Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здорового образа жизни.
2. Представить анализ действующей в России нормативно-правовой базы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения.
3. Изучить основные социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Охарактеризовать основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков, реализуемые на базе учреждений и организаций г.Казани.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
1.2. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения
2.Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
2.1. Социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков
2.2. Основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков г.Казани
Заключение
Литература
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное благополучие. Курсовая..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Однако работа по освоению и практическому применению зарубежных программ в нашей стране сильно затруднена. Основная причина этого - резкое различие социокультурных аспектов, несовпадение идеологии демократической и тоталитарной культур, различия в понимании роли и места человека в мире. [24]

Зарубежные анинаркотические программы предполагают воспитание детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Чем бы ни определялось поведение - собственными ценностями, переживанием стресса, давлением СМИ и влиянием сверстников, ребенок сам позволяет или не позволяет себе быть детерминированным всем этим. Его свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию. Обучение владению собой и обстоятельствами предлагает возможность сделать свободный выбор, принять или отвергнуть наркотики, сказать им «нет».

Очевидно, что  традиционная профилактика в нашей  стране основывалась на совершенно ином понимании. Она ратовала за безальтернативное  отношение к психоактивным веществам. Профилактика, сформировавшаяся в русле тоталитарной культуры, располагала единственным средством - пропагандой, манипулирующей пассивными носителями факторов риска и использовала для этого соответствующие средства: от пропаганды в СМИ и до антиалкогольных постановлений. Воспитание личности считалось не имеющим к профилактике наркомании прямого отношения, объективность информации о наркотиках вызывала опасения в появлении нездорового интереса, а способом его предотвращения были запреты и запугивание.

Сегодня рудименты  этой традиции остаются еще очень сильны. У российских учителей, а в некоторых случаях – и у учащихся, возникает неприятие многих заложенных в зарубежных программах идей. Содержащиеся в программах ценности и смыслы, идеи и понятия, часто противоречат устоявшимся представлениям взрослых, да и привычным ожиданиям детей. Российские учителя часто высказывают жалобы, что из-за нестандартной формы занятий и требуемого недирективного стиля общения с учениками часто распадается дисциплина в классе. Так на пути освоения зарубежного опыта антинаркотического воспитания встает проблема культурологического несовпадения, и это на сегодняшний день является главным препятствием на пути внедрения эффективных социальных технологий. 

 

2.2. Основные  направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков г.Казани

В г.Казани уделяется  серьезное внимание вопросам формирования здорового образа жизни среди  подростков. Важное место в деятельности по формированию здорового образа жизни в г.Казани отводится спорту и привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

В настоящее  время в городе действует 43 детско-юношеские  спортивные школы (ДЮСШ), в которых  занимаются более 29 тыс.детей по 38 видам спорта. Организуют учебно-тренировочный процесс 529 штатных тренеров-преподавателей.

Другим важным направлением является пропаганда здорового  образа жизни через развитие профессионального  спорта. Казань традиционно является одним из ведущих городов России по подготовке спортсменов высокого класса. В настоящее время город поддерживает такие спортивные клубы, как "УНИКС", КГТУ (баскетбол); "Ак-Барс" (хоккей с шайбой); "Рубин" (футбол); "Ракета" (хоккей с мячом); "Стрела" (регби); "Динамо" (волейбол); "Приволжанин" (мини-футбол); "КАИ-Зилант" (гандбол); "Динамо" (хоккей на траве); "Синтез" (водное поло).

В Казани также  введена система регулярных городских  и районных физкультурно-оздоровительных  и спортивных мероприятий, соревнований по видам спорта для детей, подростков и молодежи. В их числе:

-         Спартакиада учащихся общеобразовательных учреждений по 9 видам спорта среди юношей и 8 видам - среди девушек;

-         городские студенческие игры по 31 виду спорта;

-         традиционные апрельские и майские легкоатлетические эстафеты для учащихся и студенческой молодежи, посвященные открытию спортивного сезона;

-         чемпионаты и первенства города по футболу, хоккею с шайбой, баскетболу, волейболу и др. видам спорта;

-         осенний легкоатлетический марафон;

-         детско-юношеские соревнования на призы клубов "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Оранжевый мяч", "Белая ладья" по 3-4 возрастным группам и другие.

Все эти мероприятия  в г.Казани проводятся в рамках городской  целевой Программы «Развитие физической культуры и спорта в г.Казани на 2003-2006 годы». Ее идеологическую основу составляют идеи о том, что:

-         основу здорового образа составляет двигательная активность и формирование спортивного стиля жизни;

-         развитие физической культуры и спорта является основой физического, психического и социального здоровья населения города;

-         создание привлекательного имиджа, моды на спортивный стиль жизни и занятия спортом – это эффективный способ вовлечения молодежи в активные занятия физкультурой и спортом, формирования установок на здоровый образ жизни;

-         физическая культура и спорт являются важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения, способным противостоять негативным явлениям в обществе (наркомания, пьянство, табакокурение и др.). [25]

Таким образом, развитие физической культуры и спорта в г.Казани является одним из наиболее важных факторов формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. Кроме того, спорт является важным фактором преодоления противоположных тенденций, т.е. склонностей подростков и молодежи к наркомании, алкоголизму и другим проявлениям нездорового образа жизни.

Данные проблемы в Казани, как и в любом другом городе-миллионере, стоят чрезвычайно  остро. Основной возрастной категорией, входящей в группу риска, являются дети, подростки и молодежь, причем в последние годы происходит постоянное омоложение возраста первой пробы наркотиков: так, в Казани имеют опыт наркотической дегустации 2,8% детей моложе 12 лет. [26]

Поэтому власти г.Казани предпринимают значительные усилия по усилению профилактической работы среди подростков и молодежи. Причем в этой работе активно задействованы не только учреждения органов по делам молодежи и спорту, образования, социальной защиты, но и казанские общественные организации.

Так, например, уже одиннадцать лет в г.Казани действует центр профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор», созданный при объединении КУП «Подросток». В этой общественной организации, обосновавшейся в пяти комнатах старого здания на 2-й Юго-Западной улице, работают 8 человек – психотерапевт, психологи, социальные работники. В центре действует круглосуточный Телефон доверия, регулярно собирается группа «Анонимных наркоманов», анонимная реабилитационная группа для близких родственников наркоманов и алкоголиков и группа поддержки для созависимых мам.

Все это - традиционные формы социальной работы по вторичной  и третичной профилактике зависимостей. В последнее время, однако, «Выбор»  все больше своих усилий стал направлять на первичную профилактику, справедливо  полагая, что лучше предупредить сложную ситуацию, чем потом ее «разруливать». При этом специалисты центра не ограничиваются чтением одних сухих лекций, предпочитая более активные формы работы. Центр успешно занимается организацией обучения других специалистов, работающих с подростками, участвовал в создании Коалиции «За свободный от табачного дыма Татарстан», совместно с одноименным казанским общественным фондом «Выбор» реализовал проект «Интернет против наркотиков!».

Одной из последних  разработок центра «Выбор» стал Республиканский конкурс «Будь здоров!», участие в котором приняли педагоги из 37 подростковых клубов республики. Каждый из них предложил вниманию жюри свою авторскую программу, где с помощью живого общения и без «лобовой пропаганды» дети учатся без потерь входить во взрослый мир. [27]

Другой известной  казанской общественной организацией, занимающейся антинаркотической работой  с молодежью и подростками, является молодежный досуговый центр «Роза  ветров», расположенный на ул. Степана  Халтурина. В этом социально-реабилитационном центре уже семь лет собираются члены общества «анонимных наркоманов», проходящих психологическую реабилитацию по системе «12 шагов». Возрастной диапазон у них различный – от 16 до 40 лет, но преобладает все же молодежь. На каждом собрании в «Розе ветров» собирается около 50 человек.

В «Розу ветров»  может прийти любой. Даже тот, кто  еще не отказался от наркотиков, а только собирается это сделать. Но тогда члены клуба, сами прошедшие  через лечение и реабилитацию, направят его для начала в наркодиспансер для прохождения двухнедельного курса лечения от физической зависимости. Затем – 35-дневная программа «Преодоление». И только после этого можно будет окончательно вступить в члены клуба «Розы ветров».

Новичков принимают  в группы взаимопомощи. Те, кто имеет небольшой срок «чистоты» – около месяца, попадают сначала в «закрытую» группу, где психологи, социологи и врач-терапевт заново учат их общаться и решать самые элементарные проблемы. Только после трех месяцев «чистоты», когда человек доказал свое желание отказаться от наркотиков навсегда, его переводят в открытую группу.

Основной же контингент досугового центра «Роза  ветров» – тот, кто «чистый» уже  год или два. Его члены приходят главным образом пообщаться: поговорить за чашкой чая, поиграть в шахматы  или теннис, позаниматься на тренажерах. В центре организован уютный чайный уголок, где на столе – небольшой набор кухонной электробытовой техники, есть учебный класс с телевизором и музыкальным центром, тренажерный зал. У клуба есть свои футбольная и баскетбольная команда, которые иногда даже выезжают в другие города России по приглашению местных организаций общественных наркоманов на совместные соревнования. [28]

Проблемами  наркотизации детей, подростков и молодежи занимаются и другие казанские общественные организаций: Казанская общественная организация родственников наркозависимых «Вера», Казанский общественный Фонд «Выбор», городской общественный фонд «Преодоление», Общественный фонд помощи больным с наркотической зависимостью «Надежда», автономная некоммерческая организация «Центр гуманитарных исследований и социальных технологий», а также религиозные организации, принадлежащие к различным конфессиям. [29]

Таким образом, можно сказать, что в г.Казани ведется активная и разнообразная  по формам деятельность по формированию здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, отличающаяся инновационностью и многообразием применяемых форм и методов. [30] Особыми достоинствами казанского опыта является его подкрепленность нормативно-правовым обеспечением, а также широкое привлечение к участию в данной работе общественного сектора. 

 

Заключение

В современной  России задача формирования здорового  образа жизни является очень сложной  и трудноразрешимой проблемой. В  условиях всеобщего кризиса духовности и нравственных ориентиров многие люди не уверены, многие люди не уверены, нужно ли им здоровье: жизнь представляется им без будущего, бессмысленной и бесперспективной. Большинство из них даже не задумывается, что здоровый человек нужен везде – в семье, в трудовом коллективе, а самое главное, перед ним открыты все возможные карьеры. И совсем забывают простую истину, что здоровье человека зависит на пятьдесят процентов от образа его жизни и только на двадцать – от состояния медицинского обслуживания.

В то же время, пропаганда и формирование здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения, пользуется пока еще недостаточным вниманием со стороны государства. В стране отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, недостаточно развита нормативно-правовая база, не выработаны единые подходы к участию в деятельности по пропаганде и формированию здорового образа жизни населения на всех этажах и ветвях государственной власти.

Именно поэтому  сегодня так важно ведение  активной социальной работы по пропаганде здорового образа жизни. Дети и подростки должны стремится и желать быть здоровыми, независимо от политических, экономических и социально-психологических условий, существующих в стране. При проведении профилактической социальной работы по формированию установок на здоровый образ жизни во главу угла должны ставится цели формирования у детей, подростков и молодежи навыков личной ответственности за свое здоровье, развитие умений принятия самостоятельных и безотносительных от внешних условий решений. 

В мире разработаны  различные способы, т.е. технологии достижения этих целей. Зарубежные социальные технологии можно также достаточно эффективно применять и в России, правда, при условии их адаптации  к специфике российских социокультурных условий. Именно поэтому вопросы разработки, апробации и внедрения социальных технологий по формированию здорового образа жизни детей, подростков и молодежи сегодня являются одними из наиболее важных задач теории и практики социальной работы.

В Республике Татарстан существует положительный опыт решения этих вопросов. В Республике Татарстан приняты собственные законодательные акты, закрепляющие и расширяющие направления по развитию физической культуры и спорта, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни населения. В программы развития физической культуры и спорта вливаются значительные финансовые средства. В городах и районах республики проводятся различные акции, мероприятия и т.д. В г.Казани проводится систематическая межсекторальная (межведомственная и многоуровневая) работа по пропаганде ЗОЖ среди детей и подростков. Активное участие в ней принимают казанские общественные организации.

Информация о работе Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков