Вам выпала возможность вернуться в прошлое
И поменять выбранную специальность.
Как Вы поступите?»
Если затрагивать тему влияния
статуса СФУ на профессиональные ожидания,
то важно отметить, что 44% респондентов
считают, что статус выпускника данного
ВУЗа не поможет им стать востребованнее
других молодых специалистов на рынке
труда. При этом, 33% затруднились при ответе
и только 22% считают, что статус СФУ даст
преимущества при трудоустройстве. Скорее
всего, это связано с тем, что имидж Сибирского
федерального университета на данный
момент находится на стадии формирования,
а также еще не прошло время, чтобы у работодателя
возникло представление о работниках
- выпускниках СФУ. В соответствии с данными
исследования, наша гипотеза о том, что студенты старших курсов площадки №1
Сибирского федерального университета
склонны считать, что статус выпускника
СФУ не даст им никаких привилегий и преимуществ
при трудоустройстве на работу, подтвердилась.
2.3. Основные выводы.
В рамках проведения данного
социологического исследования профессиональных
ожиданий студентов старших курсов ВУЗов
(на примере студентов 4 и 5 курсов площадки
№1 СФУ), были сделаны следующие выводы:
- Основная гипотеза о том, что большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием, частично подтвердилась. Данные нашего исследования
показывают, что большинство студентов, при
ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую
трудовую деятельность с получаемым образованием?», отвечают «Как получится»
(39%).
- Высшее образование для современных
старшекурсников площадки №1 СФУ в первую
очередь является естественным и обязательным
этапом становления личности. На втором месте по популярности
ответов находится вариант «…нужен диплом» (23%), а сразу за ним следует вариант «сегодня без высшего образования очень сложно нормально трудоустроиться»(21%).
- Самыми распространенными мотивами
выбора специальности у студентов 4 и 5
курсов площадки №1 СФУ «Специальность соответствует
моим способностям»(57%), «Мне это интересно, хочу стать
профессионалом в данной области»(46%) и вариант «Мне было без разницы, главное - диплом о высшем образовании»(39%). Соответственно, при выборе своей специальности, студенты СФУ опираются на свои личные возможности и способности. Эти данные отличаются от
результатов других исследований, которые
выявили у большинства студентов наличие прагматических и экономических
мотивов выбора специальности, которые
абсолютно не отражают их личных интересов.
- Данные нашего исследования
показали, что большинство студентов довольны
выбранной специальностью. Лишь 9% студентов абсолютно не довольны своим выбором.
- Основными проблемами, которые волнуют студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ являются проблемы трудоустройства(67%) и низкий доход от работы по специальности(72%). Наряду с тем, что 56% студентов считаю, что для работников в выбранной ими профессиональной сфере, характерен высокий
социальный статус, процент тех, кто считает
наоборот, также велик - 37%. Разумеется,
на полученные данные повлияла нестабильная
экономическая ситуация, связанная с глобальным экономическим кризисом.
- Данные нашего исследования показывают, что большинство студентов не уверены в том, что они будут работать по специальности. При ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую
трудовую деятельность с получаемым образованием?», чаще всего, студенты отвечают «Как получится» (39%). Не планируют
работать по специальности 23% учащихся
и 18% отвечают «Да, конечно, планируем работать
по специальности». Нужно заметить, что 12% опрошенных будут
работать по специальности только при
большой необходимости.
- При рассмотрении перспективы работать по специальности,
студенты старших курсов площадки №1 СФУ
больше всего недовольны низким заработком
работников своего профиля(43%), отсутствием перспектив для развития специальности в регионе (47%), проблемой трудоустройства(19%) и однообразностью работы специалистов
их профиля (38%).
- В соответствии с полученными
данными, наша гипотеза о том, что при возможности изменить
в прошлом выбранную специальность, многие студенты воспользовались бы таким шансом, была
опровергнута: большинство(44%) студентов ничего не стали
бы менять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автором данной работы был проведен
обзор существующих публикаций и исследований
по теме профессиональных ожиданий, их
систематизация. Также нами было проведено
социологическое исследование, с целью
изучить профессиональные ожидания современных
студентов (на примере студентов 4-5 курсов
площадки №1 СФУ).
Поставленные нами задачи были
выполнены:
- Мы выяснили основные мотивы
получения высшего образования у современной
молодежи;
- Определили основные причины
выбора специальности у современной молодежи;
- Исследование показало, довольны ли студенты старших
курсов площадки №1 СФУ выбранной специальностью;
- Также мы выявили ключевые проблемы,
которые волнуют современную студенческую
молодежь старших курсов площадки №1 СФУ относительно их будущей трудовой деятельности;
- Выяснили, планирует ли большинство
студентов старших курсов площадки №1
СФУ связывать свою будущую трудовую деятельность
с получаемым образованием;
- Определили, что чаще всего
не устраивает современных студентов в перспективе работать по
специальности;
- Узнали, воспользовались ли
бы студенты старших курсов площадки №1
СФУ шансом изменить выбранную в прошлом
специальность, если бы им представился
такой случай.
Также, нами было проведено
социологическое исследование профессиональных ожиданий
студентов и их связи с получаемым образованием.
Цель нашего исследования достигнута-
мы изучили профессиональные ожидания
современных студентов старших курсов
высших учебных заведений (на примере
студентов площадки №1 СФУ).
Основная гипотеза о том, что большинство студентов старших курсов площадки
№1 СФУ не планируют связывать свою будущую
трудовую деятельность с получаемым образованием,
частично подтвердилась. Данные нашего исследования
показывают, что большинство студентов,
при ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать
свою будущую трудовую деятельность с
получаемым образованием?», отвечают «Как получится»
(39%).
В результате нашей работы, наша гипотеза-следствие
о том, что получение диплома о высшем
образовании является одной из главнейших
целей современных студентов, была частично
подтверждена. Но, все же, для студентов
площадки №1 СФУ на первом месте стоит
естественность и обязательность наличия
высшего образования сегодня.
Гипотеза-следствие о том,
что большинство студентов старших
курсов выбирают специальность не исходя
из собственных предрасположенностей
и способностей, а основываясь на необходимости
получения диплома о высшем образовании,
частично опровергнута. Данные исследования показали,
что старшекурсники площадки №1 СФУ чаще
всего сочетают варианты ответов «Специальность
соответствует моим способностям» и «Мне
это интересно, хочу стать профессионалом
в данной области» (27% опрошенных).
Гипотеза нашего исследования
о том, что большинство студентов старших
курсов не довольны выбранной специальностью,
опровергнута. Данные говорят о следующем:
22% респондентов абсолютно довольны
сделанным выбором, 41% опрошенных довольны сделанным
выбором, и лишь 9% студентов абсолютно не довольны
своей специальностью. Также была опровергнута
гипотеза о том, что при возможности изменить в
прошлом выбранную специальность, многие
студенты воспользовались бы таким шансом.
В соответствии с данными
исследования, наша гипотеза о том, что студенты старших курсов площадки
№1 Сибирского федерального университета
склонны считать, что статус выпускника
СФУ не даст им никаких привилегий и преимуществ
при трудоустройстве на работу, подтвердилась.
При написании данной работы
автором были сделаны следующие выводы:
- Одним из важнейших этапов жизненной
стратегии личности человека
является его профессиональное самоопределение
и соответствующие профессиональные ожидания. Н. Федотова разработала типологии
поведенческих стратегий молодежи на
рынке труда. Она считает, что в поведении
молодежи отчетливо проявляются два основных типа стратегий:
пассивный и активный. Н. Федотовой предлагаются
следующие жизненные стратегии: пассивная рефлексивно-запаздывающая стратегия, пассивная умеренно-приспособительная стратегия, активная позитивно-карьерная стратегия, активная позитивно-инструментальная стратегия, активная криминально-карьерная стратегия. Мы выявили, что все типы жизненных стратегий, так или иначе, отражаются в системе профессиональных ожиданий студентов. В рамках данной работы нас
интересуют все типы стратегий, так как они влияют на профессиональный выбор и профессиональные ожидания студентов.
- Как свидетельствуют исследования,
в последние 30-40 лет ценностные ориентации
претерпели заметные изменения. Особенно
это касается значимости интересной работы,
вообще труда. В советское время, в 1960-е
- первой половине 1970-х гг., ценность интересной
работы у молодежи была на первом месте,
ее выбирало не менее 2/3 респондентов;
теперь она на четвертом месте. Структура
ценностных ориентаций сегодня сдвинута
в сторону экономических, прагматических
ценностей. Неблагоприятным фактором
в современной ценностной структуре молодежи
также является отсутствие четкой связи
между работой и деньгами.
- На разных этапах развития общества,
в разные эпохи, профессиональная мотивация
и профессиональные ожидания различны.
Так, для современного студенчества характерен
«выбор высшего образования», а не профессии. Данные нашего исследования
также подтверждают данную тенденцию:
сегодня высшее образование переживает
серьезные функциональные изменения. Для современной молодежи
высшее образование в первую очередь-это
обязательный пункт развития личности,
а не возможность получить профессиональные
знания и навыки. При этом, наше исследование показало, что студенты 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ выбирают образование и специальность, основываясь на своих способностях и предрасположенностях. Этот показатель отличается от общей, прагматичной направленности мотивов получения образования, показанной другими исследованиями. Мы считаем, что это связано с тем, что сегодняшние студенты 4 и 5
курсов поступали не в СФУ, а в Красноярский
Государственный университет. Разумеется,
в государственный ВУЗ поступает большая
доля тех абитуриентов, которые действительно
заинтересованы в саморазвитии и получении
специальных навыков и знаний.
- Нами было выяснено, что основными проблемами, которые волнуют современную
студенческую молодежь старших курсов
площадки №1 СФУ относительно их будущей
трудовой деятельности, являются проблемы
с трудоустройством (67%) и ожидание низких
доходов(72%). Разумеется, невозможно
рассматривать полученные данные без
учета состояния современной экономики,
так как мировой экономический кризис
серьезно повлиял на профессиональные
ожидания сегодняшних старшекурсников.
- Данные нашего исследования
показали, что большинство студентов
4 и 5 курсов площадки №1 СФУ не уверены
в том, что будут работать по специальности.
Также, при рассмотрении перспективы работать
по специальности, студенты старших курсов
площадки №1 СФУ больше всего недовольны
низким заработком работников своего профиля(43%),
отсутствием перспектив для развития
специальности в регионе (47%), проблемой
трудоустройства(19%) и однообразностью
работы специалистов их профиля (38%).
Профессиональные ожидания
- очень важный показатель социального
самочувствия студентов. При этом,
профессиональные ожидания - это крайне
динамичная структура, которая способна
реагировать даже на самые незначительные
изменения в жизни социума. Сегодня наш
мир крайне нестабилен, поэтому изучение
данного явления становится очень важным
и актуальным. В дальнейшем мы планируем
продолжить изучение данного феномена
и углубить свои знание по проблемам профессиональных
ожиданий современных студентов высших
учебных заведений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности:
проблемы и стратегии исследования // Психологический
журнал. 1994. Т.14. №4. С.49.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия
жизни. М.: Мысль, 1991.
- Авраамова Е.М., Верпаховская
Ю.Б. // Социологические исследования.
2006. №4, с. 37-46)
- Бордовская Н., Реан А. Педагогика
[электронный ресурс] -http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.php
- Васильева О.С., Демченко Е.А.
Изучение основных характеристик жизненной
стратегии человека. // Вопросы психологии.
- 2002. –№ 4. –С. 74-85.
- Иванченко Г.В. На пороге профессиональной
карьеры: социальные проблемы и личностные
стратегии выбора // Мир России. 2005. № 2
- Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические
условия формирования духовной культуры
студенческой молодежи / [электронный
ресурс] -http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php
- Молодежь и государство / База данных фонда «Общественное мнение» [Электронный ресурс]- http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047705
- Наумова Н. Ф. Жизненные стратегии
в переходном обществе // Социологический
журнал. 1995. №2
- Немировский В.Г. Общая социология:
Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс 2004г.
- Психологический словарь [электронный
ресурс]- http://www.voppsy.ru/dictionary-y.htm
- Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив.
М., 1995
- Сегодняшние студенты / База данных фонда «Общественное мнение» [электронный ресурс] - http://bd.fom.ru/report/map/dd063824
- Сикевич З.В. Социологическое
исследование: практическое руководство.
- СПб.: Изд-во Питер, 2005. - 320 с.
- Семенов В.Е. Ценностные
ориентации современной молодежи // Социологические
исследования. 2007.№4. С. 37—43
- Скутнева С.В. Стратегии жизненного
самоопределения молодежи в трудовой
сфере // Социологические исследования.
2006. №10. С. 88-94.
- Смирнов В.А. Социальные проблемы
молодежи российской провинции // Вестник Московского университета.
Серия 18: Социология и политология. 2008.№2, С. 15-28.
- Сорокина Н.Д. «Перемены в образовании и динамика жизненных
стратегий студентов» // Социологические исследования. 2003. №10
- Социологический портрет студента
МГУ [электронный ресурс] - http://www.5ballov.ru/news/focus/2002/01/28/11124
- О. Н. Тюлякова. Ценностные
ориентации студенческой молодежи регионального
социума // Регионология.2009.
№3
- Федотова Н.. «Жизненные стратегии
молодежи» [электронный ресурс]- http://www.pmuc.ru/jornal/number9/fedot.shtml
- Ядов В.А. Социологические исследования:
методология, программа, методы. - М., 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Описательная статистика
Вопрос 1.Продолжите
предложение (не более
двух вариантов ответов): «Я получаю высшее
образование, так как…
Таблица 1.
Общее распределение.
Варианты ответов |
Общее количество |
Количество выборов |
% |
- …посоветовали/настояли родители»
|
10 |
3 |
- …друзья поступали, я тоже решил(а)»
|
0 |
0 |
- …хочу стать профессионалом
в данной области»
|
49 |
15 |
- …нужен диплом»
|
74 |
23 |
- …нужна отсрочка от армии»
|
1 |
0,4 |
- …сегодня без высшего образования
очень сложно нормально трудоустроиться»
|
68 |
21 |
- …получить высшее образование
является для меня естественным и обязательным»
|
110 |
34 |
- Другое
|
5 |
1,6 |
Вопрос 2. Оцените
высказывания по шкале от -3 (совсем не
согласен) до 3 (абсолютно согласен), 0-нейтральная
позиция), в каждой строке один вариант
ответа.
Таблица 2.
Общее распределение
.
Вариант ответа |
Степень согласия
с суждением |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
1. Сегодня, чаще всего, молодежь
поступает в ВУЗы для получения
диплома о высшем образовании.
|
22 |
7 |
19 |
6 |
35 |
11 |
42 |
13 |
78 |
24 |
84 |
26 |
42 |
13 |
2. Большинство студентов
выбирают специальность, исходя
из своих способностей, талантов. |
26 |
8 |
55 |
17 |
68 |
21 |
35 |
11 |
46 |
14 |
78 |
24 |
17 |
5 |
3. Многие студенты в
дальнейшем не собираются работать
по специальности. |
13 |
4 |
32 |
10 |
51 |
16 |
58 |
18 |
68 |
21 |
71 |
22 |
29 |
9 |
4. Большинство студентов
престижных факультетов поступают
на них для приобретения определенного
социального статуса. |
17 |
5 |
29 |
9 |
39 |
12 |
74 |
23 |
71 |
22 |
55 |
17 |
39 |
12 |
5. Сегодня получение высшего
образования становится нормой
жизни современного человека. |
19 |
6 |
17 |
5 |
35 |
11 |
46 |
14 |
51 |
16 |
94 |
29 |
61 |
19 |