Телефонный опрос: преимущества, недостатки и границы использования метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной контрольно-курсовой работы является телефонный опрос, как один из разновидностей опроса.
Предметом служат основные характеристики телефонного опроса, его преимущества и недостатки.
Цель контрольно-курсовой работы – раскрыть все важные стороны телефонного опроса, указать на его преимущества и недостатки.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика опроса.
2. Телефонный опрос – один из разновидностей опроса.
2.1. Преимущества телефонного опроса.
2.2. Недостатки данного метода сбора информации.
3. Требования к методу.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ккр четвертого семестра.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования 

Тульский  государственный  университет

Кафедра социологии и политологии 
 
 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Методика и  методология социологических исследований» 

ТЕЛЕФОННЫЙ  ОПРОС: ПРЕИМУЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ И ГРАНИЦЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА 
 
 
 
 

Студент гр. 820401 Назарова Д. С.

Научный руководитель канд. социол. наук, доц.

Щербакова В.П. 
 
 
 
 

Тула 2012 

План:

      Введение

    1. Общая характеристика опроса.
    2. Телефонный опрос – один из разновидностей опроса.
  1.      2.1. Преимущества телефонного опроса.

  •      2.2. Недостатки данного метода сбора информации.
      1. Требования к методу.

      Заключение

      Библиографический список 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение

          Актуальность данной контрольно-курсовой работы состоит в том, что выбор адекватного метода сбора данных и его обоснование - один из важнейших и ответственных этапов любого социологического исследования. Выбирая форму опроса, практикующие социологи обычно руководствуются ее объективными возможностями и характеристиками, ориентируясь в первую очередь на те из них, которые позволяют быстро и без особых затрат получить требуемую информацию. В то же время субъективные оценки различных методов и модели их восприятия респондентами в большинстве случаев остаются вне поля зрения исследователей.

          Между тем, респонденты - не пассивный источник нужных социологу сведений, а метод - не просто технический инструмент их получения. Любая разновидность  опроса - это «уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий суггестивное влияние на итоговые эмпирические данные»1.

          С этой точки зрения социологов не могут  не интересовать мнения самих опрашиваемых по поводу тех коммуникативных средств, которые применяются в исследовании. Выяснение отношения респондентов к различным методам сбора данных позволило бы глубже понять их природу и особенности и на этой основе максимально приблизить существующие опросные техники к перцептивным моделям и образцам повседневного поведения опрашиваемых. Однако, к сожалению, в большинстве случаев мы просто не знаем, как респонденты воспринимают и оценивают используемые нами методы опроса, какие из них предпочитают и почему. Изучение этих вопросов в отечественной социологии только начинается, в то время как в западной оно имеет уже свою историю.

          Объектом данной контрольно-курсовой работы является телефонный опрос, как один из разновидностей опроса.

          Предметом служат основные характеристики телефонного опроса, его преимущества и недостатки.

          Цель  контрольно-курсовой работы – раскрыть все важные стороны телефонного  опроса, указать на его преимущества и недостатки. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Общая характеристика  опроса

          Методы  эмпирического исследования в социологии, а их всего четыре разновидности (опросы, наблюдение, анализ документов и эксперимент), непропорционально делятся на две группы - опросные и неопросные. К опросным относятся только анкетирование и интервью, к неопросным - наблюдение, анализ документов, эксперимент.

          Опрос включает в себя как интервью, так  и анкетирование. В узком смысле термин «опрос» подразумевает только устную беседу, а потому сводится к  нескольким видам интервью. Известные  специалисты в области методики Дж. Мангейм и Р. Рич предлагают на выбор четыре основных типа опроса: очное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование по почте и опрос через прессу. В их классификации явно про слеживается широкая трактовка опроса, однако, она не проведена до конца: отсутствует указание на традиционное анкетирование. Будем считать, что опрос - это социологический метод получения информации, при котом. людям В письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. Это «наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации. Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению»2.

          Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых,- регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки и поведение людей, задавая им вопросы. Успех здесь в значительной степени зависит от их качества: хорошие (грамотно сформулированные) вопросы обещают нам правильные ответы; плохие вопросы дают несоответствующие стимулы и имеют своим результатом недостоверные или неточные ответы.

          Опрос - это систематизированный сбор информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам. Опрос привлекает исследователей благодаря своей универсальности и незаменимости как основной канал поступления информации. Незаменимым его делает обстоятельство, что он служит лучшим источником знаний о внутренних побуждениях людей. Только опрос позволяет сделать невидимое видимым. «Значительная часть необходимой социологу информации скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении, а потому не стать предметом научного наблюдения»3.

          Искусство применения опросного метода - и в этом сходятся все специалисты - состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий - кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, - мы получим достаточно полное представление в возможностях этого метода. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Сегодня опросным методам пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. Суть социологического опроса состоит в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах.

          «Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками»4.

          Опросные  методы весьма разнообразны. Наряду с  общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Можно охарактеризуем их общие принципы.

          Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

          Каждый  опрос предполагает упорядоченный  набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению  его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

          Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются  в плоскости их социальных и демографических  характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программной.

          Любой опрос есть специфический акт  коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он «должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

    1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
    2. Респондент заинтересован в опросе.

          3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

    1. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
    2. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

    Информация о работе Телефонный опрос: преимущества, недостатки и границы использования метода