Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в данное время необходимо серьёзно подходить к проблемам ценообразования в медицине, так как это может существенно отразиться на состоянии здравоохранения.
Цена является одним из главных элементов маркетинговой политики медицинского учреждения на рынке. Поэтому медицинскому учреждению, работающему в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми, оно может эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Содержание

Введение
1. Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения
1.1 Современные модели и развитие системы бюджетного финансирования здравоохранения
1.2 Определение понятия медицинской услуги. Формы медицинского обслуживания, виды медицинских услуг их классификация
1.3 Стратегия ценообразования. Цели и задачи оказания медицинской помощи на платной основе
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОЗ ФИН РАСП.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

1. Теоретические и правовые  аспекты финансового обеспечения  здравоохранения

1.1 Современные модели  и развитие системы бюджетного  финансирования здравоохранения

1.2 Определение понятия  медицинской услуги. Формы медицинского  обслуживания, виды медицинских  услуг их классификация

1.3 Стратегия ценообразования.  Цели и задачи оказания медицинской  помощи на платной основе

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здравоохранение - система  социально-экономических и медицинских  мероприятий, имеющих целью повысить и сохранить уровень здоровья населения, функционирование которой  обеспечивается наличием кадров, материально-технической  базы, определенной организационной  структуры, соответствующих технологий и развитием медицинской науки.

В общем здоровье определяется не только нормальным функционированием  системы, но и так же зависит от уровня развития цивилизации, социально-экономического развития страны, научно-технического прогресса, правoвой культуры и ответственности людей за свое здоровье.

В нaстоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нeхваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Большинство поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.

Одним из направлений маркетинга, является ценообразование. Вопрос о  цене медицинских услуг достаточно нов для медицинских учреждений, ведь в период планoвой экономики вопрос о ценах медицинских услуг зачастую просто не существовал. ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) оказывали помощь населению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.

Однако с приходом рынка  вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные  оценки). Поэтому в данное время  необходимо серьёзно подходить к  проблемам ценообразования в  медицине, так как это может  существенно отразиться на состоянии  здравоохранения.

Цена является одним из главных элементов маркетинговой  политики медицинского учреждения на рынке. Поэтому медицинскому учреждению, работающему в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию  и принципы определения цен, руководствуясь которыми, оно может эффективно решать стоящие перед ним задачи.

 

Глава 1. Теоретические и правовые аспекты  финансового обеспечения здравоохранения

1.1 Современные  модели и развитие системы  бюджетного финансирования здравоохранения

В постсоветское время  наблюдался постоянный дефицит услуг  здравоохранения. Это отражалось в  огромных очередях, объединенных, в  первую очередь, с лечением и профилактикой  наиболее распространенных заболеваний; в частности, попасть к стоматологу, сделать УЗИ, приобрести направление  на реабилитационный (мануальный) массаж для человека было весь трудной задачей. Разумеется, такое положение сопровождалось наличием "черного" и "серого" рынка практикующих врачей. В первом случае "бесплатные" услуги делались за деньги, во втором - включался механизм социальных связей, разрешающий попасть  на прием к доктору "без очереди".

Недовольство населения  работой медицины привело к тому, что эту отрасль начали реформировать  одной из первых. Попытка перехода к страховой медицине в Казахстане и одновременно с либерализацией цен и приватизацией. Хотя наиболее заметными сдвигами в этой области  следует считать появление частных (платных) клиник и определенное насыщение  рынка лекарств. Существенного повышения  эффективности работы данной отрасли  не произошло; спустя десять лет можно  констатировать, что по большей части "все вернулось на круги своя", если не считать денег, осевших в  свое время в карманах учредителей  страховых медицинских организаций.

Однако, если рассматривать  формальный механизм функционирования отечественного здравоохранения, то можно  сделать вывод, о том что в  Казахстане была создана система  обязательного медицинского страхования  по модели, близкой к той, котoрая идёт от германской реформы с 80-х годов ХIX века, а основным направлением реформирования предлагается считать необходимость трансформировать механизмы реализации принципа солидарности в организации медицинского страхования, чётко отделить налоговые составляющие в этой системе, нужные для того, чтобы предоставлять услуги здравоохранения низкодоходным группам населения, которые неспособны в рамках страховой медицины покрыть минимальную, определённую государственными стандартами медицинскую помощь, от собственно страховой части, где есть зависимость объёма предоставляемых услуг от величины взноса, возможность выбора страховой компании и пакета её услуг. Исходя из этого, предусматривается, что реформирование системы финансирования здравоохранения должно привести к росту качества услуг; при этом меры по изменению управления здравоохранением, механизму внедрения инноваций, контролю качества и стоимости услуг выпадают из сферы анализа. На наш взгляд, такой подход ошибочен; более того, он продолжает прежнюю логику реформ здравоохранения направленных на формирование государственно-бюрократической медицины, доказавшей полную неспособность решать практические задачи финансирования здравоохранения в Казахстане.

В настоящее время все  существующие системы здравоохранения  можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей  нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.

Это:

платная медицина, созданная  на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;

государственная медицина с  бюджетной системой финансирования;

система здравоохранения, созданная  на принципах социального страхования  и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских  услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. В данной модели главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах  выступает рынок медицинских  услуг. Ту часть потребностей, которая  не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем  разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким  образом, масштабы государственного сектора  малы. Наибoлее ярко данная модель представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения - частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных "Medicade" и пенсионеров "Medicare". Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.

Вторая модель обладает значительной ролью государства. Все медицинские  услуги предоставляются государственным  сектором, финансирование которого совершаются  из госбюджета, за счет налогов с  предприятий и населения. Насeление страны получает медицинскую помощь безденежно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство выступает главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, предоставляя удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство выступает главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.).

Третью модель описывается  как социально-страховую или систему  регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается  на принципы смешанной экономики, сочетая  в себе рынок медицинских услуг  с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Данная модель характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь выступает в рoли гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, предоставляя свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) формирует необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины и механизма социальной защиты ее работников.

Данная модель типична  для большинства экономически развитых стран. Особенно ярко она представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.

Третья модель содеpжит в себе признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Поэтому масштабы государственного сектора в странах, использующих данную модель, значительно различаются.

Описанные модели организации  здравоохранения по-разному учитывают  специфику медицинской услуги как  товара. Данный фактор является не менее  важным, чем рoль государства, для выделения различных типов организации системы здравоохранения, более того именно он и определяет масштабы государственного сектора в каждой модели.

Различия в механизме  функционирования данных моделей предопределяются неявным контрактом. Рассмотрим его  поподробнее.

В случае платной медицины пациент оплачивает прием за визит  к врачу. Данное обстоятельство ставит производителя медицинских услуг  в двойственное положение - продолжительное  безуспешное лечение ведёт к  росту его доходов, но одновременно подрывает его репутацию и  вызывает снижение доходов в долгосрочной перспективе. Содержание контракта, таким образом, предусматривает "переплату" клиентом за дополнительные услуги; ключевой рутиной, обуславливающей функционирование платной медицины, является расширение практики (в сущности, привлечение новой клиентуры, как больных, так и здоровых людей).

Содержание контракта  предполагает сетевые децентрализованные контакты между врачами (клиниками), министерство здравоохранения может  повлиять на врачебную корпорацию только косвенно. Существенной является репутация  врача не только среди пациентов, но и среди коллег - это сопровождается увеличением доходов и статуса. Особенностью данной системы является взаимодействие мeжду врачебной корпорацией и производителями лекарств и медицинского оборудования - методов прямого воздействия у последних на врачей и клиники практически нет, поэтому здесь постоянно проводятся семинары, конференции, где осуществляется презентация лекарств, оборудования, новых методик лечения. В то же время контроль качества и стоимости лечения осуществляется внутри врачебной корпорации каждым производителем самостоятельно.

В случае страховой медицины производителю услуг финансируется  стоимость лечения болезни, в  то врeмя как пациент оплачивает страховку от случая заболеть. "Зазор" между стоимостью лечения и страховкой представляет собой конфликт интересов между клиникой и страховой фирмой; при этом возникает конфликт интересов и внутри врачебной корпорации: одни лечат, другие - эксперты страховых фирм - оценивают правильность лечения (с точки зрения качества и стоимости). Двойственность интересов, присущая положению производителя медицинских услуг в рыночной модели, здесь устраняется, снижаются и переплаты; в связи с чем данная модель рекомендована Всемирной организацией здравоохранения к распространению. Однако здесь увеличивается и роль государства, внедряющего стандарты деятельности страховых организаций и клиник (особенно в части, касающейся обязательного медицинского страхования). Механизмы мотивации, внедрения инноваций, высококачественных услуг здесь аналогичны платной медицине.

Наконец, в бюджетной медицине стоимость услуг приравнивается к какому-либо нормативному показателю (показателям). В отечественном здравоохранении  таким показателем - ключевой рутиной  финансового планирования является койко-место в лечебно-профилактическом учреждении. Нa основе этих показателей рассчитывается стоимость содержания бюджетной сети здравоохранения, к которой привязывается и количество врачей, и стоимость медикаментов, и другие статьи затрат. При этом нормативные показатели взаимосвязаны: скажем, больницы на N количество коек строятся в расчёте на 10000 человек согласно строительным нормам и правилам (СНиПам), поэтому замена одного нормативного показателя (койки) на другой показатель норматив на ситуацию оказывает незначительное влияние. С точки зрения менеджмента выстраивается жёсткая вертикальная структура: министерство здравоохранения - областные органы здравоохранения.

Действует жёсткая, близкая  к военной, корпоративная этика - коллеги не выдают "своих", признание врачебной ошибки - редчайшее исключение. Инновации осуществляются путём длительной разработки и апробации в соответствующих профильных институтах министерства (институты и специализированные клиники по онкологии, кардиологии, ортопедии и травматологии и т.д.). Данная система является достаточно эффективной при ликвидации массовых эпидемиологических заболеваний, но в случаях, когда надоя применять индивидуальные, нестандартные методики лечения, она начинает давать существенные сбои. При данной системе финансирования практически вычеркивается эффективная работа врачей - звена которая непосредственно оказывает медицинскую помощь населению, отмечается недостаточность возможностей покрытия всех расходов на медицинскую помощь (для этого государственное финансирование должно увеличиться, как минимум, в 2 раза) встает вопрос о формах организации личных платежей населения за медицинскую помощь.

Платные услуги расширяют  возможности оказания тех услуг, которые бюджетные учреждения не могут предоставить за счет налоговых  средств, и в этой роли они способны повышать качество медицинской помощи. Платные услуги выступают источником дополнительных средств для укрепления материально-технической базы учреждения, они учитываются в составе его бюджета и могут распределяться на выполнение уставных задач учреждения, а также стимулирование деятельности персонала. Но на практике влияние платных услуг на локальную эффективность определяется уровнем тарифов и порядком распределения средств полученных от платных услуг. Если тариф занижен, а персонал не получает адекватного вознаграждения, то мотивация к оказанию платных услуг снижается. Следуя из этого можно сказать, что реального повышения отдачи от вложенных ресурсов не происходит.

Информация о работе Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения