Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога на приходе.
Необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы профессиональной деятельности социального педагога на приходе;
2) Провести опытное исследование социально-педагогической деятельности на прихода на примере конкретного храма ;
3) Рассмотреть методы и формы социальной работы на приходе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
1. Практическое участие Русской Православной Церкви в решении социально-педагогических проблем…………………………………………………………...4
2. Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе……12
3. Исследование социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в с. Щурово г. Коломна………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс (1).doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

План…………………………………………………………………………………1

 Введение……………………………………………………………………………2

1. Практическое участие Русской Православной Церкви в решении социально-педагогических проблем…………………………………………………………...4

2. Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе……12

3.  Исследование  социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в с. Щурово г. Коломна………………………………20

 Заключение…………………………………………………………………………32

Литература…………………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашем отечестве в сложную, переломную для нее эпоху назрела необходимость в проведении серьезной работы в социальной сфере. С учетом того, что только вначале 90х годов Церковь стала приобретать устойчивые позиции в Российской общественной жизни.  Она  получила возможность организовать социальную работу на приходах.

В 2012 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XX Международных Рождественских чтениях призвал все приходы Русской Православной Церкви к православному просвещению прихожан и к активному привлечению семей на поприще социального служения на приходе.

В России традиционно социально-педагогическое направление воспитания осуществлялось семьёй и Церковью, именно они определяли меру и степень воздействия общества на воспитанника. Социальный аспект воспитания в отечественной педагогике рассматривался сквозь призму семейного и религиозного воспитания.

Социальная работа включает в себя множество направлений, в том числе и социально-педагогическую деятельность,  которую организует социальный педагог на приходе. Исторический взгляд на становление социальной педагогики показывает, что потребность в социально-педагогической работе  существенно возрастает в переходные, кризисные периоды развития общества.

Реализация социально-педагогической работы в  условиях прихода  требует учета ряда специфических, социально-экономических и гуманитарных особенностей.  Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы "Социальный педагог на приходе".

Объект исследования - методы и формы работы социального педагога на приходе.

Предмет - деятельность социального педагога, её особенности и направления при работе на приходе.

Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога на приходе.

Необходимо решить следующие задачи:

1)Рассмотреть теоретические основы профессиональной деятельности социального педагога на приходе;

2) Провести опытное исследование социально-педагогической деятельности на прихода на примере конкретного храма ;

3) Рассмотреть методы  и формы социальной работы на приходе.

При проведении исследования использовались следующие методы:

изучение библиографических источников по теме курсовой работы, наблюдение, интервью, обобщение данных социально-педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Практическое участие Русской Православной Церкви в решении социально-педагогических проблем.

Когда  мы говорим об исторических предпосылках социальной педагогики в России в первую очередь необходимо обратиться к двум понятиям      

« благотворительность» и «милосердие». Исторический анализ показывает, что в культуре русского народа из покон веков лежит глубокое сострадательное отношение к обездоленным людям, а особенно к детям.

 С того момента как на  Руси появилось христианство  эта традиция получила развитие  в лоне Православной Церкви, в различных видах и формах, которые развивались на  протяжении всей Российской истории.

  С самого начала своей истории Русская Православная Церковь провозгласила милосердие одним из наиболее значимых путей исполнения заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». И это делание как любовь  к ближнему, на деле выражалась  не только в сострадании, но и в реальной помощи страждущим.

В древней Руси это выражалось в подаянии милостыни нуждающимся, а в дальнейшем появились и другие формы милосердия как на пример- благотворительность.

Благотворительность- это оказание  частными лицами бескорыстной помощи нуждающимся.  Эта форма милосердия стала на сегодняшний день одной из важных составляющих общественной жизни каждого цивилизованного государства,  приобретая свой  юридический фундамент и разнообразные формы организации. Как мы знаем, в каждой стране развитие благотворительности имеет характерные только для нее особенности.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития благотворительности в России

Первым этапом  развития благотворительности в России можно обозначить IIX-XVI вв. Именно в это время благотворительность действовала в рамках церковной община и не являлась обязанностью государства.

Великий князь Владимир «Красное солнышко», осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он стал учредителем училищ для детей, знатного, среднего и убого сословия. Великий князь видел в образовании  и просвещении детей одним из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, в 1016 году принявший престол, учредил училище для детей сирот, в котором обучал 300 юношей на собственном  иждивении.

Большое количество  людей, нуждающихся в помощи как материальной, так и моральной, появилось в сложный для Отечества период   междоусобных войн.  И именно Православная Церковь взяла на себя бремя помощи нуждающимся. Она являлась особой вдохновительницей народной, которая призывала  людей к борьбе за национальное возрождение.  Церковь имела исключительное значение сохраняя в народном сознании присущие ему духовные ориентиры. В Православной Церкви были созданы особые системы монастырей,  где все нуждающиеся находили пристанище и духовную поддержку.  «В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трех важнейших функций: обучения, лечения, призрения.»[7,10]

 В догосударственный  период сложилась традиция заботы  о детях всей общиной в этот период преобразовывается в заботу о сиротах при скудельницах. Скудельница это могила в которой хоронились люди, умершие  в результате эпидемий, войн, замершие зимой и т.д.  При  подобных захоронениях строились сторожки куда привозили сирых, брошенный детей.  Презрением и воспитанием таких детей занимались  скудельники – престарелые люди, которые специально выполняли роль сторожа-воспитателя. Содержание скудельниц и сирот при них осуществлялось в счет подаяния населения окрестных деревень и сел. Местные жители приносили еду, одежду, обувь, игрушки. Именно в это время вошли в обиход пословицы « С миру по нитке – сироте рубаха» , « Живой не без места, а мертвый не без могилы». Таким образом и несчастная смерть, несчастное рождение покрывалось народным милосердием и призрением . При всем своем примитивном устроении подобные дома для убогих детей становились отражением народной заботы  о сиротах.  А скудельники следили за  развитием детей, а при помощи сказок передавали правила человеческой жизни, а коллективные отношения становились сглаживающим моментом для детских переживаний.

В начале XVI в., в России в благотворительной деятельности наметились определенные изменения. Вместе с личным участием любого человека в благотворительной деятельности стало участвовать и государство. Примером начала данной деятельности стало высказывание Ивана Грозного на Стоглавом Соборе в 1551 г. о необходимости выявления всех нуждающихся в помощи. Устроение специальных богаделен и больниц, где им был бы обеспечен приют и уход.

Вторым этапом можно обозначить период с начала XVII в., до реформы 1861 г. Именно в это время появляются государственные  формы социального презрения, появляются первые учреждения данной сферы. На Руси исторически презрение детства связывают с именем царя Федора Алексеевича, а если точнее сказать, то с его указом 1682 г.  В котором говорилось о том, что, необходимо обучать детей сирот грамоте и ремесленному делу.

В Период нахождения у власти Петра I создается государственная система призрения нуждающихся, определены категории нуждающихся. Введены превентивные меры борьбы с социальными пороками, упорядочена частная благотворительность. Все преобразования были закреплены на законодательном уровне. Государство при Петре I берет под свое покровительство детство и презрение в 1706 г. открываются приюты для зазорных младенцев. В данные приюты помещались незаконнорожденные дети с соблюдением требования о неразглашении происхождения. За недобросовестный уход  за «зазорными младенцами» в результате которого наступала смерть, была предусмотрена смертная казнь. Государство финансировало мероприятия по содержанию данных детей и оплату труда обслуживающего персонала. После достижения детьми определенного возраста их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям. Несовершеннолетних возрастом 10-ти лет и старше отдавали в матросы. Подкидышей или незаконнорожденных – в художественные училища и мастерские.

  Императрица Екатерина Великая осуществила план Петра I о постройке реализовала замысел Петра I о постройке в Москве (1763 г.), а затем и в Северной столице (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев» [7;13-15]

 Благотворительность при Российском Императорском дворе  в этот период перерастает из отдельных инициатив в устойчивую традицию. Супруга императора Павла I, императрица Мария Федоровна и первый министр благотворительности проявляли особую заботу о сиротах.  В 1797г. Мария Федоровна пишет своему супругу доклад о работе приютов и воспитательных домов. В этом отчете императрица предлагала передавать сирот на воспитание в деревни «доброго поведения» крестьянам. Мальчики и девочки быть переданы в эти дома только после того как окрепнут, и после надлежащих прививок. Мальчики проживали в этих домах до 18, а девочки до 15 лет. Обычно эти дети вступали в брак в той деревне где и жили, а их судьбой управляли органы  общественного презрения. Таким образом, было положено начало воспитания детей сирот в семьях. Императрица  Мария Федоровна на свои средства открыла курсы для педагогов при воспитательных домах, а также  пепиньерские  классы. Пепиньерка это женщина, окончившая учебное заведение закрытого типа и оставшаяся при нем для педагогической практики. Также Мария Федоровна открыла курсы и классы в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Также она основала в 1798 г. Попечительство о глухонемых детях.

На данном   этапе возникают общественные организации, которые самостоятельно выбирали объект помощи, который будет работать в социальной нише. В середине XVIII в. в период правления Екатерины II в Москве открывается государственное филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г., в Москве, создается опекунский совет детских приютов под управлением княгини Н.С. Трубецкой. На начальном этапе деятельность совета была направлена на организацию свободного времени бедных детей остающихся без присмотра родителей. 1895 году на базе данного приюта открывается больница для детей московских бедняков.

Император Александр I обращается к проблеме детей с нарушением зрения. Именно по его поручению в Петербург  был вызван знаменитый  Валентин Гаюи. Это  французский учитель, который был  автором оригинальной методики по обучению слепых детей. С того самого момента в России постепенно начинается строительство учреждений для  детей с данными проблемами. А в 1807 году уже готов открыться первый в своем роде институт слепых, где обучалось лишь 15 (планировалось принять 25), в то время бытовал тезис «в России слепых нет».

В начале IX в. в  России начинает складываться определенная социальная политика, законодательство, система призрения людей нуждающихся в помощи. Церковь поэтапно отходит от дел призрения, выполняя другие функции. Государство организует специальные институты на которые возлагаются обязанности по осуществлению государственной политики в сфере оказания социальной поддержки и защиты.

Третьим этапом можно обозначить период с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В это время  наблюдаются существенные изменения в государственной социальной  политике. Государственная плавно переходит в руки частной благотворительности.  Появляются   общества филантропического направления. Одним из них являлось «Императорское человеколюбивое общество». В этом фонде сосредотачивались денежные средства частных благотворителей( в виде благотворительных пожертвований), а так же лиц императорской фамилии.

В России, на ряд, с Западной Европой, поэтапно организовалась сеть благотворительных заведений и учреждений. Формировались механизмы оказания благотворительной помощи. С течением времени благотворительная помощь  распространяется на все более широкий круг детей с социальными проблемами болезнь, дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность.

Четвертым этап можно назвать период с 1917 г. до середины 80-х  гг. XX в. Это время стало переломным в истории благотворительности в России. После Октябрьской революции 1917 г. большевистское правительство признало благотворительность буржуазным пережитком. И по этому,  данный вид  деятельности  был под запретом. Уничтожение частного собственности  закрыло возможность для реализации частной благотворительности. Церковь после отделения от государства также не могла заниматься своей благотворительной деятельностью.

 На этом этапе благотворительная  деятельность  перестает существовать. Советское государство единолично  берет на себя заботу о социально  нуждающихся людях. Результаты 1-й  мировой войны, революций, гражданской  войны способствовали увеличению данной категории граждан в несколько раз.

 В этот период на  страну обрушиваются очень серьезные  испытания.  Вследствии голода, гражданской  войны на страну нахлынули  сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних. Эти острейшие социальные проблемы, требовали своего решения. Для их решения были осуществлены следующие мероприятия:

Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе