Сущность социальной стратификации, ее основные концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:27, реферат

Краткое описание

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже, С. этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Содержание

1. Понятие социальной стратификации

2. Модели социальной стратификации

3. Типы стратификационных систем

4. Концепции стратификации

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Сущность социальной стратификации, ее основные концепции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

1. Понятие социальной  стратификации

 

2. Модели социальной  стратификации

 

3. Типы стратификационных  систем

 

4. Концепции  стратификации

 

Список используемой литературы

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

 

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже, С. этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Вопрос «кто что получает и почему?» интересовал  человечество всегда. Первые иудейские  пророки, жившие за 800 лет до н.э., в  частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Государство» в 370 г. до н.э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой». В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англиканском гимне есть такие слова:

Богатый человек  — в своем замке.

Бедный человек  — у его ворот.

Бог поставил одного высоко, а другого низко

И определил  кому чем обладать.

Таким образом, известны полярно противоположные  взгляды на социальное расслоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.

 

 

 

 

2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

 

Социальная дифференциация

Социальная  стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Как мы видим, в  теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства—неравенства. При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической жизни во властных структурах, владению собственностью, уровню престижа.               

 

Открытые и закрытые системы  стратификации

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

В открытых системах стратификации каждый член общества может  изменять  свой  статус,   подниматься  или  опускаться  по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.                                                           

Примером закрытой системы стратификации может служить  кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали' социальный статус при рождении от своих родителей и не могли измелить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья - торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников — около 70% населения, остальные 20% — хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.                            

Представители высших каст презирали, унижали и  угнетали членов низших каст, причем независимо от их повеления и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы — единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факторов.

 

Измерения стратификации

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Бебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, — класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, — угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что  Маркс чересчур упростил картину  стратификации,   Вебер   утверждал,   что в  обществе  существуют   и  другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического  положения,  и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение),   статус  (престиж)  и партию  (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации.  Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны;  они  подпитывают и поддерживают друг друга, но, все же, могут не  совпадать.   Так,  отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности,  но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.

Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство — то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

Престиж — авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж — явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость — присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна   некая   негласная   договоренность   о   том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам, будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия — поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается  при  сохранении   «соответствующей дистанции» по отношению к престижным фигурам.

Сто лет назад Торстейн Веблен показал, какую большую роль играют показной досуг и показное потребление в определении социального  положения. Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью — они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основе очевидных фактов. По мысли Веблена, для многих свой относительный успех проверяется путем сравнения собственного экономического положения с положением других, и это становится укоренившейся целью, в связи с чем сравнения приобретают символическое выражение.

Престиж большинства современных  людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем сто лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть — это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Социолог Амос Холи заметил: «Каждый социальный акт есть проявление власти, каждое социальное взаимоотношение — это уравнение власти, и каждая социальная группа или система — это организация власти».

Основы власти подразделяются на три категории ресурсов. Во-первых, существует принуждение — ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения. Люди обычно относятся к ограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущерб имуществу, телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы — ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества. Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением, поскольку они предполагают передачу социально признанных хороших вещей — материальных объектов, услуг или социального положения — в обмен на выполнение воли властных структур. В-третьих, есть сила убеждения — ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Под влиянием убеждения, базирующегося на репутации, мудрости, личном обаянии или контроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группы начинают выступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью.

Таким образом, овладеть важными  ресурсами — значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы — значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей. В той мере, в которой некоторые индивиды и социальные группы имеют возможность распределять вознаграждения и наказания, а также оказывать убеждающее воздействие, они способны диктовать правила жизненной игры.

 

 

3. ТИПЫ  СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Независимо от форм, которые  принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

 

Рабство

Неотъемлемой  чертой рабства является владение одних  людей другими. Рабы были и у древних  римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Информация о работе Сущность социальной стратификации, ее основные концепции