Сфера общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:21, реферат

Краткое описание

Сфера общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

IВариант1.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

IВариант1)Сфера общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Выделяют следующие сферы жизни общества: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера – это сфера отношений людей при создании материальных условий поддержания их жизни.

Социальная сфера – это сфера отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие).

Духовная сфера – это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения и т.п.).

Политическая сфера – это сфера отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах

2) Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и самостоятельностью социального действия. Некоторую совокупность людей объединяют в общность по следующим признакам:

1. сходство условий жизни;

2. солидарность на основе общих потребностей и интересов;

3. совместная активность и обмен активностью;

4. общая система норм культуры;

5. вхождение в одну организацию (например, студенты или абитуриенты);

6. собственное причисление людей к некоторым общностям (фанаты, рыбаки, и т.п.).

Таким образом, возможных общностей много, поэтому их делят на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

Групповые общности – характеризуются следующими признаками:

1. четкая структура, границы и чёткий принцип вхождения в них;

2. устойчивость во времени возникновения и существования;

3. способность выступать элементом более широких общностей.

Социальная группа – это посредник между индивидом и всем обществом. Существует множество экономических, демографических, этнических групп, которые формируются объективно, независимо от воли и сознания членов общества. Их делят по различным основаниям. Различают, например, первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные и т.д.

Первичная группа – социальная общность, которая образуется на основе эмоциональной близости. Первичными они называются потому, что именно в них индивиды получают первый опыт социального единства.

Вторичная группа – социальная общность, взаимодействие в которой носит обезличенный, функциональный характер. главное – умение выполнять определённые функции и достигать определённые цели. Вторичные группы по количеству людей делятся на большие и малые.

Малая группа – социальная общность, в которой индивиды находятся в личном контакте. Минимальная численность такой группы – 2 человека. Максимальная может доходить до 3-х десятков (бригада или учебный класс). Исходных форм малой группы две – диада и триада. Таким образом, малая группа может быть как первичной, так и вторичной.

Большая группа – это устойчивая совокупность совместно действующих, но не находящихся в непосредственном контакте людей. В зависимости от наличия официального юридического статуса социальные группы делятся на формальные и неформальные.

Формальная группа – социальная общность, отношение индивидов которой регулируется правовыми нормами. Такие группы создаются для решения определённых задач, в которых заинтересовано общество. (Например, школа – для обучения и социализации подрастающего поколения; армия – для обороны страны; завод – для выпуска какого-то товара и т.д.). Эти группы имеют строгую структуру, упорядоченную иерархию, распределение функций. Формальная группа – это вторичная группа. Она может быть как большой (армия), так и малой (аптека).

Неформальная группа – социальная общность, образующаяся на основе доверительных отношений. В этих группах отсутствует жёсткое разделение функций. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки и интересы её членов. Отношения строятся на уважении и авторитете. Неформальная группа – это первичная группа, она может быть только малой. Эти группы часто возникают внутри формальных групп и оказывают влияние на их функционирование.

Все группы обладают схожими чертами. Прежде всего, это групповая солидарность. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних. С этим связан определенный способ отношений членов группы между собой и другими людьми. Члены группы, как правило, со «своими» общаются в манере, отличной от общения с другими людьми. Группа оказывает на своего члена влияние, и его поступки совершаются под давлением других членов группы.

В зависимости от признака деления в социальной системе могут быть выделены различные общности. Чаще всего выделяют следующие общности:

• демографические (разделение по полу, по возрасту, по семейности);

• экономические (крестьяне, промышленные рабочие, предприниматели и т.д.);

• профессиональные (учителя, врачи, юристы, служащие силовых органов и т.д.);

• территориальные (жители города, деревни, пригородов, вахтовых поселков и других поселений);

• национальные;

• конфессиональные.

 

2ВАРИАНТ 1)Диалектика- теория развития, которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений.

Основные принципы:

1)принцип всеобщей связи

2)принцип развития во всех формах бытия

1. Закон единства и борьбы  противоположностей. Единство противоположностей состоит в следующем: – они неразрывно связаны между собой (например, единичные и общие черты объекта; не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других); – они взаимно обусловливают друг друга (единичное можно выделить только на фоне общего и наоборот); – они взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга

2. Закон взаимного перехода количественных  и качественных изменений. через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира

3. Закон отрицания отрицания. Категория «отрицание» выражает определённый тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т.е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны

2) Мораль – это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения.

Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие черты.

1. По способу своего существования мораль – это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. Т.е. мораль всегда одобряет или порицает поступки людей.

2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. Т.е. мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К

3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания.

4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база.

 

Зло – то, что разрушает жизнь и благополучие человека, ведёт к отчуждению людей друг от друга. В практической жизни человека зло можно разделить на три вида.

1. Природное зло. Это стихийные бедствия, эпидемии и обычные болезни и т.п.

2. Социальное зло. Это войны, революции, социальные кризисы, терроризм и т.д. Против них отдельный человек также бессилен, как и против стихий природы.

3. Нравственное зло. Оно происходит по воле отдельного человека, по его выбору. Нравственное зло делят на два вида: враждебность и распущенность. Враждебность – Это сознательное стремление нанести другому человеку вред, ущерб, страдание. Распущенность – это неумение справиться со своими инстинктами и страстями.

Другими важнейшими моральными категориями являются.

Совесть – самооценка личностью своих мыслей, чувств, поступков с точки зрения высших ценностей морали.

Стыд – это переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей.

Гордость – это удовлетворение ценностью и совершенством, как самого себя, так и того, с чем себя отождествляешь.

 Смирение – это отсутствие умиления собственными добродетелями, т.е. гордыни; это осознание недостаточности собственного совершенства. Честь – это осознание человеком своего общественного значения. Достоинство – это самооценка личности, осознание своего соответствия моральному образцу.

Взаимодействие морали и права в обществе – это сложный многогранный процесс. Они выступают дополняющими друг друга средствами социального регулирования, которые поддерживают и обогащают друг друга. Отличия:

1. Главное отличие морали от  права выражается в том, что  моральный закон исполняется  человеком добровольно, он сам прилагает его к себе. Закон правовой, юридический принудителен, обязателен даже при условии неприятия и незнания его человеком, независимо от отношения отдельных людей к нему.

2. Право формируется, утверждается  и проводится в жизнь специальными учреждениями. Моральные нормы формируются в самой практике массового поведения, оно зачастую осуществляется стихийно.

3. Мораль содержится в неформальном общественном сознании, право представлено в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму.

4. Нормы морали регулируют общественные  отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, нормы права оценивают отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

5. Мораль регулирует все сферы жизни общества, а право – только некоторые.

 

 

 

 

 

 

 

3ВАРИАНТ 1) «изменение» означает любую смену состояния, свойств, признаков объекта от смены пространственного положения предмета, нагревания или окисления вещества, роста живых организмов до появления новых идей и настроений человека. В этом смысле изменение является универсальным явлением, т.е. относится ко всем объектам.

 

В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.

виды изменений вообще и социальных изменений, в частности:

а) содержательные изменения; под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или смены ими своих свойств; б) структурные изменения, т.е. изменение совокупности связей элементов или строения их связей, формы «паутинки» связей между элементами, это может выглядеть, в) функциональные изменения; функция – это необходимое, предписанное действие для того или иного объекта; изменение функций системы могут быть вызваны как изменением ее содержания или структуры, так и изменением окружающей социальной среды, т.е. изменением внешних связей данной системы.

Типология общества:

Нет единого универсального подхода в исследование типа общества.Вместе с тем:

1) сущ.общий подход:

- по числу уровня управю общества.

- по степени его деференцированости

2) По соц.-эконом формациям(Маркситский)

-первобытно0общинная

-рабов.

-феод.

-капит.

-коммунистическая

3) По технеко-технолог. фактору:

-первобытное

-традиционное(аграрное)

-индустриальное

-постиндустриальное

4) по степени открытности

5)культурологический

6)цивилизационный

7)по способу потребления.

2)

Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей Социально-групповой статус – это положение индивида в большой социальной группе (расе, нации, поле, религии и т.д.).

Личный статус – это положение индивида в малой социальной группе (семье, классе и т.д.).

Предписанный – это статус, навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности (дочь президента или воспитанник детского дома). Этот статус бывает обусловлен полом, возрастом, положением семьи, местом рождения и т.д Достигнутый – статус, завоёванный усилиями, талантом, целеустремлённостью человека. Иногда бывает следствием удачи и везения. поведение личности, связанное со статусом, называется – социальная роль Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. максимальное слияние индивида со своей ролью называется – ролевая идентификация. Минимальное слияние индивида со своей ролью называется дистанцирование от роли. Ролевой конфликт – это столкновение нескольких ролей одного и того же статуса. Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль.

Информация о работе Сфера общества