфер

- социальных отношений

- способов

4. Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Введение

       Социальное  взаимодействие - систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые  нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию  воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

       Социальное  взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.

     Социальное  взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.

     Взаимодействие  — это определенная система действий одной стороны по отношению к  другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая  в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие — это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.

       Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, с сослуживцами, просто со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет различные социальные взаимодействия. В любом из таких взаимодействий он одновременно проявляет свое индивидуальное своеобразие в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, он выступает как исполнитель определенных ролевых функций: муж или жена, начальник или подчиненный, отец или сын и т.д. С другой стороны - в любой из выполняемых им ролей он одновременно взаимодействует с другими людьми как уникальная, неповторимая личность.

       Когда индивид выполняет определенную роль, он действует в качестве специфической  единицы вполне определенной социальной структуры - директор завода, начальник  цеха, мастер, рабочий, ректор, декан, профессор, студент и т.п. В обществе, в каждой его структуре - будь это семья, школа, предприятие, спортивная команда или политическая партия - существует определенное согласие, нередко зафиксированное документально (правила внутреннего распорядка, устав партии, кодекс офицерской чести и др.), относительно вклада, который должен вносить в общее дело, следовательно, в процесс взаимодействия с другими, каждый исполнитель такой роли. Поведение каждого участника таких межличностных, внутригрупповых или межгрупповых взаимодействий ограничено определенным набором экспектаций (ожиданий), обусловленных принятыми в данном сообществе моральными, культурными, юридическими и другими нормами. В таких случаях, особенно если взаимодействие различных индивидов происходит в рамках служебных отношений, выполнение определенных ролей по отношению к сослуживцам вовсе не обязательно должно сопровождаться какими-либо чувствами, хотя проявление последних отнюдь не исключается.

       Но  во взаимодействиях между людьми существует гораздо более обширный и разнообразный класс межличностных отношений, в которых существуют специфические, эмоционально очень насыщенные роли (друг, отец, соперник и т.п.), неразрывно связанные с чувствами симпатии или антипатии, дружбы или неприязни, уважения или презрения. Индивидуальные взаимные реакции людей друг на друга в таких взаимодействиях могут резко варьироваться в очень широком диапазоне: от любви с первого взгляда до внезапной неприязни к другому человеку. В процессе такого взаимодействия, как правило, осуществляется не только восприятие людьми друг друга, но и взаимная оценка друг друга, неизбежно включающая в себя не только познавательные, но и эмоциональные компоненты.

       Сказанного  уже достаточно для того, чтобы  дать определение рассматриваемого социального процесса.

       Социальное  взаимодействие - это двунаправленный процесс обмена действий между двумя и более субъектами. Таким образом, поведение одного или всех участников взаимодействия вызывается предшествующими социальными действиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Сущность  и основные признаки  социального взаимодействия

       В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. В футболе, например, согласованность действия вратаря, защитников и нападающих; в балете - солистов и танцевальной группы; на заводе - директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.п. В каждом из приведенных примеров, в любом взаимодействии все выполняемые в процессе его развертывания функции распределены и согласованы, что и вызывает определенный эффект взаимодействия.

       Можно выделить четыре основных признака взаимодействия:

       1.Предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой по различным причинам предполагает необходимость объединения усилий, будь это тот же футбол или работа какого-либо цеха Минского автозавода.

       2.Ситуативностъ — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия: если мы с друзьями находимся в оперном театре, мы реагируем на происходящее, на сцене совсем иначе, чем в том случае, когда мы с ними же бываем на футбольном матче или загородном пикнике.

       3.Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это - игра, танцы или работа на заводе.

       4.Рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия быть проявлением, как особенных субъективных намерений, так и неосознаваемых или осознаваемых следствием совместного участия людей в меж индивидуальных или групповых видах деятельности (та же игра или работа, например).

       Процесс взаимодействия имеет две стороны - объективную и субъективную.

       Объективная сторона взаимодействий - это связи, не зависящие от отдельных личностей или их групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии).

       Субъективная  сторона — это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

       Присмотревшись к миру человеческих сообществ, мы увидим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер. В многосторонних процессах межличностного взаимодействия, Бабосов , как раз и выдвигал на приоритетное место социально-психологические аспекты. Особая значимость при этом придается трем основным процессам взаимного обмена.

       1.Обмен между взаимодействующими индивидами различными идеями - религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т.п.;

       2.Обмен волевыми импульсами, который происходит, когда люди объединяются в различные общества и кооперации для достижения коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных, научных и других целей;

       3.Обмен чувствами, возникающий на почве любви, сострадания, ненависти; в процессе созерцания драмы, при религиозном обряде и т.п.

       4.Жизнь каждого из нас, представляет собой непрерывный процесс взаимодействий, осуществляющихся между нами и другими людьми. Только ночью, во время сна, этот процесс несколько ослабляется. Человеческое общество в этом отношении похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно возникают, исчезают, сталкиваются друг с другом, а море - человеческое общество - вечно бурлит, волнуется и не умолкает.

       Т. Парсонс особое значение в исследовании социальных взаимодействий придавал системам «взаимных ожиданий» в том смысле, что действия взаимодействующих партнеров ориентированы на определенное ожидание других партнеров. Поэтому в процессе взаимодействия складывается определенная структура «потребностных диспозиций участвующих в нем партнеров». Чем больше участников взаимодействия, тем больше неопределенностей в их взаимоотношениях друг с другом возникает, когда каждый стремится к осуществлению своих целей. По мнению Т. Парсонса, из множества таких неопределенностей можно выделить семь наиболее типичных.

       1.У взаимодействующих индивидов могут существовать различные представления объектов действия - людей, предметов, процессов и т.п. Отсюда возникает проблема коммуникативного, или символического, порядка («общего языка»),

       2.Когда во взаимодействии участвует множество индивидов, то может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

       3.Участники взаимодействия могут наделять символические представления об объектах различными субъективными или противоречащими одно другому значениями, что порождает проблему различных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные объекты.

       4.Существует опасность, что акторы (участники взаимодействия) станут претендовать на обладание одними и теми же объектами, в результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуационных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

       5.Неопределенность в процессе взаимодействия может возникнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждого актора помешать другому актору в достижении цели, поэтому 
существует проблема контроля над действиями других, или проблема политического порядка.

       6.Во взаимодействии возможна неопределенность из-за частичной противоречивости в понимании нормативных стандартов 
или даже несовместимости таких стандартов, тогда возникает проблема нормативного порядка.

       7.В процессе развертывания взаимодействия могут оказаться конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими мотивационные нужды акторов, отсюда возникает проблема мотивациоиного характера.

       Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Однако полное устранение таких неопределенностей невозможно в принципе.

       Существенный  вклад в исследование процессов  социального взаимодействия внесла теория символического интеракционизма и, прежде всего, работы наиболее видных ее представителей, американских социологов Дж.Г. Мида и Г. Блумера. Эта теория исходит из того, что взаимодействия, как и все формы социального поведения людей, основаны на коммуникации. С точки зрения Дж.Г. Мида, «средства коммуникации стали величайшими цивилизирующими факторами». Самое существенное во взаимодействии, основанном на коммуникации - значимое действие, включающее в себя осмысление не только поступков, но и намерений партнеров. Именно сознательная коммуникация наделяет смыслом или значением слова, жесты, поступки индивидов, производящих их, а также тех индивидов, которые откликаются на эти слова, поступки в процессе взаимодействия. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективностью, необходимо «поставить себя на место другого челове ка», т.е. «принять роль другого». Участвующий в таких процессах индивид «может принять всеобщие установки всех других подобных индивидов по отношению к этим процессам», которые реализуются «в эмпирических отношениях и взаимодействиях» и, вследствие этого, «соответствующим образом направлять свое собственное поведение».

Информация о работе Типология социального взаимодействия