Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой – выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. В силу своей комплексной природы, сочетания определенности и гибкости такие технологии, применяющиеся для развития системы учреждений социального обслуживания, могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность.
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач 14 оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.

Содержание

Введение
1. Религиозная сфера и опыт социальной работы в ней.
2. Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней.
3. Организационные формы предоставления социальных услуг безработной молодежи.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

С.Р. с разными группами клиентов К.Р..docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

Вариант № 4

План

Введение

1. Религиозная сфера и опыт социальной работы в ней.

2. Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней.

3. Организационные формы предоставления социальных услуг безработной молодежи.

Заключение

Список литературы

 

 

 

1. Религиозная сфера и опыт социальной работы в ней

 

Традиционно социальную работу рассматривают как ответ на социальную несправедливость. Однако ее корни уходят глубоко в историю различных народов, когда люди приняли на себя моральное обязательство отвечать за судьбу других людей. Традиции социальной работы исторически легко прослеживаются в мировых религиях: «тседака» у евреев, «благотворительность» у христиан, «эака» один из пяти столпов ислама.

Выделяют (по И. Н. Яблокову мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и другие функции религии. Некоторые из них совпадают с назначением социальной работы как области практической общественной или профессиональной деятельности, другие же необходимо учитывать в социальной работе.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку). Придание смысла существованию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, моральною падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» а, в страдании; церковная благотворительность. Милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных: разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение и др.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом: 2) верующих с божественными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписания), поощрений и наказаний (воздаянии действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).

Культуротранслируюшая функция заключается в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие – отталкивала. Обеспечивалось охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществлялась передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Религиозная традиция, с одной стороны, как бы сдерживает притязания личности, избавляя ее от завышенной самооценки, но, с другой стороны, задает некоторый «идеал» личности, который простому смертному не превзойти, но приблизиться к нему возможно.

Исследование различных религиозных учений имеет важное значение для социальной работы, так как истоки самой социальной работы как области практической социальной деятельности лежат в русле религиозного подвижничества и pелигиозной морали. Спасение души, загробная жизнь в райских кущах общалась только праведникам, и заслужить себе право на бессмертие можно, лишь прожив свою земную жизнь в соответствии с догматами той или иной конфессии (религии). Помощь ближнему во всех религиях считала. добродетелью, что способствовало зарождению и развитию благотворительности как неформальной, не регулируемой государством, но поощряемой общес1венным мнением социальной работы. Храмы и монастырь, становились центрами благотворительности, размах деятельности которых иногда был весьма впечатляющим даже по нынешним временам. Церковные приходы с помощью прихожан призрели сирот, беспомощных стариков, инвалидов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны.

Светская общественность училась у Церкви содержанию, формам и организации социальной приюты. И в наше время религиозные учреждения не утратили своего влиянии» на социальную работу Более того, социальная работа с отдельными грушами населения провозглашается приоритетной в их деятельности: с детьми, молодежью студентами высших учебных заведений, инвалидами, военнослужащими, языческими народами и т. д. Отдельные конфессии имеют свои учебные заведения по подготовке социальных работников, и готовит их на основе новейших достижений в области различных человековедческих дисциплин. Так, например, Салезианский институт христианского воспитания в Варшаве готовит социальных педагогов для работы в светских организациях по трем специализациям: семейный социальный педагог, по работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, по работе с детьми-инвалидами. А, например, Финская протестантская церковь поддерживает деятельность Христианской ассоциации для мальчиков и девочек Финляндии, оказывая ей финансовую поддержку, выделяя помещения в церковных приходах, помогая организовывать летние детские лагеря.

Сотрудничество двух ветвей социальной работы – религиозной и светской – необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее прогрессивных и эффективных технологий.

 

 

 

2. Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней

 

Каждый специалист в области социальной работы, какие бы задачи он ни решал и с какой бы категорией клиентов или социальных проблем ни взаимодействовал, обязательно является социальным менеджером, организующим людей, объединения и учреждения, перестраивающим те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным – от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразные виды деятельности, предусматривающей несколько подсистем – это как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социального обслуживания) и подсистема клиентского уровня (индивид, семья или группа, которая участвует во взаимодействии). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную, деятельную и сознательную природу.

Поэтому система социальной работы по своей типологии приближается скорее не к машинным, а к организменным системам, в которых элементы взаимообусловлены, а их развитие активно и нелинейно. Это усложняет управление такой системой и повышает потребность в адекватных технологиях, способных использовать интеллектуальный и организационный потенциал всех сотрудников. Одно из наиболее эффективных средств решения организационно-управленческих задач – технология группового решения проблем, которая состоит из восьми этапов, или процедур:

1) диагностика задачи, которая предполагает выявление источников и причины ее возникновения, степени ее разрешимости;

2) анализ ситуации, выявление субъективных представлений о ней, описание ее компонентов, временных и организационных границ, сравнение реальной ситуации с желательной, выделение круга лиц, вовлеченных в нее, определение своего места в ситуации;

3) формулирование  проблем, в первую очередь перспективных, т. е. связанных не столько с  преодолением недостатков, сколько  с реализацией благоприятных  возможностей, заложенных в ситуации;

4) на основании  сделанного прогноза – определение  целей как образа желаемых  результатов, которых необходимо  достичь для решения поставленной  задачи;

5) нахождение  решений задачи как способов  достижения поставленных целей  и разрешения проблем;

6) разработка  проекта, включающего в себя систему  взаимосвязанных решений;

7) формирование  программ реализации проекта, определение  последовательности скоординированных  практических действий всех лиц  и других агентов, участвующих  в разрешении ситуации и «пусковых  механизмов» программ; утверждение  плана деятельности;

8) практическое  осуществление программы, предполагающее  поэтапный контроль и постоянное  ситуативное уточнение.

Поскольку состояние изменяемого социального объекта всегда нуждается в дальнейшем улучшении, после окончания реализации определенной программы анализируются полученные итоги. Соответственно, завершающий этап соответствующей деятельности будет одновременно и начальным этапом для следующей ступени социального проектирования, в ходе которого будут реализовываться задачи, возникшие при первом проектировании, либо другие задачи, которые будут обусловлены конкретной ситуацией. Цикл, таким образом, повторится снова. Решения, выработанные с помощью данной технологии, оказываются, как правило, глубже и обоснованнее тех, которые выработаны традиционными способами или с использованием отдельных элементов данной системы. Такие управленческие решения отличаются новизной, оригинальностью, выдвижением альтернатив, оптимальностью привлекаемых средств и эффективностью полученных результатов.

Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой – выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. В силу своей комплексной природы, сочетания определенности и гибкости такие технологии, применяющиеся для развития системы учреждений социального обслуживания, могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность.

Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач 14 оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.

Алгоритмы разрешения социальных проблем не могут разрабатываться без учета и соблюдения основных принципов прогнозного проектирования:

  • принцип научного обоснования нормативной модели решения;
  • принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;
  • принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям общественного развития;
  • принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;
  • принцип комплексности, интегративности, сопоставления различных видов моделей;
  • принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Процесс проектирования начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения данной задачи. Цель деятельности – это, во-первых, идеальное представление о результате, новом, измененном состоянии системы, являющемся итогом всей деятельности, во-вторых, возникновение в сознании человека сверхзадачи, которая и заставляет его продвигаться вперед, не отклоняясь в сторону. В деятельности социального менеджера, руководителя органа социального управления или учреждения социальной службы такая сверхзадачацель заставляет преодолевать препятствия, неприступные при наличии слабой мотивации, поддерживать работоспособность на всем протяжении реализации программы, несмотря на возможную усталость и снижение энтузиазма, стимулирует привлечение сотрудников и соратников и делегирование им части полномочий по осуществлению проекта. В результате каждый участник по итогам изменений в конце каждого определенного периода будет оценивать прогресс трансформируемого объекта, а следовательно, эффективность собственных усилий.

При постановке целей следует придерживаться некоторых правил:

- цели и  задачи должны быть максимально  интенсивными, но достижимыми;

- все цели  должны быть четко распределены  во времени и иметь конкретное  выражение;

- характер  целей должен соответствовать  характеру и предназначению деятельности  организации;

- цели должны  быть реальными, иначе психологически  они теряют свой смысл в  качестве мотиваторов.

Проект развития должен предусматривать возможность и объем привлечения инвестиций, которые с точки зрения всей социальной системы должны рассматриваться как капиталовложения на мезоуровне, связующем микроуровень повседневной жизни населения соответствующей территории и макроуровень социальной политики государства. Эту системную связь можно представлять в виде вертикали, на одном конце которой – органы государственного управления с их широкими социальными целями (проблемы стабилизации, а затем и ускорения социально-экономического развития, регулирования распределения и потребления, справедливого распределения социальных благ и услуг, вопросы занятости, сохранения окружающей среды, проблемы доступа к образованию и культуре и др.), а на противоположном конце – индивиды, которые надеются на достижение собственного благополучия (не только материального, но и духовного, в том числе морального).

Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения. Неразрывность такой вертикальной связи требует очень тщательного анализа целей и задач проекта, исследования возможностей ресурсного обеспечения его осуществления. Ибо к числу основных задач проекта относится, кроме всего прочего, формирование вертикальной проницаемости социума, налаживание эффективных связей между активной инициативой «снизу вверх» 1 (участие населения в разработке и реализации локальной социальной политики, контроле за ее осуществлением) и четкой направленностью волевых и управленческих импульсов «сверху вниз» (политические, правовые акты, организационные меры, инвестиции, осуществляемые государством). Социальный проект должен способствовать созданию континуального поля для двух этих взаимосвязанных, но взаимопротивоположных процессов.

Информация о работе Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней