Теоретические подходы к анализу процесса социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 09:50, доклад

Краткое описание

Понятие социальной реабилитации неоднократно затрагивалы в Своих работах такие известные исследователи и ученые как Г. Беккер, П. Бергер, И. Гофман, Н. Васильева, Э.. Дюркгейм, Т. Лукман, Т. Парсонс, В. Сайфулин, П. Сорокин, Т. Черняева, А. Шевцов, П. Штомпка и др.. Соответственно, в современной науке существует несколько подходов к пониманию вышеупомянутого понятия. Социальную реабилитацию можно рассматривать в контексте таких основных направлений: социализации, социальной адаптации, социальной нормативности и социального контроля, экономического подхода к решению социальных проблем, социальной мобильности.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические подходы к анализу процесса социальной реабилитации.docx

— 37.48 Кб (Скачать файл)

Теоретические подходы к анализу процесса социальной реабилитации  
 
Понятие социальной реабилитации неоднократно затрагивалы в Своих работах такие известные исследователи и ученые как Г. Беккер, П. Бергер, И. Гофман, Н. Васильева, Э.. Дюркгейм, Т. Лукман, Т. Парсонс, В. Сайфулин, П. Сорокин, Т. Черняева, А. Шевцов, П. Штомпка и др.. Соответственно, в современной науке существует несколько подходов к пониманию вышеупомянутого понятия. Социальную реабилитацию можно рассматривать в контексте таких основных направлений: социализации, социальной адаптации, социальной нормативности и социального контроля, экономического подхода к решению социальных проблем, социальной мобильности.  
 
Относительно первого направления, социализацийного, то социальная реабилитация связывается с интеграцией в общество и процессами социализации. Весомый вклад в разработку этого направления внесли П. Бергер и Т. Лукман [2]. Хотя непосредственно социальную реабилитацию авторы НЕ исследовавшему, но ее связь с социализации можно теоретически вывести на основе разработанных ими теоретических концепции, где важны понятие первичной и вторичной социализации, а также интернализации. Так, интернализация - это непосредственное понимание или интерпретация объективного факта как определенного значения, проявления субъективных процессов, Которые происходят с другими, благодаря чему Этот факт становится значимым для самого человека. Первичная социализация предполагает процесс включения ребенка в общество. Вторичная охватывает каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированной индивиду входит в новые сектора объективного мира его общества, это процесс усвоения специализированного знания через социальные институты. По мнение П. Бергера и Т. Лукмана, для вторичной социализации характерна незначительная эмоциональная идентификация. То есть, если во время первичной социализации человек идентифицирует себя с членами семьи, интернализуючы их социальную реальность как свою собственную, то значимые другие в ходе вторичной социализации определяются как "институциональные функционеры", чье Формальное назначение заключается в передаче социального знания, а роль характеризуется анонимностью . Авторы теории подчеркивают, что интернализована социальная реальность в процессе первичной социализации влияет на вторичную социализацию и намного устойчивее от последней.  
 
Социальная реабилитация осуществляется как при первичной (работа с детьми, имеющими особые потребности), так и в ходе вторичной социализации (например, девианта). Если мы говорим о первичной социализации детей с особыми потребностями, то социальная реабилитация является частью процесса такой социализации. Здесь на первый план реабилитационно процесса выдвигается необходимость создания оптимальных условий для развития физических и психологических функций и социальных возможностей ребенка. Когда речь идет о вторичной социализации и социальной реабилитации, то последняя понимается как необходимость преодоления негативных последствий неправильной социализации. Например, реабилитационные процесс наркозависимой личности включать изменение социального поведения, установления новых контактов и т.д.. Но, в любом случае, сначала необходимо исследовать течение и последствия первичной, а потом сосредоточиться на вторичной социализации, коррекции приобретенных ценностей, установок, моделей поведения, что должно учитываться при социальной реабилитации.  
 
Если в теории П. Бергера и Т. Лукмана связь социальной реабилитации и социализации можно вывести теоретически, то в работах польского исследователя П. Штомпка эта связь исследуется непосредственно [15]. Но здесь на первый план выходит уже процесс не социализации, а ресоциализации как отказ от культурных образцов, укоренившихся раньше, и обращение к другу образцам, противоположных по своему характеру к предыдущим. К этому добавляется понятие девиации как социального явления, предшествующего ресоциализации. То есть, таких подход к социальной реабилитации представляется наиболее характерным в работе с лицами, освободившимися из мест лишение свободы, либо с лицами, Которые признаются обществом как девиант.  
 
Социальную реабилитацию также связывают с понятиями социальной адаптации и интеграции в процессе социализации. Так, Т. Парсонс [5, 6] рассматривал адаптацию как важнейшее условие социализации, формирующий дифференцированный ролевой репертуар индивида. Процесс адаптации достигается путем усвоения личностью нормативных структур и символов культуры. Устойчивость любой социальной системы, по мнение Т. Парсонса, зависит от степени интеграции общих ценностей с интериоризованы структуре потребностей-установок, составляющих структуру личности. Соответственно, существует два способа поддержания социального равновесия - это социализация и социальный контроль. А процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется через интериоризацию общепринятых общественных норм.  
 
Итак, следует рассмотреть социальную реабилитацию с точки зрения социальных норм и социального контроля, где важное место отводится теориям стигматизации, девиации и проблемам инвалидности.  
 
С начнем вклад в разработку понятия инвалидизации сделал Т. Парсонс, Который описал модель "роль больного" [5. 6]. В указанной модели болезнь рассматривается как форма социального отклонения, где индивид играет СПЕЦИФИчЕСКУЮ роль: освобождается от привычных социальных обязанностей, не Считается виновным в своей болезни, стремится выздороветь и обращается за профессиональной помощью, выполняет назначения компетентного врача.  
 
При этом следует отличать понятие инвалидности и инвалидизации. Первое было характерно для социальной политики в отношении людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) до 60-х годов. Инвалидность воспринималась как личная патология человека, а все ее проблемы понимались как следствие Этой патологии. То есть, ограниченные возможности индивида рассматривались в контексте взаимосвязи между о к ремой человеком и его болезнью. Все проблемы инвалида - следствие патологии здоровья и он должен приспосабливаться к миру "нормальных" людей. В таком случае, задача социальной реабилитации - адаптация инвалидов в общество здор о вых людей [14]. Когда мы говорим о инвалидизацию, то в отличие от инвалидности имеем в виду не отдельного индивида и его проблемы, а взаимосвязь человека и окружающей среды, влияние общества на жизнедеятельность человека. Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные и физические условия (культура общества, психологический климат, социальная и политическая организация и т.д.), в которых живет и пр а ет человек с ослабленными здоровьем, сужают возможности ее самореализации, то есть инвалиды рассматриваются скорее как угнетенная группа, а не как аномальная. Суть проблемы заключается в неравенстве возможностей при провоз в ния равенства прав. Содержанием социальной реабилитации становится социальная интеграция людей с ограниченными возможностями и помощь в осознания и реализации ими Своих неотъемлемых человеческих прав. То есть, в отличие от предыдущего понимания, речь идет о влиянии социокультурной среды на жизнедеятельность человека с ограниченными возможностями.  
 
Инвалидизация тесно связан ана с с тигматизацы семьей, которая выражает одновременно процесс, результат, причину и следствие и разрушительно элементом в процессе социального воздействия, как это определяли И. Гофман [12]. В ажливим также понимание того, что люди иногда пытаются скрыть стигму [2], в которой они сами знают. Например, человек не говорит о том, совершившего преступление, имеет какую-то болезнь, подверглась насилию и торговли людьми только потому, что не хочет быть стигматизированных в обществе. Но это не означает, что укрывательству стигмы, которую И.Гофман назвал "обхода" (passing), остается бесследным для ее носителей. Влияние стигмы на социальную идентичность личности и включения человека в социальное взаимодействие вызывает Серьезные изменения в поведении, часто приводя к девиации, в частности вторичного [12]. То есть, мы можем говорит о том, что социальная реабилитация при таком подходе должна быть направлена на устранение причин и последствий стигматизации как Отдельной личности, так и определенных социальных групп.  
 
Социальная реабилитация разных групп клиентов социальной работы имеет разную сущность. Так, содержание реабилитации лиц с особыми потребностями и лиц с девиантным поведением будет отличаться. Но в обоих случаях речь идет о соответствие социальным нормам и социальный контроль со стороны общества. В рамках теоретических исследований девиации, начатых в социологии еще Э.. Дюркгеймом [12] можно исследовать институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля и их значение для процесса социальной реабилитации. Частности, для анализа социальной реабилитации используется понятие аномии как низкого влияния социальных норм на индивидов, нуждающихся в социальной реабилитации, их неэффективности как средства социальной регуляции поведения, противоречие между нормами, целями и средствами их достижения. Такой подход к пониманию социальной реабилитации может быть применена в работе с девианта (лицами, Которые вернулись из мест лишение свободы, наркозависимымы и т.д.).  
 
Отдельно можно рассматривать социальную реабилитацию в связи с экономическим подходом к решению социальных проблем Г. Беккера, действенность которого исследователь продемонстрировали на примере таких процессов и институтов как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, а также использовал для объяснения иррационально и альтруистическом поведения [ 1]. Понимание социальной реабилитации с точки зрения такого подхода на первое место ставит понятие человеческого капитала и инвестиций в него. Так, человеческий капитал - это имеющийся у каждого из нас запас знаний, навыков и мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление опыта, охрана здоровья, географическая мобильность и поиск информации. С Этой точки зрения, проблему социальной реабилитации освещают как несоответствие прав и возможностей доступности социально-экономических ресурсов. Путь к социальной реабилитации - это инвестиции в человеческий капитал. Наибольшее значение такое толкование приобретает при работе с людьми с особыми потребностями, с лицами, Которые нуждаются физического изъятия из травмирующий ситуации (как лица, подвергшихся насилию в семье или пострадавших от торговли людьми) и другие. При этом, основным понятиями выступают человеческий капитал и инвестиции в него.  
 
Социальную реабилитацию рассматривают и в контексте теории социальной мобильности П.Сорокина, когда исследуется "переход индивида или объекта, или ценности, осуществлен или модифицированные благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой" [10, с.184]. Важным моментом в понимании социальной реабилитации при таком подходе является субъект социальной реабилитации. Если в предыдущих теориях в качестве субъекта выступали общество как таковое, то в данном случае речь идет о том, что личность сама способна к реабилитации (самореабилитациы). Таким образом, социальную реабилитацию в разрезе социальной мобильности можно трактовать как восходящую мобильность человека, когда индивид преграды между группами и достигает полной социальной адаптации [12]. При этом, важными понятиями являются изменение социальной позиции и адаптация.  
 
Таким образом, социальную реабилитацию в науке можно рассматривать в контексте РАЗЛИчНЫХ социальных процессов: социализации, социальной нормативности, социальной мобильности, создание социального капитала. Различия в подходах обусловлены разнообразием социальных групп, в связи с Которым социальная реабилитация рассматривается. Она может быть начата как на ранних этапах жизнедеятельности человека (как часть первичной социализации детей-инвалидов), так и в более позднем возрасте (социальная адаптация людей пожилого возраста), проводится со здоровыми личностями и темы, Которые Имеют особые потребности, быть направленной на отдельную личность, определенную группу, общество и т.п.. Общей характеристикой всех подходов является то, что социальная реабилитация предусматривает изменения, Которые дали возможность человеку к полноценного функционированию в обществе. Важно, что такие подходы касаются не только отдельно индивида или общества, а характеризуют их взаимосвязь как с точки зрения инвестиций в человеческий капитал или исследования массовой социальной мобильности.  
 
 
 
Практические аспекты социальной реабилитации  
 
Стоит отметить, что кроме теоретических подходов к определению сущности социальной реабилитации, понятие о социальной реабилитации формировалось и в ходе практической реализации этого процесса. Возникновение такого процесса на практике связано с развитием предоставление социальных услуг в США, где основная цель реабилитации понималась как интеграция людей в общество. Проблемы социальной реабилитации на индивидуально уровне касались, прежде всего, вопросам дискриминации и власти [16].  
 
Относительно формального определения понятия, то оно сформировалось значительно позже и претерпела существенных изменений во времени. Организация мероприятий в области реабилитации в международном масштабе началась 1958 году, когда состоялось первое Заседание экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по медицинской реабилитации. В 1960 году было организационно оформлено Международное общество по реабилитации инвалидов, что является членом ВОЗ и сегодня работает в тесном контакте с Организацией объединенных наций (ООН), Детский фондом ООН (ЮНИСЕФ), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международным р обитничим бюро (ОРБ) [11]. В определения ВОЗ предполагалось, что сущность социальной реабилитация заключается в том, чтобы "не только вернуть человека к его предыдущему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня" [9]. Таким образом, сначала принимался во внимание только медицинский аспект. Очевидно, что такой подход к реабилитации применялся в работе с людьми с особыми потребностями и до сих пор широко распространен в мире. 
 
На смену Исключительно медицинскому подходе постепенно пришло социальное понимание реабилитации, при котором подчеркивалась необходимость восстановления всех социальных возможностей человека. По определению Комитета экспертов ВОЗ, при таком подходе социальная реабилитация должна включать ликвидацию или уменьшение последствий воздействия негативных ситуаций, интеграцию в общество, адаптации человека и его непосредственное влияние на само общество [9]. Подтверждая вышесказанное, следует отметить, что на 12-й Международной конференции по реабилитации социальной реабилитации было определено как процесс, целью которого является получение возможности для полноценного функционирования [16]. Имеется в виду способность отдельного человека действовать в различных социальных ситуациях для успешного удовлетворения своих потребностей и право добиваться максимальной выгоды от своего включения в общество. Такое понимание социальной реабилитации возникло сравнительно недавно и объе д нало три основных аспекта: 1) совершенствование содержания социальной активности, 2) социальный аспект любого вида социальной реабилитации и 3) собственно социальная реабилитация. В первом случае речь идет о равенстве человеческих прав и возможностей, принцип равенства и недискриминации. Доступность интерпретируется как недискриминация. Во втором случае подчеркивается включении малых и больших социальных групп в процесс социальной реабилитации, в том числе семьи, общества. Целью реабилитации является поиск возможных путей участия личности в общественной и социальной жизни. В этом смысле образовательная, медицинская и досуговых составляющие реабилитации имеют социальный аспект. Третье значение социальной реабилитации включает специфические методы и процесс реабилитации. Если в предыдущих значения окружения определялось как такое, что является готовым реципиентом реабилитации, то в данном случае речь идет о том, что нужны специфические методы, услуги и программы реабилитации для того, чтобы помочь развить социальное функционирование и деятельность личности.  
 
Похоже понимание социальной реабилитации дается также в словаре по социальной работе [11], который трактует ее как процесс и результат принятия новых или изменения старых взглядов на определенные социальные явления и группы. То есть, предполагается восстановление уважения к образу жизни, деятельности, границ компетентности человека, признание незаконного отношения (морального или правового) к определенным явлениям, групп или отдельных людей. Предпосылкой социальной реабилитации в этом смысле является осознание вины общества за незаконное преследование отдельного лица или группы людей. При таком подходе, понятие социальной реабилитации имеет два аспекта. В первом из них имеется в виду возвращение прежних социальных прав, признания, уважения общества к человеку или социальных групп, что было утрачено в результате принятия новых социальных норм. Второй аспект предусматривает снятие клеймения с определенных социальных групп, которых преследовали, изолировали, отвергали за пределы социальной организации, признание прав и свобод людей, их объединений и организаций. Но человек в таком раз остается в стороне, основной объект - это общество в целом.  
 
Следующим проблемным вопросом является определение составляющих социальной реабилитации. В словаре по социальной работе говорится о том, что социальная реабилитация включает в себя медицинскую, профессиональную и техническую реабилитацию [11]. При этом, под медицинской понимается восстановление здоровья, профессиональная предусматривает подготовку к трудовой деятельности, техническая включает использование технических средств для восстановления полноценного функционирования организма человека. Но такие составляющие характерны для реабилитации людей с особыми потребностями. Если же говорить, например, о социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористического акта, то она включает мероприятия по психологической, медицинской и профессиональной реабилитации, трудоустройства, оказания правовой помощи и жилья [4]. Для людей, вернувшихся из мест лишения свободы, особенно значимой является профессиональная составляющая. Что касается детей и молодежи, то здесь особенно важна возникает педагогическая и образовательная реабилитация, а также приведения индивидуальной или коллективной поведения в соответствии с общепризнанными общественными правилами и нормами [3].  
 
Другие элементы социальной реабилитации предлагает российская исследовательница Черняева Т., описывает их на примере работы с "нетипичными" детьми [3] (дети, которые являются или одаренными, или имеют функциональные нарушения). К таким составляющим относятся: нормализация (менстриминг), включение (инклюзия), интерация [13]. При этом, под понятием нормализации понимается соотношение с нормой, общепринятой социальной модели, основным направлением жизнедеятельности общества. Включение тесно связано с теорией семейных систем и программами раннего вмешательства. Предполагается, что именно семья является главным ресурсом абилитации и реабилитации человека. Социальная интеграция предполагает готовность социальных институтов. Имеется в виду, что любой человек считается ценностью, а социум создает условия, в которых индивидуальные особенности каждого человека могут максимально развиваться и проявляться. То есть, речь идет об использовании социальных ресурсов, что способствует реализации важного принципа социальной работы и социальной политики - расширение возможностей личности и ее семьи.  
 
Исследуя опыт социальной реабилитации участников боевых действий в России [9], можно сделать вывод, что для определенных социальных групп акцент в процессе реабилитации делается на в идновленн и нарушенных или утраченных индивидом социальных связей и отношений из-за проблем со здоровьем и изменением социального статуса. Основная цель реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижения материальной независимости. При этом, основными составляющими являются: медицинская, профессиональная и социокультурная реабилитация. Именно эти составляющие в своем исследовании "Социальная реабилитация участников боевых действий и инвалидов боевых действий: сущность, состояние и пути повышения эффективности" проанализировал Сайфулин В [9]. Результаты исследования показали, что наиболее успешной клиенты признали медицинскую составляющую реабилитации, а наименее успешным - социальную. При этом, проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются носят социальный характер (низкий социальный статус, отчуждение в семье и обществе и т.д.). Поэтому, автор приходит к выводу, что социальная реабилитация не достаточно серьезно воспринимается руководством учреждений, предоставляющих соответствующие услуги. К тому же, корреляционный анализ показал, что наиболее тесной является взаимосвязь между медицинской и социальной составляющими реабилитации, говорит о важности их сочетания в реабилитационном процессе.  
Таким образом, практический опыт социальной реабилитации показывает, что в работе с различными группами клиентов с различными проблемами акцент должен делаться на разных аспектах социальной реабилитации.

 

2.4. Социальная реабилитация  

 Одной из важнейших  задач социальной работы является  сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии  активного, творческого и самостоятельного  отношения к себе, своей жизни  и деятельности. В её решении  очень важную роль играет процесс  восстановления этого состояния, которое может быть утрачено  субъектом в силу ряда причин. 
   Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта. 
   Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс (23.С.327). 
   Потребность в социальной реабилитации - это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи. 
   Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы: 
   1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные: 
   - возрастные изменения; 
   - природные, техногенные или экологические катастрофы; 
   - тяжёлые заболевания или травмы; 
   - социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.). 
   2. Субъективные или личностно обусловленные: 
   - изменение целей, интересов и ценностных ориентации субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы); 
   - девиантные формы поведения и др. 
   Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются: 
   - разрушение привычной системы социальных связей и отношений; 
   - утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира; 
   - разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта; 
   - снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения. 
   Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности. 
   В реальной социальной жизни, описанные выше процессы, могут протекать в самых разных формах. Это может быть формирование чувства растерянности и “ненужности” окружающим у человека, вышедшего на пенсию, резкое сокращение социальных контактов и связей инвалидом или тяжело больным человеком, уход в девиантные или “нетрадиционные” формы поведения и деятельности человека, “вырванного” из привычного и понятного социального окружения и не нашедшего себя в новом. В результате возможно резкое ухудшение физического и психического здоровья, потеря субъектом интереса к самому себе, к собственной жизни. 
   Чрезвычайно важно, чтобы подобная ситуация не затягивалась на долго, чтобы человек сам или с помощью других людей сумел восстановить активное, заинтересованное отношение к себе, людям и окружающему миру. Содержание процесса социальной реабилитации состоит в действительном восстановлении привычных обязанностей, функций и видов деятельности, привычного и комфортного отношений с людьми. Решение этой задачи не предполагает обязательного “возврата” субъекта на утраченные по тем или иным причинам социальные позиции. Она может быть решена через достижение новых социального статуса и социальных позиций и приобретение новых возможностей. 
   В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. 
   Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. 
   К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы: 
   - здравоохранения; 
   - образования; 
   - профессиональной подготовки и переподготовки; 
   - средства массовых коммуникаций и массовой информации; 
   - организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; 
   - общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.). 
   Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. 
   Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее: 
   - в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект; 
   - насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения; 
   - каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь (30). 
   В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации. 
  1. Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства. 
   2. Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи. 
   3. Социально-педагогическая - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния “педагогической запущенности” (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ. 
   4. Профессиональная и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям. 
   5. Социально-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни. 
   Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации. 
   Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов. 
   1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению. 
   2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи. 
   3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем. 
   4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер. 
   5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения (23.С.328). 
   Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного “Я”.

 


Информация о работе Теоретические подходы к анализу процесса социальной реабилитации