Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Теория социального обмена возникла как еще одна теоретическая оппозиция теории Т. Парсонса и структурному функционализму, конституировавшая себя вокруг неспособности этих подходов к объяснению социальных явлений. Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре), отношениях между системами привела к потере человека и его поведения. И Т. Парсонс, и структурный функционализм воспроизводят в сущностных чертах восходящее еще к Э. Дюркгейму представление о человеке как о “наполнителе” социальной роли, диктуемой социальной структурой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Джордж Каспар Хоманс………………………………………………………………4-6
Шесть положений (постулатов) теории обмена……………………………………7-9
Питер Майкл Блау…………………………………………………………………10-11
Заключение…………………………………………………………………………12-14
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

моё.docx

— 41.92 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменского государственного архитектурно-строительного университета»

Тобольский филиал

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Контрольная работа по социологии 

на тему: «Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау)».

 

Вариант № 5

студента (ки) 2 курса

отделения заочного обучения

 

специальность, группа Вт-11з

 

Ф.И.О. студента Акрамова Нигора Рустамовна

 

 

№ зачетной книжки  №12Вт05

преподаватель: Л.В. Нечаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск – 2013

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Джордж  Каспар Хоманс………………………………………………………………4-6
  3. Шесть положений (постулатов) теории обмена……………………………………7-9
  4. Питер Майкл Блау…………………………………………………………………10-11
  5. Заключение…………………………………………………………………………12-14
  6. Список литературы……………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         

              Социальный обмен – настолько  фундаментальный процесс, что  через него модно объяснить  если не все, то очень многое  в социальной жизни.

 

            Теория социального обмена возникла как еще одна теоретическая оппозиция теории Т. Парсонса и структурному функционализму, конституировавшая себя вокруг неспособности этих подходов к объяснению социальных явлений. Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре), отношениях между системами привела к потере человека и его поведения. И Т. Парсонс, и структурный функционализм воспроизводят в сущностных чертах восходящее еще к Э. Дюркгейму представление о человеке как о “наполнителе” социальной роли, диктуемой социальной структурой. Такое представление о человеке определяется необходимостью постулирования социологии как науки, несводимой к психологии. Структурный функционализм в этом смысле представляет собой пример “чистой” социологии, в отличие от смешанных социально-психологических теорий, игравших значительную роль в американской социологии начала XX века.

 
            Теория социального обмена явилась попыткой движения от “чисто” социологического к “психологически окрашенному” представлению о человеке. Базовым положением теоретиков этого направления выступает положение о том, что социальное поведение может и должно быть объяснено в рамках научных представлений. По их мнению, социальное поведение представляет собой взаимодействие людей, которое не может быть ни чем иным как процессом обмена, подобным экономическому. Поскольку правила экономического обмена доступны научному описанию, то нет никаких причин утверждать, что в отношении социального обмена это невозможно. 
 
           Теория обмена сегодня не представляет собой единой теоретической школы. Строго говоря, существует несколько теорий, разделяющих общее положение о том, что взаимодействие людей есть процесс обмена. При этом каждый из них имеет собственные взгляды на природу человека, общества и социальной науки. Мы рассмотрим концепции одного из основателей данного теоретического направления Дж. Хоманса и одного из крупнейших на сегодня теоретиков социального обмена П. Блау.

                                               Джордж Каспар Хоманс

 

Джордж Каспар Хоманс (1910 г.) начинал свою карьеру как структурный функционалист. Его работа “Человеческая группа”(1950г.), заслужившая очень высокую оценку социологического сообщества, написана в лучших функционалистских традициях. Анализируя пять эмпирических исследований малых групп, Дж. Хоманс создает обобщения, пригодные для описания функционирования малых групп вообще. В середине 50-х годов Дж. Хоманс порывает с функционализмом, ссылаясь на то, что функциональный подход неспособен теоретически объяснить поведение людей. Позднее, в 1964 г. в своем президентском обращении к Американской социологической ассоциации он объяснял этот разрыв, доказывая, что социальные явления могут быть объяснены только по отношению к мотивам действующих индивидов. 

 
          Теория должна не только открывать и описывать определенные явления, она также должна объяснять их, именно этим и определяется эффективность любой теории. Считая, что функционализм слишком сосредотачивается на уровне описания и ничего не делает для объяснения социальных явлений Дж. Хоманс ставил своей задачей создание теории, способной производить такие объяснения.

 
          В отличие от сложившегося основного направления социологии рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хоманс подчеркивал важность психологии при объяснении социального мира, тем самым прорывая с “социологизмом” Э. Дюркгейма. 

 
         Таким образом, теория социального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей (как у Т. Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, и, следовательно, свобода человека оказывается лишь “иллюзией выбора”, подчиненного психологическим правилам.

 

             Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными.

 

           Относительно парсоновской теории происходит некий откат назад – рамки сужаются до утилитаризма.

        

           Теория очень академична (предельно точная определения, формулировки, логические переходы, доказательства).

       

           Микросоциологическая теория (в противовес парсоновской макро-) теория позитивистская и объективистская. Хоманса не интересует, что люди думают по поводу их поведения.

        

           Теория ищет такие вещи, которые не зависят от понимания и сознания.

1 этап связан с работой «Человеческая  группа» (1950)

2 этап – «Социальное поведение  и его элементарные формы» (1961)

                                                          

                                                            1й этап.

          

          Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно – не соответствовала критериям научности – строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка.

 

Абстракции 1 порядка – соотносятся с эмпирической реальностью.

Абстракции 2 порядка – не соотносятся с  эмпирической реальностью.

       

           Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть.

 

           Примеры понятий: статус, роль, структура, среда, функции.

 

          Для науки нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно наблюдаемой социальной жизни.

 

Реальная  социальная жизнь – поведение  людей.

Реальное  поведение людей всегда протекает  в малых группах.

              

  В малых группах развертывается реальный социальный процесс. Предмет изучения – не малые группы, а в поведение в них. Три исходные абстракции первого порядка – взаимодействие, деятельность, чувства. Все они количественно измеримы! Чувства – вид деятельность, имеющий внешнее проявление. Утверждения, - говорит Хоманс, - должны строится так: Х меняется только вместе с Y. Однако это только начальные формы утверждений, из которых должна состоять социологическая теория. Более точна формулировка: Х меняется вместе с Y при условиях С1, С2, С3… Хоманс в своей книге берет 6 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности.

 

                                                                    2й этап.

 

            Хоманс использует дедуктивную стратегию. Эмпирические закономерности, - пишет Хоманс, - ничего не объясняют, а наука должна объяснять.

 

           Объяснение – подведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений (через пропозиции). С другой – они могут быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция). Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты. Постулаты тоже должны строиться на абстракциях первого порядка.

Где их взять? Хоманс говорит, что их можно  и позаимствовать. И заимствует –  из элементарной экономики и бихевиоризма.

          Дискпритивные термины – основные наблюдаемые единицы – деятельность, взаимодействия, чувства.

           Остальные термины – переменные – количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость.

 

           

 

 

 

 

 Шесть положений (постулатов) теории обмена

  
              Этот набор из шести положений, которые Дж. Хоманс предпочитает рассматриватъ как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так ли иначе в любой ситуации.

 

Первое положение — положение успеха — состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.

 
               Второе положение — положение стимула — описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

 
              Третье положение — положение ценности — определяет, что чем более 
ценно для личности достижение определенного результата, тем больше он будет стремится произвести действие, направленное на его достижение.

 
                Четвертое положение — положение “насыщения-голодания”  — определяет, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды.

 
                Пятое положение — положение “агрессии-одобрения” — определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.  

            

             Шестое положеие – рациональность – при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения наибольшая.

          Хоманс, в частности, использует этот набор идей для объяснения таких явлений, как использование власти и авторитета, сотрудничество, конформность, соревнование структуры чувства и итерации, статус и влияние, справедливость, возникновение стратификации. Все эти явления он рассматривает преимущественно в терминах природы задействованных межличностных отношений. Более того, он акцентирует внимание на “элементарных” формах поведения. Все это он называет субинституциональным уровнем анализа. “Мы получаем, – пишет он, – самое полное понимание элементарных черт социального поведения, наблюдая взаимодействия между членами малых, неформальных групп”

       

         Именно Хомансу современная социология обязана сосредоточенностью на изучении микрооснований социальных структур и социальных изменений. Хоманс был сосредоточен на элементарных формах поведения и субинституциональном уровне анализа, а Петер Блау вышел за пределы микроуровня на уровень институциональный, изучая авторитет и власть, конфликт, изменения в контексте институциональных систем обмена.

Информация о работе Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау