Теория стресса Г. Селье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию).

Вложенные файлы: 1 файл

стресс.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Теория стресса Г. Селье

 

 Стресс – это состояние  психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых  сильных воздействий и сопровождающееся  мобилизацией защитных систем  организма и психики. Понятие  "стресс" введено в 1936 г. канадским  физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.

 Основное "тело" стресса составляют  совокупность фрустрации, тревоги  и их взаимосвязь с аллопсихической  и интрапсихической адаптациями.

 Среди признаков стрессового  напряжения выделяются: невозможность  сосредоточиться; частые ошибки  в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

 Раздражители повышенной интенсивности  или возникающие в чрезмерном  количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

 Применительно к обсуждаемому  рамках реферата предмету –  психосоматике, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим  или физиологическим напряжением,  вызывает психосоматические заболевания,  а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса" – наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны.

 Возможные реакции организма  на стресс:

 Реакция стресса. Человек  сознательно или подсознательно  старается приспособиться к  совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

 Пассивность. Она проявляется  у человека, адаптационный резерв  которого недостаточен и организм  не способен противостоять стрессу.  Возникает состояние беспомощности,  безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

 Две другие реакции активные  и подчинены воле человека.

 Активная защита от стресса.  Человек меняет сферу деятельности  и находит что-то более полезное  и подходящее для достижения  душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

 Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию  человеческого организма – как  психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

 

 Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, психолог-консультант может дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию  о возможности наступления подобных  ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения  конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их  смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть  вызывающих стресс ситуаций клиент  способен решить сам, не прибегая  к помощи психолога.

5. Стремиться активно вмешиваться  в ситуацию, вызывающую стресс. Активный  образ жизни, движение способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные  перемены – это неотъемлемая  часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными  жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

 

4.1. Основная литература

 

1.         Гринберг  Д. Управление стрессом. – СПб., 2002.

 

2.    Китаев-Смык Л.А. Психология  стресса. – М., 1994.

 

3.    Марищук В.Л., Евдокимов  В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001.

4.2. Дополнительная литература

 

1.    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.  – М., 1988.

 

2.    Арт-терапия. Хрестоматия.  – СПб., 2001.

 

3.    Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

 

4.    Иванников В.А. Психологические  механизмы волевого поведения.  – М., 1991.

 

5.    Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

 

6.    Каплан Б.И., Сэдок Б.  Клиническая психиатрия. – М., 1994.

 

7.    Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб., 1998.

 

8.    Климов Е.А. Индивидуальный  стиль деятельности в зависимости  от типологических свойств нервной  системы. – Казань, 1969.

 

9.    Левитов Н.Д. О психологических  состояниях человека. – М., 1964.

 

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

 

11.    Мэй Р. Искусство  психоаналитического консультирования. - М., 1994.

 

12. Мясищев В.Н. Личность и  неврозы. – Л., 1960.

 

13. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические  аспекты саморегуляции состояния. – Л., 1986.

 

14.    Психология: Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

 

15.    Психология экстремальных  состояний: Хрестоматия  / Сост. А.Е.  Тарас, К.В. Сельченок. – М., 1999.

 

16.    Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000.

 

17. Рубинштейн С.Л. Бытие и  сознание. – М., 1957.

 

18. Селье Г. Стресс без дистресса.  – М., 1993.

 

19. Селье Г. Очерки об адаптационном  синдроме. – М., 1960.

 

20. Современный словарь по психологии (состав. Юрчук В.В.). – Минск, 1998.

 

21. Стреляу Я. Роль темперамента  в психическом развитии. – М., 1982.

 

22. Фрейд З. Введение в психоанализ.  – М., 1989.

 

23.    Франц А., Шелтон С.  Человек и его душа: познание  и врачевание от древности  до наших дней. – М., 1995.

 

24.    Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 1989.

 

25.    Хорни К. Невротическая  личность нашего времени. –  М., 1993.

 

26. Хрестоматия по психологии / Под  ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

 

27. Шевардин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник для вузов. – М, 2001.

 

28. Эмоциональный стресс / Под ред.  В.Л. Леви. – М., 1970.

 

Проблема стресса и  дисстреса в труде

Выдающийся психофизиолог и  философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Селье, 1992. С. 15). При этом «неспецифичный» ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса», - пишет Г. Селье (Там же. С. 16).

Чтобы лучше понять, что такое  «стресс», важно разобраться, что  не является стрессом (см. Селье, 1992. С. 17-20). Стресс - это не просто нервное  напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс - не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…» (Там же. С. 18-19).

Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: «Вопреки ходячему мнению, мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга» (Там же. С. 20).

Физиологические основы и общая  логика запуска стрессового механизма  вражаются в следующем. Стрессор (раздражитель, вызывающий столкновение интересов, проблему для организма) возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены). Продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим «сопутствующим изменениям» (Там же. С. 26).

При этом сами кортикоиды «либо способствуют воспалению, либо гасят его» через  соответствующие нервные импульсы, выделяющие адреналин или ацетилхолин. «В какой-то момент возникает столкновение интересов - стрессор; затем появляются сбалансированные импульсы - приказы сопротивляться или терпеть» (Там же. С. 48).

Особо интересны рассуждения Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в  его книге «Стресс и дистресс» весьма значительное место (Селье, 1992). Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе - дистресс: «Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…»; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы «удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден» (Там же. С. 53-54).

По-новому рассматривается и проблема долга. Долг - это добровольно принятый кодекс поведения. Главный смысл долга - «стабилизировать линию поведения с помощью правил, которые мы уважаем и думаем, что их будут уважать другие» (Там же. С. 68-69). Заметим, что выбор подобных правил - это «дело вкуса, а вкусы как известно не поддаются оценке разума». •

Г. Селье обращается также к проблеме цели жизни (от которой часто и  зависят вкусы к правилам поведения - Н.П.). Выделяются основные виды целей (см. Селье, 1992. С. 73-74): o

склоняться перед сильными (служение власти, стране, семье, идее…); o

быть сильным, сила ради нее самой; o

дарить радость; o

получать радость.

Одна из важнейших идей Г. Селье, призывающих к полноценному счастью  и психическому здоровью, выражается в следующих словах: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц» (Селье, 1992. С. 76).

Проблема стресса в труде  позволяет по-новому поставить и  проблему высшего смысла жизни. Г. Селье  приводит притчу о солдате наполеоновской армии, потерявшем в бою ногу и ставшем к старости обычным «маленьким сапожником»: «…он навеки сохранил благодарность императору, который предоставил ему возможность отведать нектар величия. Без своего энергичного вождя он провел бы всю жизнь в однообразии и скуке, оставаясь «маленьким сапожником с улицы Сен-Пер» (Селье, 1992. С. 78). Правда, в настоящий момент, для «русского менталитета» настоящее «величие» заключается в том, чтобы быть хоть бомжем, но в Париже…

Для рассмотрения и обоснования  необходимости полноценной жизни Г. Селье предлагает принцип «альтруистического эгоизма». Основатель теории стресса, как физиолог Г. Селье рассуждает здесь о том, что альтруистический эгоизм возник по чисто эгоистическим причинам: «Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Часть клеток отказалась от независимости и специализировалась, взяв на себя функции питания, защиты, перемещения в пространстве… Точно так же и люди сформировали «группы взаимного сотрудничества и страховки» - семьи, племена и нации, в которых альтруистический эгоизм служит ключом к успеху... Это единственный способ сохранить разделение труда, значение которого в современном обществе все возрастает» (Селье, 1992. С. 90).

Но при этом можно добавить, что  каждый член общества (в отличие от живых клеточек) должен понимать, за что именно он отказывается от независимости, и в этом заключается его сознательный выбор, т.е. то самое ограничение, о котором говорил Г. Селье (о долге как о «добровольно принятом кодексе поведения»).

Г. Селье рассуждает об ужасе скуки  и бессмысленности и о том, как это преодолеть: «Ничто так  не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые  предстоит преодолеть» (Селье, 1992. С. 91). Еще Б. Шоу отмечал, что «труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - это досуг» (цит. по: Селье, 1992. С. 59).

«Западный мир терзают ненасытные требования «меньше работать - больше получать». Но этого явно недостаточно, - пишет Г. Селье. - Стресс связан с  любым видом работы, а дистресс - не с любым. Мы должны спросить себя: меньше работать и высвободить время - для чего? Больше работать, чтобы купить - что?» (Там же. С. 59).

Информация о работе Теория стресса Г. Селье