Съезды ФНПР и их значение для российского профсоюзного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В зависимости от того, насколько этот механизм сможет регулировать трудовые отношения, зависит положение миллионов людей, поскольку для них трудовая деятельность является основным источником дохода, а зачастую и единственным местом самореализации. Профессиональные союзы являются важнейшим социальным институтом, имеющим возможность через систему социального партнерства и через непосредственное воздействие и влияние на органы государственной власти непосредственно влиять на процесс регулирования социально-трудовых
отношений в обществе, на позитивные изменения в социальной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФНПР, Первый учредительный съезд 5
II СЪЕЗД ФНПР 7
III СЪЕЗД ФНПР 9
IV СЪЕЗД ФНПР 11
V СЪЕЗД ФНПР 13
VI СЪЕЗД ФНПР 14
VII СЪЕЗД ФНПР 16
VIII СЪЕЗД ФНПР 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Съезды ФНПР 2013 г. .docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда является неотъемлемой частью экономики. Смена экономического режима, а именно отказ от плановой экономики и переход к рыночным отношениям привел к необходимости формирования нового механизма регулирования рынка труда.

В зависимости от того, насколько этот механизм сможет регулировать трудовые отношения, зависит положение миллионов людей, поскольку для них трудовая деятельность является основным источником дохода, а зачастую и единственным местом самореализации.

Профессиональные союзы являются важнейшим социальным институтом, имеющим возможность через систему социального партнерства и через непосредственное воздействие и влияние на органы государственной власти непосредственно влиять на процесс регулирования социально-трудовых  
отношений в обществе, на позитивные изменения в социальной сфере.

Общественная организация Федерация Независимых Профсоюзов России (далее именуется «Федерация») – является некоммерческой общественной профсоюзной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение (ассоциацию) юридических лиц.

Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых  
и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, обеспечения правовых гарантий их деятельности, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Федерация состоит из членских организаций (общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов). Федерация может иметь свои представительства.

Органами Федерации являются Съезд Федерации (далее именуется «Съезд»), Генеральный Совет Федерации (далее именуется «Генеральный Совет»), Исполнительный комитет Федерации (далее именуется «Исполком»), Председатель Федерации, Контрольно-ревизионная комиссия Федерации (далее именуется «Контрольно-ревизионная комиссия»)1.

Высшим руководящим органом Федерации является Съезд, который созывается Генеральным Советом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Решения Съезда принимаются в форме постановлений.

Внеочередной Съезд Федерации созывается Генеральным Советом или по требованию не менее одной трети членских организаций Федерации.  
Решение Генерального Совета о созыве внеочередного съезда и норме представительства.

В период между очередными съездами постоянно действующим руководящим органом Федерации является выборный коллегиальный орган –  
Генеральный Совет, формируемый на основе паритетного представительства от общероссийских, межрегиональных профсоюзов и от территориальных объединений организаций профсоюзов с учетом их численности. 

Исполком является выборным коллегиальным исполнительным органом Федерации, который осуществляет текущее руководство деятельностью Федерации.

ФНПР – объединение общероссийских профсоюзов, представленное территориальными профобъединениями во всех субъектах Российской Федерации, имеющее в своем распоряжении штат профессионалов в области  
социально-трудовых отношений, надежно защищающее права и интересы трудящихся во взаимодействии с органами государственной власти и объединениями работодателей.

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  ФНПР, 
Первый учредительный съезд

Возрождение российской государственности и радикальный переход страны на рельсы рыночной экономики вызвал в конце 80-х в начале 90-х  
годов прошлого столетия кардинальные изменения всех сторон жизни нашей страны. Новые реалии внесли коренные перемены и в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления задач, форм и методов  
работы в жестких условиях рыночного хозяйствования.

Опираясь и творчески развивая проверенные историей традиции профсоюзного движения, профессиональные союзы России адекватно откликнулись на вызов времени, провозгласив защиту социально-трудовых прав работников своей главной целью. В начале 90-х годов шел активный процесс образования российских профсоюзов как самостоятельных структур и выхода из-под партийной опеки. В конце 1989 года был образован оргкомитет для проведения Всероссийского съезда профсоюзов.

В 1990 году состоялся I Учредительный съезд российских профсоюзов. Он проходил в 2 этапа: с 21–23 марта и с 18–19 сентября.

В России предстояло создать такой профсоюзный центр, в котором бы интересы трудящихся не попали под «пресс» партийно-государственного  
аппарата. И вот на первом этапе Учредительного съезда профсоюзов РСФСР (с 21–23 марта) было провозглашено создание Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР (ФНПР). Тем самым был сделан первый шаг к коренной реформе профсоюзного движения. Созданный на съезде оргкомитет во главе с И.Е. Клочковым приступил к глубокой проработке провозглашенных (но пока не утвержденных) основных принципов организационного строения  
и деятельности Федерации.

Состоявшийся после первого этапа Учредительного съезда пленум Совета ФНПР сформировал Президиум Совета ФНПР в составе 63 человек. Председателем ФНПР был избран И.Е. Клочков.

К сентябрю 1990 года, то есть ко второму этапу Учредительного съезда, ФНПР объединяла 94 членские организации, в том числе 75 региональных и 19 отраслевых. В их состав входило свыше 328 тысяч первичных профсоюзных организаций, 946 обкомов, крайкомов профсоюзов и советов председателей профкомов, представляющих интересы около 54 миллионов членов профсоюзов или 70% от их общей численности в РСФСР.

18–19 сентября 1990 г., во время проведения второго этапа Учредитель-ного съезда ФНПР, были приняты основополагающие документы, определявшие характер целей и задач Федерации, приоритеты ее социально-защитной и общественно-политической деятельности, тактику, формы и методы действий, принципы организационного построения и работы.

Политика руководящего органа ФНПР – Совета Федерации – определялась в значительной степени личностью его председателя, И.Е. Клочкова, имевшего солидный опыт руководящей работы в партийных, советских и хозяйственных органах. Ближайшими соратниками и единомышленниками И.Е. Клочкова являлись В.И. Романов (отвечал за разработку альтернативных экономических и социальных программ, анализ правительственных и парламентских документов и выработку поправок к ним) и Н.Д. Малахаткина (практически возглавляла работу аппарата Совета ФНПР). Основным полем политической борьбы данной группы, которая на тот момент отражала позицию руководства ФНПР  
в целом, стала борьба с правительством Гайдара: важнейшей политической задачей провозглашалось расширение реального влияния в профсоюзных массах, развитие их мобилизационной способности к активным протестным действиям. Изнутри ФНПР, однако, сильно ослаблял тот факт, что в ее рядах среди профсоюзных функционеров и активистов, перешедших по наследству от «государственных профсоюзов» времен СССР, было крайне мало тех, кто готов был выступить настоящими организаторами.

Изначально Совет Федерации был настроен по отношению к «радикальным» экономическим реформам достаточно лояльно. Так, в январе 1992 г. на Пленуме ФНПР принимается четырехмесячный мораторий на проведение забастовок как нецелесообразных и ведущих к параличу экономики действий. Однако уже с марта в рядах профсоюзов, входящих в систему ФНПР, пошло постепенное нарастание оппозиционных настроений: в ряд первоочередных выдвинулась задача всеми законными средствами, включая забастовки, облегчить тяжкое бремя реформ для всех категорий трудящихся и их семей. Пришло осознание того, что добиться желаемого можно только, создав систему социальных гарантий трудящимся на общенациональном,  
региональном уровнях, а также в рамках конкретного предприятия. Ключевыми звеньями такой системы должны были стать генеральные и тарифные соглашения.

Всего за пять дней до кровавых событий 3–4 октября 1993 г. в Москве, 28 сентября участники XVI расширенного Пленума Совета ФНПР вместе с представителями координационных и забастовочных комитетов отраслевых профсоюзов и региональных объединений ФНПР призвали ответственные политические силы и все ветви государственной власти найти разумный компромисс и обеспечить мирное разрешение разразившегося кризиса.  
Обсуждение на пленуме сложившейся ситуации грозило перерасти в сильнейший кризис, но все же его участники сочли целесообразным временно воздержаться от прямой конфронтации и назначения даты общероссийской акции протеста, сохранив тем не менее предзабастовочную активность в отраслях и регионах. Как показали дальнейшие события, это было позитивное решение, поскольку правительственные органы, в свою очередь, развернули широкое наступление на Федерацию: были отключены телефоны, заморожены счета в банках и принят поспешный Указ Президента об изъятии из ведения профсоюзов Фонда социального страхования. К репрессиям против профсоюзов, руководство которых не поддержало президента в дни его противостояния с парламентом (Исполком Совета ФНПР выступил с резким заявлением, осуждающим действия Президента и его Указ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ»,  
в соответствии с которым прекращались полномочия съезда народных депутатов и Верховного Совета), призывали некоторые средства массовой информации, ряд общественных организаций и политических деятелей. В такой обстановке  
в профсоюзных кругах возник вопрос о замене руководства Федерации людьми, не проявившими себя в активной антиправительственной деятельности. Сложившаяся ситуация побудила И.Е. Клочкова подать в отставку. 14 октября 1993 г. XVII Пленум, приняв отставку Клочкова, избрал и.о. Председателя ФНПР М.В. Шмакова (ранее работавшего председателем Московской Федерации профсоюзов) и определил дату и повестку дня второго (внеочередного) съезда ФНПР2.

II съезд ФНПР

Все трудности и проблемы, существовавшие в российском профдвижении, внезапно обнаружились в момент этого острейшего политического кризиса в стране. Профсоюзы переживали едва ли не самый критический момент своей истории: кризис целей, проявившийся в ориентации на выживание; кризис методов действий3; кризис ориентации4; кризис политической ориентации5.

На II (внеочередном) съезде ФНПР, проходившем 28 октября 1993 года, отмечалось, что «все это, в конечном счете, привело к резкому снижению возможностей ФНПР, других наших профсоюзных структур выражать и защищать интересы трудящихся, влиять на курс и степень социальной направленности реформ, весь демократический процесс. Сегодня уже речь идет о проблеме доверия трудящихся к нашим профсоюзам, особенно к их руководящим структурам».

«Эту точку зрения, как показывают результаты социологического опроса, разделяют более 90% делегатов съезда», — подчеркивал и.о. Председателя ФНПР М.В. Шмаков в докладе «О действиях ФНПР в сложившихся социально-экономических условиях».

II (внеочередной) съезд ФНПР имел  большое значение в дальнейшем реформирований и развитии российских профсоюзов. На съезд были избраны 500 делегатов, представлявших около 60 млн. членов профсоюзов, в том числе 253 делегата от 37 отраслевых профсоюзов и 247 от 77 региональных межсоюзных профобъединений. Участвовали в работе съезда 467 человек 3.

Делегатам предлагалось всесторонне проанализировать деятельность ФНПР и её структур, выявить все положительное и закрепить это в документах съезда.

Значительное место в его работе, наряду с другими, заняли вопросы  
организационной работы ФНПР и ее членских организаций. Была поставлена задача – продолжить реформирование Федерации Независимых Профсоюзов России в соответствии с требованиями времени. Был утвержден в новой редакции Устав Федерации Независимых Профсоюзов России, где в качестве важнейших принципов ее деятельности провозглашены принципы свободы, независимости, демократии и самоуправления, равенства прав и обязанностей членских организаций в соответствии с общепризнанными нормами международного права, российским законодательством, настоящим Уставом, соглашениями, заключенными Федерацией. Подчеркнуты принципы добровольности образования ФНПР и свободы вхождения и выхода из нее профорганизаций. В качестве основных членских организаций ФНПР выступают общероссийские отраслевые профессиональные союзы, территориальные (республиканские, краевые, областные) профобъединения, а также другие общероссийские профобъединения, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.

После II съезда ФНПР профсоюзам приходилось работать в тяжелейших морально-политических условиях. Многое пришлось начинать заново. Из управления профсоюзов в октябре 1993 года был изъят Фонд социального страхования, под угрозой была работа Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, всерьез обсуждался  
вопрос об ограничении деятельности профсоюзов. Федерация и входящие  
в нее членские организации, по существу, оказались в информационной блокаде. Тем не менее, в период между II и III съездами ФНПР удалось укрепить авторитет и влияние профцентра в обществе, отстоять институт социального партнерства, инициируемый ФНПР с декабря 1991 года, сделать регулярной работу РТК, добиться заключения Генеральных соглашений с Правительством РФ и работодателями на 1994, 1995, 1996, 1997 годы. По инициативе  
и под давлением ФНПР был разработан и принят ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы официально стали главным субъектом коллективных переговоров на всех уровнях, получили широкие права контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.

III съезд  ФНПР

Съезд открылся 5 декабря 1996 года в Москве в Колонном зале Дома союзов. На него было избрано 711 делегатов от 123 членских организации ФНПР, представляющих свыше 45 миллионов членов профсоюзов6.

С отчетным докладом съезду выступил Председатель ФНПР М.В. Шмаков. Он отметил, что за прошедшие три года после предыдущего съезда крупнейший российский профцентр окреп организационно и укрепил свое правовое положение, авторитет и влияние в обществе. Действительно, за этот период был принят Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", действовала Российская трехсторонняя комиссия и аналогичные структуры в субъектах Российской Федерации.  
В определенной степени профсоюзам удалось прорвать информационную блокаду. Было проведено несколько массовых акций протеста, получивших большой резонанс как в стране, так и за рубежом. Удалось отстоять внебюджетные социальные фонды, право профсоюзов на участие в управлении ими. ФНПР добилась широкого международного признания.

Однако были и серьезные неудачи. Так, несмотря на высокую активность и массовость профсоюзных действий, не удалось остановить рост  
задолженности по заработной плате, улучшить положение на рынке труда. Федерация не смогла создать весомое представительство профсоюзных депутатов в органах законодательной власти, добиться жесткого выполнения сторонами коллективных договоров и соглашений. По мнению лидера, все эти негативные явления были обусловлены во многом неблагоприятной ситуацией в самих профсоюзах. Прежде всего, недостатком солидарности и организационного единства в их рядах.

Положение, сложившееся в профсоюзах, безусловно, в значительной мере определялось политической и социально-экономической ситуацией  
в стране в целом. В прошедшие годы Правительство продолжало либеральный, монетаристский курс рыночных реформ, так называемый "шоковый" вариант их проведения, который в конечном счете и привел к крайне тяжелому положению в экономике и социальной сфере. Общая сумма задержанной зарплаты к моменту проведения съезда превышала 46 триллионов руб.

Спад производства и кризис неплатежей явились прямым следствием жесткой финансовой политики Правительства, направленной на снижение инфляции любой ценой. Но реально победить инфляцию, по мнению профсоюзов, можно было лишь обеспечив рост производства, создав ситуацию, когда предложение товаров и услуг превышает спрос на них. Ради этого,  
заявил на съезде М.В. Шмаков, ради восстановления производства можно пойти и на увеличение инфляции.

Столь жесткая оценка ситуации, сложившейся в стране, потребовала пересмотра некоторых приоритетов в деятельности профсоюзов. Среди них лидер ФНПР выделил следующие: борьба за справедливую и своевременную оплату труда; противодействие росту безработицы; сохранение социальных гарантий и их основы – внебюджетных обязательных страховых фондов; укрепление правового положения профсоюзов, расширение их возможностей влиять на ситуацию; сохранение и развитие традиционной сферы деятельности профсоюзов – охраны груда, организации отдыха и оздоровления грудящихся и членов их семей и т.д.

Информация о работе Съезды ФНПР и их значение для российского профсоюзного движения