Теория зеркального «Я»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ социологии личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть социологические теории личности.
3. Проанализировать основные вопросы социологии личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда……………………….5
1.1 Психоанализ: основные концепции и принципы…………………..8
1.2 Развитее личности ……………………………………………………13
2. Личность в рамках интеракционистских теорий Дж. Мид и Ч. Кули …16
2.1 Теория «Зеркального Я» ………………………………………………17
2.2 Структура и процесс формирования личности ………………………19
Заключение……………….……………………………………………………..21
Список литературы …………………………………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

психоанализ Фрейда.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сочинский Государственный  Университет Туризма и Курортного Дела

Филиал Сочинского Государственного Университета и Курортного Дела в  г. Нижний Новгород

 

Факультет менеджмента

 

Кафедра общественных наук

 

Контрольная работа по дисциплине социология

Тема: «Теория зеркального «Я»

  

 

 

 

 

 

                          Выполнила: студентка 2 курса ЗФО

                            Селезнёва Юлия Олеговна

                                           Группа: М 24-08

                                           Проверила: Шустова

                                                  _________                      ___________

                                                    оценка                           подпись

 

                                                «____» ____________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010 год

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда……………………….5

       1.1 Психоанализ: основные концепции и принципы…………………..8

       1.2 Развитее личности ……………………………………………………13

 2. Личность в рамках интеракционистских теорий Дж. Мид и Ч. Кули …16

     2.1 Теория «Зеркального Я» ………………………………………………17

     2.2 Структура и процесс формирования личности ………………………19

Заключение……………….……………………………………………………..21

 Список литературы …………………………………………………………....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью данной работы является анализ социологии личности. 
Задачи: 
1. Провести анализ литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть социологические теории личности. 
3. Проанализировать основные вопросы социологии личности. 
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социология личности как специальная социологическая теория появилась уже на грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо-и микроусловий на процесс его функционирования.  
Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864–1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892–1974), Т.Парсонс (1902–1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.  
Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.  
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX – начале XX века, так и в советский период.  
В дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915), П.А.Сорокина (1889–1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832– 1893). Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842–1904), который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.  
В советский период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г.Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петровский, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т.Фролов, В.А.Ядов и др.  
К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916–1962), который писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда

 

  Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

 Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

  Почти за 45 активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

 - Первую развернутую теорию личности

 - Обширную систему клинических наблюдений   - Оригинальный метод лечения невротических расстройств.

  - Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими либо другими средствами. [1]

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.

Главная концепция Кули называется теорией "зеркального  Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули


[1] Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности(с.234)

 

получила позже у  Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит  своеобразным зеркалом. В таком  зеркале мы можем видеть реакции  других людей на наше собственное  поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия. [2]

 

Кули предположил, что  Я состоит из Я-чувств, которые  оформляются через отношение  с другими.

Если образ, которые  мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение  нашему представлению о самих  себе раз за разом, мы укрепляемся  в себе, приобретая постепенно целостность  самого себя.

Мы видим себя через  отражение своих чувств в реалиях  других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают:

 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими;

2) как мы думаем, они  сдерживают нас; 

3) как мы чувствуем,  обо всем этом. Иными словами,  наше понимание себя - процесс,  а не фиксированное состояние,  она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от


[2] Кули, Ч. Социальная самость//Американская социологическая мысль(с.301-302)

 

других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те

ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального  и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психоанализ: основные концепции и принципы

 

  Термин «психоанализ» имеет три значения:

- Теория личности и  психопатологии;

- Метод терапии личностных расстройств;

 - Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

  Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую «топографическую модель».

 

  Топографическая модель уровней сознания

 

  Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

  Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

  Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

 Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

 

  Структура личности

 

  Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

  Рассмотрим поподробнее все три структуры.

  ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

  Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности. [3]

  Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура - эго.

  ЭГО (Лат. «ego» - «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ИД.

  Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение 
некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической

Информация о работе Теория зеркального «Я»