Сущность индивидуальной психологии А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся, с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер. Он с самого начала поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.18 Кб (Скачать файл)

Сущность индивидуальной  психологии А.Адлера

Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся, с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер. Он с самого начала поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. Обсудим главные концепции теории А. Адлера. Он внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей имеют актуальность и в сегодняшнее время. Главным в системе А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Вот одни из главных тем теории А. Адлера сфокусированные на способности людей:

  • Творить свою судьбу;
  • Преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
  • Совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

 
Альфред Адлер  — знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу, родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории. 

В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".

Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы.  
Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются: 

  • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда); 
  • признание изначально социальной природы человека; 
  • стремление человека к совершенству 
  • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями. 

В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением "Критика фрейдовской теории сексуальности" и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят его работы: "О нервическом характере" (1912), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Социальный интерес: вызов человечеству" (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии. 
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый). 
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности, т.е. теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:  
1) Чувство неполноценности и компенсация; 
2) Стремление к превосходству; 
3) Стиль жизни; 
4) Социальный интерес;

5) Творческое Я; 
6) Порядок рождения;

7) Фикционный финализм;

Рассмотрим эти принципы. 
1) Чувство неполноценности и компенсация

  • чувство неполноценности берет свое начало в детстве (когда ребенок совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей);
  • Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве: врожденную физическую неполноценность, чрезмерная опека и отвержение ребенка со стороны родителей;
  • у индивидуума в ответ на чувство неполноценности может появиться гиперкомпенсация , т.е. комплекс превосходства;
  • этот комплекс выражается в преувеличении своих физических, интеллектуальных или социальных способностей.

2) Стремление к  превосходству

  • стремление к превосходству полностью отличается от комплекса превосходства;
  • стремление к превосходству является врожденным, от которого мы никогда не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь;
  • это единый фундаментальный мотив, а не комбинация отдельных побуждений;
  • это великое стремление вперед и вверх;
  • превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление;
  • стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями;
  • стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества.

3) Стиль жизни

  • Стиль жизни - способ адаптации к жизни (особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей), включающий  в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума;
  • стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и упрочняющих чувство превосходства;
  • стиль жизни закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем почти не изменяется (впоследствии нахождение новых способов выражения индивидуального жизненного стиля- это только совершенствование и развитие основной структуры, заложенной в раннем детстве).

 4) Социальный интерес

  • "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl ("социальное чувство", "чувство общности", "чувство солидарности" );
  • социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача: воспитать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений;
  • отец - второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса; отец должен относиться к своим детям как к равным, принимать активное участие в их воспитании, избегать эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма;
  • огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью;
  • социальный интерес является критерием оценки психического здоровья индивидуума (своеобразным "барометром нормальности" ).

5) Творческое Я

  • творческое Я – самое главное звено в Индивидуальной  теории личности Адлера;
  • в "творческом я " воплотился активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость;
  • творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели, способствует развитию социального интереса, влияет на восприятие, память, фантазии и сны, делает каждого человека свободным индивидуумом;
  • в концепции " творческого Я " отчетливо звучит убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

6) Порядок рождения

  • порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение;
  • какое значение ребенок придает сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни:
  • поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни;
  • однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье. 

7) Фикционный финализм

  • фикционный финализм (фикция от лат. «выдумка, вымысел») – идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего;
  • стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью;
  • фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы;
  • если фиктивные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить;
  • фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности (н-р.: убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой реальной почвы, но А.Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы – выдающаяся раса.) ;
  • фиктивных целей объективно не существует, они оказывают влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и цельности.   

Продуктивность для многих психологических направлений , высокая практическая ценность – таковы существенные особенности индививидуальной психологии  А. Адлера ,  которые органически вошли  в современную психологическую науку . А. Адлер намного опеределил своё время Многие его положения и идеи сохраняют свою ценность в наши дни.

Главное в оценке концепции состоит ,  на мой взгляд , в том что , она в наибольшей мере  способствовала развитию всех остальных  психотерапевтических  концепций и проблем (от проблемы детского возраста до семейной и социальной проблематики ) . Трудно оценить весь потенциал   направления , которое не стало теорией , а продолжает жить. Поэтому в заключении я хочу привести высказывание самого А. Адлера :

“Честный психолог не может закрыть глаза на социальные условия , не позволяющие ребёнку стать частью сообщества и почувствовать себя дома в мире , вместо этого заставляя его расти так , как будто он живёт во вражеском стане. Психолог , следовательно , должен  работать против национализма… Против захватнических воин , реваншизма и престижа ; против безработицы , которая повергает  людей в безнадёжность ; и против всех остальных препятствий , которые  покушаются на социальный интерес в семье , школе и обществе целом.”

               Альфред Адлер.

5. Список литературы:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем.

М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995.

  1. А. Н. Ждан История психологии. М.: Из-во Московского  университета, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность индивидуальной психологии А.Адлера