Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Изучить методы и методики исследования.
3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 4 курс готов.docx

— 123.70 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8

1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8

1.2.            Методы и методики исследования 22

Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27

2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27

2.2.       Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31

2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36

Заключение 48

Список литературы 51

Приложения ……………………………………………………………………..55

 

Введение

Актуальность исследования. В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Ведущее место среди причин инвалидности у детей занимают физические нарушения – 75% (среди них – 23,2% опорно-двигательные и 25% с нарушением внутренних органов). Умственные нарушения занимают менее четверти от всех заболеваний вызывающих инвалидность – 20% [2].

Детский церебральный паралич (ДЦП) является одной  из серьезнейших проблем человеческого  сообщества. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения головного мозга ребенка на различных этапах онтогенеза.

Ведущей проблемой семьи, воспитывающей  ребенка с ДЦП, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения  «особого» ребенка. Родителям необходима система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения, воспитания, общения с ребенком. У детей с тяжелыми формами ДЦП усвоение моделей поведения и усвоение социальных значений (ценностей, установок) происходит преимущественно в рамках родительско-детских отношений, в которых преобладает симбиоз [31].

Больной ребенок требует  повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию. Тем не менее, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями. В решении этой сложной задачи семье нужны грамотные  помощники.

Социально-педагогическое сопровождение  направлено на создание условий  для  успешной социальной  адаптации семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки  к школьному обучению. Ведущая роль в организации социально-педагогического сопровождения принадлежит  социальному педагогу как специалисту по работе с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Состояние и степень разработанности  проблемы. Проблемы семьи «особого» ребенка рассматривались в работах  А.Н. Смирновой (1967), Г. Дейвида, М. Линдера (1978), Б.В. Зейгарник (1979, 1980), И.И. Мамайчук (1989), В.В.Ткачевой (1999),  Е.М.  Мастюковой,  (2001), Л.М. Шипицыной (2002), Г. Фюр (2003) и других. По мнению авторов,  родители детей данной категории испытывают огромные психологические трудности в связи с воздействием длительной травмирующей психику ситуации, явившейся результатом рождения в семье ребенка с проблемами развития. В таком состоянии родители часто оказываются не  готовыми  к оказанию помощи своему ребенку.

К сожалению, вопросы, касающиеся личностных особенностей при нарушениях двигательной сферы, важные для разработки проблем адаптации  и интеграции, исследовались мало, к тому же, в основном, изучались  дети дошкольного и младшего школьного  возраста (Э.С. Калижнюк, 1979, 1987; И.И. Мамайчук, 1991). Для них разрабатывались программы медицинской реабилитации и отчасти социальной адаптации. Работ, посвященных подростковому возрасту, значительно меньше (И.Ю. Левченко, 1986, 1991, 2001).

Именно  в подростковом возрасте лица с проблемами в развитии нуждаются в специальной  помощи для того, чтобы достичь  полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социальных мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба подростков. Ошибки в этой работе могут привести к нежелательным последствиям – уходу в болезнь, социальной изоляции.

Социальный педагог призван  решать сложные проблемы, связанные  с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными  возможностями важно создать  атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

 

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
  2. Изучить методы и методики исследования.
  3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности
  4. Проанализировать факторы, влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями
  5. разработать технологию социально-педагогической работы с детьми с ограниченными физическим возможностями.

Теоретической основой  исследования выступили концепции развития и воспитания детей с особыми нуждами изложенные в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Е.Ф. Архипова,                 Л.С. Выготский, М.В. Ипполитова,  Э.С. Калижнюк, Я.А. Коменский,                    Д.Б. Эльконин и  другие); система кондуктивного (управляемого) обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (А. Петё, М. Хари); социально-медицинские исследования в области реабилитации детей с церебральным параличом (Б. и К. Бобат, В. Войта, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, К.А.Семенова, Л.М. Шипицына и другие); социально-психологические  исследования проблем семьи, воспитывающей ребенка с особыми нуждами (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина, В.Л.Мартынов, Г.В.Пятакова, М.М.Семаго, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер и другие).

Методы и методики исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью методики Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)

Методики «Анализ семейного  воспитания (АСВ)» Эйдемиллера-Юстицкиса; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Эмпирическая база исследования: ОГБОУ «Костинская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Рязанская область. В исследовании приняли участие 15 детей подросткового возраста (13-15 лет, 10 мальчиков и 5 девочек) с ДЦП легкой тяжести с сохранным интеллектом. Манипулятивные функции развиты достаточно: они полностью обслуживают себя, пишут, многие – печатают на компьютере).

Практическая значимость: разработанная технология социально-педагогической работы может быть полезна в работе с детьми, имеющими ограниченные физические возможности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы проблем детей, имеющими ограниченные физические возможности

    1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями

Существует довольно много классификаций  по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и  развитии. В 1980 г. Всемирная организация  здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

  • недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
  • ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
  • недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов [33, c.5].

В проекте закона Российской Федерации  о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах, - «лица  с ограниченными возможностями  здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический  недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без  создания специальных условий для  получения образования. Введено  также понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят  подтвержденные в установленном  порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое  соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный  или постоянный недостаток в психическом  развитии человека, включая нарушения  речи, эмоционально-волевой сферы, в  том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного  развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном  порядке.

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование  в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны  с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся  задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум). Умственная отсталость может быть обусловлена  врожденными дефектами нервной  системы или являться результатом  болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться  различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой –  дебильности до глубокой – идиотии.

К психическим отклонениям относятся  также нарушения речи разной степени  сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с  нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических  отклонений являются нарушения эмоционально-волевой  сферы ребенка. Как крайние формы  этого вида отклонений выступают  аутизм (греч. aytos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов  в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеванием, последствием травм или  дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [35]. «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [35].

По официальной статистике в России сейчас насчитывается около 13 млн. инвалидов [2]. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличилось число детей-инвалидов. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии.

Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:

· глухих и слабослышащих;

· слепых и слабовидящих;

· с недоразвитием речи;

· с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· с задержкой психического развития;

· с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;

· дети с нарушениями в развитии [19].

Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются ещё и специфические  особенности, связанные с тем  или иным заболеванием или патологией.

Информация о работе Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями