Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, подписание Казахстаном 11 декабря 2008 года
Конвенции ООН о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней. Подписание Конвенции дает старт процессам сближения казахстанской практики социальной защиты инвалидов с международными стандартами, кульминацией которой должна стать ратификация Конвенции. Этот процесс не вызывает сомнения, и демонстрирует готовность государства защищать права инвалидов, способствовать их социальной интеграции как равноправных членов общества, и в целом формировать новое восприятие инвалидов как активных субъектов социальных отношений.

Содержание

Введение
1 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.1 Анализ опыта работы с детьми с ограниченными возможностями.
1.2 Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
Трудности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов
1.3 Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Законодательство в сфере охраны здоровья.
2 Исследование методов работы с детьми-инвалидами
2.1 Изучение опыта работы с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Обобщение опыта технологии работы с детьми-инвалидами
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инвалидам.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В условиях воспитания ребенка в интернате поддержание границ собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений, включающие возможные передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда препятствий.

К подростковому возрасту начинает формироваться потребность самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им обещают сообщить результаты, не безразличные к тому, какие впечатления произвели на нового человека, наконец, в полной мере проявляются избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми качествами он по сравнению с ними обладает

С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять функцию семьи, но эта функция отрицательна.

2. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим собой, сохраняя собственные границы.

Характерная особенность этой способности в том, что потребности в самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами собственного пространства. В противном случае потребность в самоопределении подменяется потребностью в слиянии с другими, а право ответа на ключевые вопросы самоопределения делегируется кому-то другому. Таким образом запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на патронат, покровительство и пожизненную опеку.

3. Способность к овладению социально-ролевым поведением через систему дифференцированных отношений обычно формируется за счет того, что в условиях семейного воспитания постоянно расширяется радиус значимости для ребенка различных лиц из его социального окружения. Уже для маленького ребенка отношения с отцом и матерью дифференцированы. Со временем социальные связи ребенка усложняются за счет включения в них членов расширенной семьи: бабушек-дедушек, тетей-дядей и т.п., что позволяет ребенку обнаружить двойственность социальных ролей взрослого: его мать, например, выступает и в роли матери, и в роли ребенка по отношению к своей собственной матери. Ребенок узнает о том, что родители "ходят на работу", где выступают в совершенно ином качестве, чем дома.

Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями – процесс, растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от множества выше перечисленных факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей, педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой категории детей и от сформированности их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма[14].

 

            2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности

 

“Инвалидность, о чем говорилось выше, - не есть чисто медицинская проблема. Инвалидность –это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью”[15].

Участники «круглого» стола считают необходимым обратиться в Президиум Фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан и рекомендовать следующие меры, способствующие реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в Казахстане:

Правительству Республики Казахстан:

Юридические меры:

1) разработать и принять Национальную программу по защите прав инвалидов и их интеграции в общество. При этом в Программе необходимо обозначить меры, которые создают возможности для пользования прописанными правами и свободами наравне с другими без всякой дискриминации на принципах, изложенных в Конвенции;

2) разработать национальную программу по сохранению семейной среды для детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм устройства детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях;

3) провести анализ действующего законодательства на предмет его соответствия Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней.

4) разработать комплекс мероприятий по совершенствованию национального законодательства в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней;

5) в законодательстве при определении нуждаемости в видах социальной помощи и услуг исходить исключительно из индивидуальных потребностей инвалида;

6) разработать проект закона, устанавливающий минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов;

7) обеспечивать во всех Стратегиях и Государственных программах защиту и поощрение прав инвалидов;

8) в программные документы (государственные, отраслевые, региональные программы, планы действий) включать меры, указанные в п.2 ст.8 Конвенции;

9) в государственных планах и программах по борьбе с безработицей признать приоритетным принцип включения инвалидов в открытый рынок труда;

10) предусмотреть информационные мероприятия в соответствии со ст.8 данной Конвенции. Расширить количество программ республиканских каналов телевидения, сопровождаемых сурдопереводом;

11) поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать комплексные меры, обеспечивающие соблюдение прав детей-инвалидов на культурное, творческое и физическое развитие, а также определить механизм и сроки их реализации;

12) разработать республиканскую систему учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содержащую характеристики каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах реабилитации.

13) провести реформирование детских интернатных специализированных учреждений по принципу небольших «семейных групп». Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов системы социальной защиты;

14) провести правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере защиты прав, свобод и интересов инвалидов;

15) создать нормативную и методическую базу интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам младшего возраста, профессионально-трудовой подготовки подростков и молодежи с ограниченными возможностями;

16) создать условия для индивидуализации коррекционно-обучающих программ для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии;

17) усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями (в том числе, с детьми-инвалидами) в системах общего и специального образования.

Экономические меры:

1) оказывать содействие занятости трудоспособных инвалидов путем создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса, профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов. Предусмотреть нормы государственного стимулирования участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов, в том числе занятости инвалидов, включая механизмы, обеспечивающие экономическую заинтересованность бизнеса в социальном партнерстве с государством в реализации политики поддержки инвалидов;

2) квотировать рабочие места для инвалидов, создавать специализированные предприятия для инвалидов. Также нужна норма, обязывающая работодателей вносить плату в бюджет за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов;

3) устранить разрыв в деятельности государственных органов, когда одна государственная служба (медико-социальной экспертизы) дает рекомендации по трудоустройству инвалида в специально созданных условиях или на условиях неполной занятости, а другая государственная служба (занятости населения) часто не имеет подходящих вариантов трудоустройства;

4) предусмотреть меры по государственному инвестированию специализированных цехов и предприятий инвалидов, увеличению их численности;

5) в целях наиболее полного обеспечения потребностей инвалидов в лечебных, лечебно-профилактических и специальных протезно-ортопедических средствах, отвечающих современным требованиям, необходимо реорганизовать действующие государственные протезно-ортопедические предприятия, оптимизировать структуру их управления, проводить на них исследовательские и проектно-конструкторские работы в протезировании и протезостроении, внедрять новые конструкции и технологии по производству комплектующих узлов и деталей к протезам;

6) для осуществления комплексной реабилитации инвалидов необходимо развивать сеть и укреплять материально-техническую базу реабилитационных учреждений; совершенствовать формы и методы работы организаций системы образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физкультуры и спорта по вопросам реабилитации инвалидов;

7) обеспечить переподготовку и повысить квалификацию специалистов по вопросам медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

8) совершенствовать систему обеспечения инвалидов техническими средствами, реабилитационными приспособлениями, облегчающими их жизнь;

9) разработать индивидуальные программы реабилитации инвалидов, включающие предоставление им гарантированного перечня реабилитационных и других технических средств и услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

10) расширить сеть специальных коррекционных организаций образования для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;

11) осуществить мероприятия по предоставлению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

12) расширить участие инвалидов в общественной и политической жизни общества, оказывая содействие развитию общественных объединений инвалидов;

13) организовать исследования по изучению причин возникновения и роста инвалидности в целях ее профилактики;

14) проводить научно-практические конференции и семинары по проблемам реабилитации инвалидов;

15) обеспечить преемственность политики государства путем формирования новой государственной программы реабилитации инвалидов по аналогии с реализованной в 2006-2008 годах.

Меры в сфере социальной адаптации инвалидов:

1) в качестве меры по созданию эффективной системы сбора и обмена информацией инициировать ежегодный национальный отчет по состоянию дел с инвалидами в стране в соответствии с Конвенцией (Статья 31 «Статистика и сбор данных»). Корреспондировать национальный отчет с правительственным докладом, который Казахстан согласно Конвенции (Статья 35 «Доклады государств-участников») должен направлять через Генерального секретаря ООН в Комитет по правам инвалидов не реже одного раза в четыре года;

2) привести в соответствие с международными стандартами статистические исследования по инвалидам;

3) в соответствии с Конвенцией (Статья 29 «Участие в политической и общественной жизни») обеспечить условия для развития и функционирования общественных объединений по делам инвалидов;

4) консультироваться с инвалидами и привлекать их к участию в разработке законов и реализации государственной политики по вопросам, касающимся инвалидов;

5) в соответствии с Конвенцией (Статья 33 «Национальное осуществление и мониторинг») создать координационный орган в виде Комиссии по социальной реабилитации инвалидов при Президенте РК или при Премьер-министре с консультативно-совещательными функциями;

6) создать Государственный фонд поддержки инвалидов;

7) обеспечить развитие системы страховых фондов до уровня финансирования реабилитации застрахованных инвалидов, также в качестве мер по формированию альтернативных государственному бюджету источников финансирования создать систему благотворительных фондов – эндаументов;

8) формировать новое видение проблем инвалидности в общественном сознании с точки зрения современной парадигмы инвалидности, а также государственную идеологию консолидации общества граждан с разными возможностями в соответствии с Конвенцией (Статья 8 «Просветительно-воспитательная работа»);

9) в соответствии с Конвенцией (Статья 1) классифицировать барьеры на пути социальной интеграции инвалидов и определить соответствующие реабилитационные меры;

10) расширять число государственных органов, несущих ответственность за реализацию мер по социальной реабилитации инвалидов, снятию социальных барьеров на пути их интеграции в жизнь общества.

11) совершенствовать правовое и методическое обеспечение системы реабилитации;

12) обеспечить переподготовку и повысить квалификацию специалистов по вопросам медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

13) развивать рынок социальных услуг;

14) привести в соответствие с международными стандартами методику определения социальных пособий по инвалидности;

15) предоставлять инвалидам доступную информацию об ассистивных технологиях, стимулировать их разработку и применение в отечественных условиях;

Информация о работе Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями