Теории и концепции общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности.

Содержание

1. Типология общества …………………………………………………3

2. Концепции происхождения общества ……………………………….7

3. Конвергенция общественных систем ……………………………….10

4. Принципы устройства современного общества …………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

         Министерство  образования и науки РФ

         Федеральное агентство по образованию

         Государственное образовательное учреждение

         высшего профессионального образования

    Ивановский  государственный архитектурно-строительный университет 

    Кафедра истории, философии  и социально-гуманитарных дисциплин 
     
     
     
     
     
     
     

         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

         по  дисциплине: «Социология»

         на  тему: «Теории и концепции общества» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                 Выполнила:

                                                                           студентка группы ЭУС-51з

                                                                     Коленцева Н.Е. (Беляева) 

                                              Проверил:

                                                   к.и.н., доцент,

                                                 Козлов Ю.В.                                   
     
     

         Иваново 2012

         СОДЕРЖАНИЕ 
     
     

1. Типология общества   …………………………………………………3

2. Концепции происхождения общества ……………………………….7

3. Конвергенция общественных систем  ……………………………….10

4. Принципы устройства современного общества …………………….13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2

         1.Типология  общества 

         В современном мире существуют различные  типы обществ, различающихся между  собой по многим параметрам, как  явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и  скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная  классификация предполагает выделение  наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и  объединяющих общества одной и той  же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает  как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно  было бы классифицировать.

            В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

            Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. 

         3

         Сложное общество – общество с сильно дифференцированными

    структурами и функциями, взаимосвязанными и  взаимозависимыми друг от друга, что  обусловливает необходимость их координации.

            К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.              Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

            Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.

                           Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому

         4

    маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

                      Термин индустриальное общество  ввел А. Сен-Симон, подчеркивая  его новый технический базис.  Индустриальное общество – (в  современном звучании) это сложное  общество, с основанным на промышленности  способом хозяйствования, с гибкими,  динамичными и модифицирующимися  структурами, способом социокультурной  регуляции, основанном на сочетании  свободы личности и интересов  общества. Для этих обществ характерно  развитое разделение труда, развитие  средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

            Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и  

         5

         информационных.

            Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

            Помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         6

         2.Концепции  происхождения общества 
     

         Изменение в обществе обусловлены многими  факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической. На второй метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей,  позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения человеческого знания являются основой изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.

         Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель  органического направления, стремился  развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая  содержит в себе как идею органического  развития, так и идею борьбы за существование.

         7

           Г.Спенсер считал, что органический  мир развился из неорганического,  а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды. Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью.

         На  этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей  к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского  общества. В рамках последнего индивиды служат обществу, и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое  распространяется на всех.

         Дальнейшее  развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда  и других видов деятельности, в  которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом  столь жестоко.  Это уже новый  тип индустриального общества. Оно  защищает индивидуальность граждан  и стремится примирить различные  интересы индивидов, чтобы все могли  свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в  строго централизованной власти, и  общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального  типа наибольшее число индивидов  приспособлено к промышленному  труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов. Свое понимание

         8

    сущности  человека и общества К.Маркс назвал историческим материализмом, чтобы  подчеркнуть две основные его  характеристики: историчность и материалистичность.

         К.Маркс  утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества – люди, которые живут  и, в  отличие от животных, производят необходимые  для своей жизни средства. Существование  людей как живых существ в  определенном окружении и географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ  жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых  проявляется в их активном и присваивающем  отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование.

Информация о работе Теории и концепции общества