Тенденции развития общества и их влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:50, реферат

Краткое описание

Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм.
Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Содержание

Введение
Государственное регулирование экономики
Рынок и государство
Экономические функции государства в смешанной экономике
Государственное регулирование экономики: основные инструменты
Роль налогов в рыночной экономике
Некоторые экономические функции правительства США
Правовая база и общественная атмосфера
Защита конкуренции
Перераспределение дохода
Перераспределение ресурсов
Стабилизация
Правительство и экономика: две позиции
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ ВПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

регулирующей, стимулирующей и  др. Опыт США и других развитых стран  совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

За последние годы система взаимоотношений  предприятий с государственным  бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение государственному бюджету. Следующим существенным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство. Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, на деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных условий и требований.

   Поэтому замена экономических  нормативов распределения прибыли  налогом на прибыль была логическим  продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.

   Налоги - это те же экономические  нормативы, но только подлинно  единые и стабильные, независящие  от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.  Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.  Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

 Нормально функционирующая  система налогов является одним  из средств борьбы с теневой  экономикой: ведь уплата налога  с того или иного дохода  означает признание его легальности,  законности, в то время как  наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

 Повышение роли налогов в  нашей стране, превращение их  в основной способ изъятия  части доходов физических и  юридических лиц в государственный  и местные бюджеты свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень существенная.  Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

 А фиксированный размер ставок  и их относительная стабильность  способствует развитию предпринимательской  деятельности, так как облегчают  прогнозирование ее результатов. Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии, прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Экономические функции правительства в США

   Правовая база и общественная  атмосфера

   Правительство берет на  себя задачу обеспечения правовой  базы и некоторых важнейших  услуг, являющихся предпосылкой  эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как представление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Принятый в 1906 г. Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный пример того, как  правительство подкрепляет функционирование рыночной системы. Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы.

 Аналогичное законодательство  относится и к отношениям между  рабочими и менеджерами, к отношениям  между самими фирмами. 

Имеется в виду, что такого рода деятельность улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании, как и материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым, подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции

   Конкуренция служит основным  регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их услуга.

Рост монополии резко изменяет ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль.  Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.

Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производства до такой степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом.  Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.  В США правительство пыталось установить контроль над монополиями преимущественно двумя способами. В первом случае, в отношении "естественных монополий", то есть тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало, государственные комиссии для регулирования цен и установила стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию. На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. Однако во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. Поэтому федеральное правительство провело ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Даже при обеспечении правовой основы для капиталистических институтов и защиты конкуренции все еще существует необходимость в выполнении правительством ряда других экономических функций. Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи погрешности и недостатки, вынуждающие правительство стимулировать и модифицировать ее функционирование.

Перераспределение дохода

   Правительство взяло на  себя задачу уменьшить неравенство  доходов в нашем обществе. Эта  задача нашла отражение в ряде  политических мер и программ. Во-первых,  1 трансфертные платежи 0 обеспечивают пособия остро нуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода своеобразный "эффект Робин Гуда". Однако проведенные недавно пересмотры личного подоходного налога существенно уменьшили его перераспределительное воздействие. Правда, считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.

Перераспределение ресурсов

   Известны два случая резкого  нарушения функционирования рынка,  то есть ситуаций, в которых  конкурентная рыночная система  либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов (sрillоvers) , или побочными эффектами (externalities) , другой - с государственными, или социальными, благами.

Стабилизация

   Исторически сложилось так,  что самая новая и в некоторых  отношениях самая важная функция  правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли (не вдаваясь в ее исчерпывающее объяснение) стабилизационной функции правительства. Ключевой момент здесь сводится к тому, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную занятость. Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций.

Информация о работе Тенденции развития общества и их влияние на экономику