Сущность и содержание социального воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной истории образования существование этнокультурной модели воспитания находит подтверждение в традициях, сказания, былинах, предметах древнеславянской культуры. С принятием христианства в Древнерусском государстве складывается постепенно система просвещения, возникшая под влиянием церкви и распространившаяся в виде церковных и светских училищ. Дошедшие до нас летописи, поучения и другие документы дают представление о сущности и содержании воспитания Древней Руси. Особое значение воспитание приобрело в период татаро-монгольского ига, когда главной целью общества было сохранить православную веру как основу национальной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Тищенко 3 курс.docx

— 27.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  социальный университет»

Уральский институт социального  образования

(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Сущность и содержание социального воспитания детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена студентом              

Комиссаровой  Н. А._____

Группа № ____306____

Специальность 040101.65

«Социальная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

История развития социального  воспитания.

Педагогика вплоть до сер. XIX в. рассматривалось  как наука о воспитании. Однако представление о нем изменялось в зависимости от экономико-политического  и культурного развития обществ, определялось целями, задачами и средствами педагогической деятельности.

Первый период становления И развития социальной педагогики как научно-практической области приходится на Х-ХIХ вв. Этот период определяется как скрытое развитие социальной педагогики, как движение педагогического знания о поддержке, воспитании и образовании навстречу социологическому знанию, которое завершилось рождением социальной педагогики как науки в начале XX в. в связи с выходом в свет одноименной работы П. Наторпа (С. Расчетина).

Второй период истории становления  социальной педагогики связан с кардинальными  изменениями жизнедеятельности  российского общества в XX в.. Его начало совпадает с революционной ситуацией 1917 г., характеризующейся заострением социальных противоречий, активным развитием педагогического и социологического знания, их интенсивной интеграцией. Развитие социальной педагогики было, однако, задержано в 1930-е гг. в связи с ориентацией на реализацию принципа классового подхода и партийности науки. Научное осмысление процессов воспитания и образования с социологических позиций было заторможено, но не остановлено. Социальная педагогика после интенсивного развития в 20-30-е гг. XX в. стала растворяться в других науках в 40-80-е гг. и получила импульс к самостоятельному развитию в 90-е гг. XX в.

В отечественной истории образования  существование этнокультурной модели воспитания находит подтверждение  в традициях, сказания, былинах, предметах  древнеславянской культуры. С принятием  христианства в Древнерусском государстве  складывается постепенно система просвещения, возникшая под влиянием церкви и  распространившаяся в виде церковных  и светских училищ. Дошедшие до нас  летописи, поучения и другие документы  дают представление о сущности и  содержании воспитания Древней Руси. Особое значение воспитание приобрело  в период татаро-монгольского ига, когда  главной целью общества было сохранить  православную веру как основу национальной культуры.

Суть воспитания заключалась в  формировании добродетелей, что принципиально  отличало отечественное воспитание от системы просвещения в западных странах, где основное внимание уделялось  освоению знаний. В XVII в. Россия выбрала  западный цивилизационный путь развития, что не замедлило сказаться на негативном поведении подрастающего  поколения.

В связи с этим в сер. XVIII в. в период правления Екатерины II в дворянской среде усиливается интерес к проблемам воспитания. На смену старинных педагогических наставлений, основанных на зубрежке и подчинении, появляется новый гуманитарный идеал воспитания, во многом сходный с евангелистским в выводах. Именно религия выступала в роли хранительницы общечеловеческих ценностей. Поэтому христианская мораль лежала в основе воспитания вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Большую роль в осуществлении планов Екатерины II сыграла деятельность И.И. Бецкого, который пытался реализовать  идеи либерализации образования  в России. В период правления Александра I были подтверждены цели воспитания, выдвинутые при Екатерине П. С этого момента в России начинают существовать планомерно и законно средние государственные учебные заведения, задачами которых становится не только обучение наукам, но и воспитание нравственное, гражданское, "воспитание духа и тела". Осуществлялось это воспитание всеми социальными институтами: семьей, школой, церковью и др. В конце XIX — начале XX в. общественный интерес к проблемам воспитания открыл новые пути привлечения родителей и разнообразных организаций к воспитанию детей.

Коренной поворот в изменении  целей и содержания воспитания был  сделан после революции 1917 г., когда  произошло искоренение христианских норм из теории и практики отечественной  педагогики.

Социальное воспитание зародилось еще в античные времена, но научное  обоснование этот термин получил  только в конце XIX - начале XX в. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели — К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

М.А. Галагузова считает, что на смену социальному воспитанию пришел термин "коммунистическое воспитание". В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова. В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.

В конце 80-х гг. XX в. ученые, такие  как О.С. Газман, Л.А. Бондаревская, Л.И. Новикова и другие, привносят новые смыслы в понимание воспитания. Появляется новое понятие — "гуманистическое воспитание". В этом смысле воспитание — это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач социальной деятельности, т. е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. При таком подходе процесс воспитания начинается с совместной выработки целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике .

Возрождение интереса к феномену социального  воспитания в педагогической науке  в 70~90-х гг. XX в. связано с актуализацией  проблем социализации и социальной адаптации (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), теории воспитательных систем (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Семенов и др.), развития социально-педагогических функций школы (В.А. Мясников). В это время появились исследования структуры среды, управления процессом взаимодействия детей со средой, интеграции и педагогизации воспитательного потенциала среды (Ю.С. Бродский, А.Т. Куракин, В.Д. Семенов). Наряду с исследованиями общего характера стали накапливаться знания о конкретных составляющих социального воспитания в работах В.Г. Бочаровой, А.М. Мудрика, М.М. Плоткина и др.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание и социальное воспитание.

Воспитание в современных научных  исследованиях рассматривается  как целенаправленный процесс, обеспечивающий процесс развития и саморазвития личности. Современная педагогика должна исходить из положения необходимости  развития у детей качеств, помогающих им реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами  и индивидуальными способами  социальной самореализации.

Социальное воспитание направлено прежде всего на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально  значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. М.А. Галагузова поддерживает данное определение.

В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики.

Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным "социальное". И с этой точки зрения выделяет два основных его толкования в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово "социальное".

В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором  социального воспитания, осуществляя  его через различные организации  — как специально для этого  созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией . При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное воспитание — конфессия и т. д.

В другом понимании слово "социальное" отражает содержательную направленность воспитания, и в таком толковании социальное воспитание означает "целенаправленную воспитательную деятельность, связанную  с жизнедеятельностью людей в  обществе" . Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики, делает вывод М.А. Глагузова, является видовым понятием по отношению к категории "воспитание", которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта меж научная категория и в категориальную систему социальной педагогики. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.

Социальное воспитание — это  составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством  включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

Педагогическая деятельность тогда  отвечает принципам социального  воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, творческих дарований каждого ребенка как  субъекта формирования личности, находящейся  в тесной связи или являющейся частью социума. Именно эти положения  раскрываются в трудах А.В. Луначарского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс  взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка  значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и  развитие общественно значимых качеств  личности. Социальное воспитание тесно  связано с обучением, общим и  профессиональным образованием, психологической  подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.

Эффективность социального воспитания зависит от уровня взаимодействия разнообразных  социальных институтов, прежде всего  от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб.

Задачи социального воспитания:

1. Оказание помощи ребенку в  успешном и эффективном прохождении  процесса социальной адаптации,  социальной автономизации и социальной  интеграции.

2. Индивидуальная помощь личности  в ее кризисной ситуации в  семье, школе, когда необходимо  восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние  ребенка.

3. Защита прав ребенка на достойную  жизнь в обществе, его профессиональное  самоопределение.

4. Охрана здоровья ребенка, организация  его социальной, физической, познавательной  и творческой деятельности.

5. Помощь детям и подросткам  в принятии самостоятельных решений  в организации своей жизни.

Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это  результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и  стихийной социализации. К.Д. Ушинский отмечал, что воспитанность —  это "образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего  влияния и давал бы ему возможность  извлекать отовсюду только добрые результаты".

Однако социальное воспитание может  осуществляться на разной ценностной основе. Целенаправленная деятельность воспитателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться как  авторитарно — давление, насильственное требование по принятию общественных норм, так и гуманно — уважительное и доброжелательное отношение к  ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния  на процесс социализации личности.

 


Информация о работе Сущность и содержание социального воспитания детей