Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:
-условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
-соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.
Проблемами социальной работы также можно считать и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Содержание принципов социального обслуживания 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения 6
1.2 Основные принципы социального обслуживания и их реализация 13
Глава 2. Понятие и система принципов социального обеспечения 18
2.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения 18
2.2 Содержание принципов социального обеспечения 23
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Грошева, СР-32,курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего  профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  В.Г. БЕЛИНСКОГО»

 

 

 

Факультет

социологии  и социальной

работы

Кафедра

социологии  и теории

социальной  работы


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технология социальной работы»

на тему:

«   Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения  »

 

 

 

Студент: Грошева Ю. С., ФССР, СР-32

Руководитель:  Лаврёнова Т. И., к. филос.н.,доцент                                                                    

                                                                                        

 

 

      

Пенза, 2012

Содержание

 

Введение          4

Глава 1. Содержание принципов социального обслуживания           6

1.1 Сущность социального обслуживания населения          6

1.2 Основные  принципы социального обслуживания  и их реализация          13

Глава 2. Понятие и система принципов социального обеспечения 18

2.1 Общая характеристика  системы принципов социального  обеспечения    18

2.2 Содержание принципов социального обеспечения 23

Заключение 31

Список использованных источников и литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.1

Современное понимание  основ социального развития исходит  из того, что социальная политика государства  должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов.

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:

-условия формирования  и осуществления жизнедеятельности  человека;

-соотношение  свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.

Проблемами  социальной работы также можно считать  и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных  организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Именно поэтому  в Конституции РФ2 закреплены социальные гарантии, которые распространяются на все категории населения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ЖКХ.

В созданной  для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления — социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания социально уязвимых категорий населения. Их цель — как социальная поддержка отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечить свое существование, так и создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Основным показателем  потребности в услугах учреждений социального обслуживания принято считать структурно-демографические параметры: доля нетрудоспособного, нуждающегося в помощи населения в его общем количестве.

Второй важный показатель — уровень бедности, доля населения  с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Для создания и развития социальных учреждений также важны  медицинские и социально-экологические параметры в регионе.

 Тема данной работы  актуальна в связи с тем,  что проблема повышения уровня  жизни граждан остается по-прежнему  острой, так как не решается  на уровне государства, не отмечается  стремления к самообеспечению  и на личностном уровне — среди старшего поколения продолжает действовать стереотип надежды на социальное обеспечение. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной курсовой работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть принципы  социального обеспечения;

2) охарактеризовать принципы  социального обслуживания.

3) проанализировать проблемы  взаимодействия теории и практики  социального обслуживания и социального обеспечения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание принципов социального обслуживания

 

        1. Сущность социального обслуживания населения

 Социальное  обслуживание населения в одних  работах рассматривается как  современная парадигма социальной  работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, роста численности людей с доходом ниже прожиточного минимума повышения напряженности на рынке труда, роста задолженности по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, а в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

 По мере  организации и развития сети  территориальных социальных служб  и быстрого формирования отрядов  профессиональных социальных работников становится реальной и ощутимой возможность осуществления социального обслуживания населения.

Социальное  обслуживание населения характеризуется  не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб.

Возможность осуществления  социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

Теоретики социальной работы, анализируя процесс становления  социальной науки, практики и профессии, констатируют, что социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике - системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.

Социальные  службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.3

Государство гарантирует  гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным законодательством.

Социальное  обслуживание осуществляется на основании  обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.4

Для обслуживания пожилых людей в России по примеру  зарубежных стран была создана сеть нестационарных учреждений, которые  вместе с существующими стационарными учреждениями составили комплексную систему социального обслуживания населения. Социальные работники обеспечивают стандартный комплекс услуг, который может быть улучшен и расширен за счет платных услуг. К нестационарным учреждениям относятся центры социального обслуживания, отделения социального обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.

В начале 90-х  годов в практику социального  обслуживания населения стала внедряться новая для России модель нестационарного центра социального обслуживания (ЦСО), включая отделения социального обслуживания на дому. Учитывая кризисные социально-экономические условия, возникла необходимость оказания срочной социально-бытовой помощи престарелым в привычных домашних условиях с помощью сотрудников отделения социального обслуживания на дому, организация которых не требует больших затрат.

Существуют  услуги, за оказание которых готовы платить, формируется особый рынок, который требует изучения и развития. Социологические опросы показывают, что престарелые и инвалиды более всего нуждаются в гигиенических, бытовых, оздоровительных услугах.

Служба срочного социального обслуживания была создана, когда в России по сути была введена  карточная продуктовая система, большая часть пожилых людей потеряла вклады и осталась без средств к существованию. Отделениям срочного социального обслуживания, созданным в 1992г., на начальном этапе было поручено распределение гуманитарной помощи, впоследствии — продуктовых наборов и денежных средств.

Отделения срочной  социальной помощи занимают второе место  по численности обслуженных клиентов, и их количество за последние 10 лет  увеличилось по сравнению с 1991 г. в 3 раза и составило 2049.

Третье место  по численности обслуживаемых клиентов, в том числе и группы пожилого возраста, занимают центры социального обслуживания. В целом в последние годы система ЦСО пришла к стабильности, и развитие идет по пути внутреннего совершенствования и более качественного предоставления социальных услуг, удовлетворения потребности в них нуждающихся.5

В зависимости  от места проживания наиболее нуждаются  в социальной поддержке одинокие неработающие пенсионеры в сельской местности. Для пожилых граждан и инвалидов там открываются дома-интернаты малой вместимости.

Новой формой социального  обслуживания престарелых являются специальные дома малой вместимости для одиноких престарелых, где клиенты проживают в комфортных условиях и получают все виды социально-бытовой и медицинской помощи. На начало 2010 г. действовало 725 учреждений такого типа.

Особо острой остается проблема лиц без определенного  места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений – специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстро развивается  сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. В настоящее время в России функционируют такие социальные учреждения:

  • территориальные центры помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону и др.

Информация о работе Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения