Нормы и правила повседневного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:07, доклад

Краткое описание

Неумение общаться, пренебрежение к искусству коммуникации приносят человечеству, как не покажется это странным, больше вреда, чем заболевания раком. Не верите?! Каждый знает из своего опыта, как портится настроение, когда кто-то толкнет и не извинится или скажет слово, которое режет не только ухо, но и у некоторых душу. Или будет шутить, когда у вас какие-либо неприятности, например, умер ваш близкий родственник или вас укусила соседская собак

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по деловому общению.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Понятно что, для того чтобы почувствовать удовлетворение от общения с окружающими, очень важно создать условия, т. е. атмосферу общения, которая зависит от целого ряда как эмоциональных, так и рациональных факторов. Положительная атмосфера общения не только связана с такими качествами личности, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, внимательность, скромность, благородство, деликатность, тактичность, но и помогает им активно развиваться. Эта атмосфера характеризуется взаимным доверием, эмоциональным комфортом, терпеливостью, которая проявляется в каждом жесте, взгляде, высказывании. Искренность чувств имеет огромное обаяние, в психологии есть даже такой термин «фасцинация»( особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами - субъектами(читатель, зритель, слушатель), воспринимающий адресованное ему сообщение). Прямо обворожительное значение имеет умение слушать собеседника, открытый взгляд, богатый тембровыми модуляциями голос, музыкальность речи, живость чувств, здравый искрометный рассудок и глубокий философский ум.

Далее хотелось бы коротко привести некоторые полезные правила, соблюдение которых, по мнению Д.Карнеги, автора одной из самых известных и замечательных систем обучения взрослых, позволит читателю преуспеть в жизни:

1. Проявляйте  искренний интерес к другим  людям; 
2. Улыбайтесь! 
3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи. 
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте другого рассказывать вам о себе. 
5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника; 
6. Давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.

Уровень культуры общения определяется не только совершенством  отдельных сторон или аспектов общения, но зависит и от гармонического сочетания и развитости этих элементов культуры общения. Если общение, например, ориентировано на гуманистические ценности и цели, но правила и нормы этого общения несовершенны, то говорить о высокой культуре такого общения, наверное, нет смысла. Нельзя говорить о культуре общения и тогда, когда не принимаются во внимание особенности индивидуальности субъекта общения, их потребности, интересы, привычки и т. п. В литературе описывается «Золотое правило общения»: в любой жизненной ситуации ведите себя так, как Вам хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к Вам».

Так как вы –  будущие управленцы , то теперь мы можем перейти к такому интересной теме, как

Законы  управленческого  общения:

 
1. Гласит: «понять – это еще  не значит принять!» Т. е.  если подчиненный Вас понял,  это еще не значит, что он  с Вами согласен. Т. о. проблема не в отсутствии взаимопонимания, о чем очень часто говорят, а в достижении согласия подчиненного с позицией руководителя.

Условия принятия:  
- Непротиворечивость того, что он должен сделать, его принципиальным взглядам, позиции на данный вопрос. Если нет, то Вам придется дальнейшие убеждения направить только на устранение этого рассогласования. Практическая рекомендация заключается в том, чтобы подчиненный принял Вашу позицию, необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, не только не будут противоречить его принципам, взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.  
- Ищите и покажите ему его интерес; 
- Природа самого человека: моральный климат (т. е. система отношений) для него важнее климата физического (т. е. природного).

 
2. Гласит: при прочих равных условиях  люди легче принимают позицию  того человека, к которому испытывают  эмоционально положительное отношение  (симпатия, привязаность, дружба или любовь), и наоборот труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию, ненависть).

Хочу отметить, что вы – как будущие руководители должны заранее определить правила, которые регламентируют такие посещения, не позволяют подчиненным тратить впустую ваше время. Можно предложить несколько положений, соблюдение которых должно стать обязательным для всех подчиненных без исключения:

1. Поручите своему секретарю согласование и соблюдение сроков и дат; пусть он согласовывает их заблаговременно.

2. Используйте письменный стол своего секретаря как своего рода барьер, который никто не минует без того, чтобы быть увиденным ею и спрошенным: “Что я могу для вас сделать?”, “Не может ли он вам позвонить?” и т.д.

3. Введите “спокойный  час”, например, в начале рабочего  дня, когда никто не должен  вас беспокоить.

4. Установите общие приемные часы и поручите секретарю спрашивать о причинах желаемого времени для посещения, чтобы вы могли подготовиться.

5. Введите определенные  часы приема для отдельных  своих сотрудников 

6. Посещайте  сами помещения, где сидят ваши  подчиненные и предоставляйте  себя в их распоряжение для  вопросов. Намного проще самому  попрощаться и выйти из помещения,  чем с помощью комплиментов  выпроваживать собеседника из  своего кабинета.

7. Принимайте посетителя стоя (например, в приемной) и определяйте во время приветствия приоритетность или необходимость посещения. Когда ваш собеседник уже сидит у вас в кабинете, вы оказываетесь в проигрыше в психологическом отношении.

8. Старайтесь  по возможности приходить на  работу пораньше, вместо того  чтобы задерживаться вечером.

9. Запирайтесь  в каком-нибудь помещении, например, в комнате отсутствующего коллеги;  при этом лишь ваш секретарь  должен быть информирован о  вашем местонахождении.

10. Своими личными  контактами занимайтесь в каком-либо  другом помещении, а не на  рабочем месте. Договаривайтесь,  например, пообедать с важными  для вас людьми и т.п.

11.Свой письменный стол поставьте так, чтобы он не был виден в открытую дверь; тем самым вы сможете избежать потенциальных посетителей.

12.И самое главное: покончите с мифом “открытой двери”! Оставляйте открытой дверь в свой кабинет только тогда, когда вы готовы для беседы; закрывайте дверь, если хотите, чтобы вам не мешали!

Если подчиненные  будут придерживаться этих правил, это, с одной стороны, заставит их задуматься, проанализировать свою работу прежде чем идти на прием к начальнику, а с другой – поможет самому руководителю в организации своего рабочего времени.

Успешная деятельность фирмы во многом зависит от деловых  качеств ее руководителя. Часто считают, что умение руководить — это качество, которое человек получает от рождения или не получает вовсе. Такая посылка  ошибочна: искусству руководить можно научиться. Сами по себе секреты умения руководить весьма просты.

Стиль руководства  должен складываться из разнообразных, порой даже противоречивых форм и  методов воздействия на людей, как  будто бы исключающих друг друга: твердость и покладистость, единоначалие и широкая коллегиальность, умение требовать от подчиненных и выполнять  их требования, контролировать и доверять, быть официальным и в то же время  по-товарищески близким с людьми, убеждать и внушать, улыбаться и  сердиться.  

Л.Н. Толстой  писал: «Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что  чем больше он отделяет себя, тем  хуже его жизнь». Каждый воспитанный  человек по самой природе своей  должен быть общителен. Человек всегда стремится к обществу, ему надо делиться с кем-то своими новыми мыслями, отдохнуть. Находясь в обществе, нельзя оставаться безмолвным слушателем или  наблюдателем, а следует быть участником общего разговора, требуется обмен мыслей и взглядов, выраженных в приличной форме. При этом каждый обязан соблюдать известные правила приличия, которые необходимы в благовоспитанном обществе и без которых становятся неприятными в общении даже гении ума.

Одним словом, чтобы являться достойным  членом общества, необходимо быть вежливым. Общениеэто  воспитание  полезных  привычек,   добрых   манер,   тренировка   поступков,   шлифовка  достойного  поведения.   Поэтому  в  общении все важно: как ты одет, как сидишь, как ходишь, танцуешь, разговариваешь с соседями, помогаешь хозяевам, с чем приходишь в гости. Все это и многое   другое — поступки,   поведение,   формирующие наш характер. Идя в гости, не забывайте о знаках внимания к хозяевам. При встрече будьте особенно предупредительны с женщинами и девушками, только что вошедшими гостями. Не старайтесь вмешиваться в разговор влюбленных или молодоженов, обращать на них внимание всей компании. Проявляйте великодушие к соседу, если он в своем поведении допускает мелкие ошибки, постарайтесь через некоторое время незаметно, ненавязчиво показать, как надо правильно поступать. Но будьте нетерпимы к грубости и открытому хамству, к оскорблению товарища, особенно девушки, женщины.     

     Чтобы понравиться обществу, следует выбирать такие темы для разговора, которые вашему собеседнику ближе и которые его более интересуют. Раз вы затронули интересующий его предмет, и он вступил с вами в разговор, и вы дали ему возможность высказаться, то он будет считать вас хорошим собеседником, хотя вы сами только слушали его. Малознакомым людям разумно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке или о гастролях кого-либо из мастеров искусств.       

 Основное правило общения таково: надо понять, чего хочется другому. Искусство управлять другими людьми, правильно прогнозировать их поведение начинается именно с этого: узнать, чем увлекается ваш знакомый, каковы его главные желания, его основные интересы и потребности. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Иногда ненавязчиво можно сформировать новый интерес и только потом воздействовать на человека в необходимом нам плане. Искусство общения состоит в том, чтобы узнать мир других людей, понять их, уметь видеть жизнь под их углом зрения точно так же хорошо, как со своей точки зрения.

Большой интерес может вызвать обсуждение прочитанной книги, которое дает толчок к возникновению новых  тем и мыслей. Обычно всех привлекают актуальные политические события и  проблемы, например достижения науки, новые открытия и изобретения, новинки  литературы и т. д. Специальные научные  вопросы в большой компании затрагивать  не рекомендуется. Разговор должен быть занимателен, легок по содержанию и понятен. В беседе не касаются таких предметов, которые могут интересовать одних специалистов, и вообще серьезные вопросы, требующие умственного напряжения, не решаются в таком обществе, которое собралось исключительно для приятного времяпрепровождения.

Итак, можно сформулировать основные правила  общения:

1. Каждый  имеет право на индивидуальность, поэтому относитесь с уважением  к каждой неординарной личности, не допускайте, чтобы кто-либо  становился объектом постоянных  насмешек, изгоем, предметом шуток  и острот.

Критиковать следует тактично, стараясь не ранить адресата критики. В любом случае это необходимо делать наедине.

2. Никогда  не обсуждайте человека в его  отсутствие, не передавайте   сплетни. Не позволяйте никому в вашем присутствии плохо отзываться о ваших друзьях или хороших знакомых.

3.   Умейте    выслушать    людей,    не    перебивая. Все,  сказанное ими,  для   них  очень  важно, даже если вам это кажется второстепенным.  

4. Умейте  спорить. Спор не должен перерастать  в конфликт. Выслушайте своего  оппонента и только после этого  дружелюбно выскажите свою точку  зрения. Прежде чем что-то оспаривать, выкажите дружеское расположение к человеку, тогда он спокойнее воспримет ваши возражения или контраргументы.

5.   Не забывайте об улыбке. Это ваше главное оружие, ведущее к разоружению собеседника.

6. Извлекайте  уроки из допущенных ошибок  в общении. Забывать ошибки  нельзя. Их надо непременно фиксировать, запоминать и время от времени анализировать, найти главную причину всех неприятностей,  неудач,  конфликтов  и  душевной   неустроенности.

    Таким образом, для общения необходимо наличие хотя бы двух участников диалога: говорящего и слушающего. Э. Капиев отмечал: «Будь первым, когда надо слушать и последним, когда надо говорить». Оба участника диалога должны четко следовать правилам говорящего и слушающего, чтобы общение было эффективным и конструктивным.

    Правила для говорящего:  

    1.     Выть доброжелательным, вежливым, корректным.

    2.     Вступая в контакт, отнестись к собеседнику особенно 
внимательно: проверить (поинтересоваться): может ли человек сейчас уделить вам время, не нарушаете ли вы его планы.    

    3.     Во   время   разговора   в   центре   внимания   постоянно должен быть собеседник (а не собственное «я»): не навязывать собеседнику собственных мнении и оценок, уметь встать на точку зрения партнера. 

Информация о работе Нормы и правила повседневного общения