Частью сотрудничества социальных 
служб с НГО является забота последних 
о состоянии зданий и помещений 
специализированных учреждений (спален, 
комнат для учебных занятий и 
отдыха, столовой, кухни, медицинских 
кабинетов, психологической службы 
и др.), их косметическом ремонте, 
функциональном оснащении, создании обстановки 
уюта и комфорта, а также о благоустройстве 
и озеленении прилегающей территории, 
возведении спортивных и игровых 
сооружений. В этой работе вместе с 
волонтерами могут участвовать 
и воспитанники специализированных 
учреждений.
 
4. Участие общественных 
объединений в кадровом, научно-методическом 
и информационном обеспечении системы 
профилактики детской безнадзорности.
Органам социальной защиты 
населения необходимо осуществлять 
тесное сотрудничество, поддерживать 
инициативы и текущую деятельность 
НГО (профессиональных ассоциаций и 
союзов работников социальных служб, социальных 
работников, психологов, социальных педагогов, 
некоммерческих партнерств и др.) в 
области эффективного функционирования 
системы профилактики детской безнадзорности 
и обеспечивать:
- организацию обучения кадров 
для органов управления социальной защитой 
населения и специализированных учреждений;
- исследование ситуации в сфере 
безнадзорности детей;
- проведение научно-практических 
конференций;
- разработку методик по профилактической 
работе, издание научно-методических пособий;
- подготовку и издание пособий, 
обобщающих опыт работы и популяризирующих 
деятельность служб социальной помощи 
семье и детям и НГО в сфере профилактики 
детской безнадзорности;
- выпуск информационных изданий 
(журналов, газет), освещающих проблемы 
профилактики детской безнадзорности.
Принципиально важным вопросом 
является организация обучения руководителей 
общественных организаций, действующих 
в сфере социальной работы с детьми. 
Среди них много молодых людей с 
небольшим опытом работы и жизненным багажом. 
Им необходимо передать опыт, знания и 
навыки старших товарищей и руководителей 
общественных организаций, которые работают 
с другими категориями населения. Кроме 
того, весьма динамично изменяется законодательная 
база социального права и организационная 
структура всей системы социальной защиты 
населения, в том числе по социальной защите 
детей, профилактике их безнадзорности 
и беспризорности. Руководителей общественных 
организаций необходимо периодически 
знакомить с новыми законами в социальной 
сфере и изменениями, внесенными в действующие 
законодательные документы.
Обучение должно осуществляться 
на различных уровнях: федеральном, 
федерального округа, субъекта федерации, 
города, муниципального образования. Вполне 
оправданным явилось бы введение 
новых специальностей (уровня социального 
педагога и социального работника)- 
руководителя общественной организации, 
представителя органов социальной защиты 
по связям с общественностью.
С учетом того, что государство 
принимает на себя ведущую роль в 
решении социальных проблем несовершеннолетних, 
логично приписать именно структурам 
социальной защиты населения функцию 
подготовки руководителей общественных 
объединений и организации помощи 
им в работе. Кроме того, именно бюджетное 
финансирование системы подготовки 
гарантирует ее качество и стабильность. 
Это позволяет обеспечивать тесный 
контакт в совместной работе, осуществлять 
квалифицированное взаимодействие 
государственных структур и общественных 
объединений в сфере социальной 
работы с несовершеннолетними, учитывать 
и использовать специфические возможности 
государственных и общественных 
организаций. Возложить такую функцию 
целесообразно на представителей местных 
органов социальной защиты по связям 
с общественностью. Пока таких функциональных 
обязанностей в системе профилактики 
безнадзорности несовершеннолетних нет, 
но они нужны. Это отдельная и 
достаточно самостоятельная функция 
управления социальной работой в 
целом, и она требует квалифицированного 
исполнения, полной концентрации внимания 
и усилий, а также профессиональной 
подготовки людей к ее реализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
В заключение хотелось бы сказать 
об эффективной организации сотрудничества 
служб социальной помощи семье и детям 
и НГО в работе по профилактике детской 
безнадзорности.
Рекомендуется активно использовать 
на региональном и муниципальном 
уровнях социальное партнерство 
органов социальной защиты населения, 
служб социальной помощи семье и 
детям, НГО и структур большого, среднего 
и малого бизнеса.
Социальное партнерство 
основано на принципе оптимального использования 
в общей деятельности для достижения 
планируемого результата части потенциала 
(организационно-административного, кадрового, 
креативного, материального, финансового, 
информационного и др.), которым 
обладает каждый из субъектов партнерства. 
Реализация собственных ресурсов в 
разумных, но достаточных для достижения 
цели объемах является важной задачей 
организаций (государственных или 
муниципальных, НГО и предпринимательских), 
связанных обязательствами в 
рамках социального партнерства. При 
этом достигается важный социальный 
эффект пересмотра каждым из партнеров 
сложившихся негативных стереотипов 
восприятия друг друга, формируется 
новый положительный опыт сотрудничества 
в решении общих задач в 
сфере профилактики безнадзорности 
несовершеннолетних, который затем 
может быть перенесен на всю практику 
межсекторальных отношений и 
послужит примером подобного подхода 
для решения социальных задач 
в различных областях.
Помимо модели социального 
партнерства как наивысшего уровня 
в иерархии организационных основ 
отношений между всеми секторами 
социума, следует применять и 
другие формы и методы сотрудничества 
(как в содержательных, так и 
в обеспечивающих аспектах): заключение 
договоров о совместной деятельности, 
договоров целевого финансирования, 
дарения, пожертвования или ссуды 
и других правовых актов, предусмотренных 
действующим законодательством, при 
обязательном условии их своевременного 
и правильного юридического оформления 
и закрепления. В работе по предупреждению 
безнадзорности несовершеннолетних рекомендуется 
также использовать разнообразные формы 
организационного участия общественных 
объединений:
-выдвижение представителей 
НГО в состав комиссий по 
делам несовершеннолетних и защите 
их прав;
включение лидеров НГО 
в попечительские советы служб социальной 
помощи семье и детям;
-создание координационных 
комитетов, сотрудничающих с государственными 
и муниципальными социальными 
службами и др.
В целях выбора оптимального 
места НГО в структуре профилактической 
деятельности специализированных учреждений 
важно взять на вооружение исторический 
опыт работы молодежных объединений 
с учебными заведениями и трудными 
детьми, отдельные примеры возрождения 
которого становятся практикой сегодняшнего 
дня (педагогические отряды, индивидуальное 
наставничество, участие в профилактике 
безнадзорности и беспризорности оперативных 
молодежных дружин и др.).
Приобщение имеющихся 
в регионе или муниципальном 
образовании НГО социальной сферы 
к деятельности по профилактике детской 
безнадзорности, поддержка НГО, уже 
работающих в этой области, и инициирование 
создания новых, способных объединить 
граждан, которые желают лично участвовать 
в деле общегосударственной важности 
- приоритетная задача органов по труду 
и социальному развитию, социальной 
защите населения, по делам семьи 
и молодежи.
Рекомендуется практиковать:
  - встречи органов власти с лидерами НГО и инициативными группами по созданию новых общественных объединений;
 
  - использование средств массовой информации (специальных рубрик в газетах, теле- и радиопередачах);
 
  - индивидуальную работу с лидерами НГО;
 
  - применение программно-целевого и проектного подходов, основанных на участии общественных объединений в разработке и реализации целевых программ и отдельных проектов органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
 
  - внедрение системы государственных и муниципальных га рантов, в том числе на осуществление акций профилактической направленности;
 
  - включение мероприятий по профилактике безнадзорности в региональный и муниципальный заказы;
 
  - введение для НГО, участвующих в профилактической работе, льгот на оплату аренды помещений, коммунальных услуг, налоговых льгот в части регионального и местного бюджетов;
 
  - поощрение лучших НГО и их лидеров.
 
Системность, а также правовая и 
финансовая четкость этой деятельности 
достигаются путем инициирования 
органами социальной защиты населения 
и другими заинтересованными 
структурами управления социальной 
сферой разработки и принятия на региональном 
и муниципальном уровнях нормативных 
правовых документов, регулирующих взаимодействие 
государственных, муниципальных органов 
власти и общественных объединений, 
определяющих порядок и механизмы 
обеспечения условий для их полноценного 
и эффективного участия в решении 
важнейших социальных проблем, включая 
профилактику безнадзорности несовершеннолетних.
 
 
 
 
 
Список  литературы:
  - "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Работник социальной службы.- 2000. - № 1-2. - С. 97-140.
 
  - Боцу И.А. Социальное партнерство органов местного самоуправления с общественными организациями, оказывающими социальные услуги // Работник социальной службы. -2002. - № 2.
 
  - Васильева Т.А. Опыт и перспективы взаимодействия неправительственных организаций и Правительства Москвы по оптимизации деятельности социальных учреждений // Первый Всероссийский научно-педагогический конгресс: Материалы выступлений. Т.1. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2002. - С. 188-199.
 
  - Вовлечение подростков группы риска в здоровую социальную среду города Москвы. / Авт. колл.: Н.Я. Ларионова и др. - t М.: Союз социальной защиты детей, 2000.
 
  - Дети улиц: Информационно-консультативный вестник / Правительство Москвы: Комитет по делам семьи и молодежи. Городской центр "Дети улиц". - М.: ИКАР, 2002. - Вып. 1.
 
  - Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М.: Социально-технологический институт МГУ С, 2000.
 
  - Иващенко Г.М. Дети безнадзорные // Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 142-144.
 
  - Карпухина Т.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей // Социальная работа: опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, 17- 18 ноября 2000 г.- М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001. - С. 239-250.
 
  - Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. / Сост. Н.В. Винник. - М., 1997.
 
  -  Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности: Методические рекомендации / Л.С. Алексеева, Е.В. Бурмистрова, Т.В. Земских и др.; Под общ. ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2002.
 
  -  П.Быков С.В. Профилактическая и реабилитационная помощь несовершеннолетним в условиях центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2000. - № 1-2. - С. 59-72.
 
  -  Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказанию социальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.-С. 61-63.
 
  -  Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт. / Сост. М.А. Слободская.- М.: Институт проблем гражданского общества, 1998.- Вып. 1.
 
  -  Синявский Б. Город, в котором нет беспризорников // РОКК. - 2002. - № 2. - С. 3-7.
 
  -  Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области: Региональный опыт / М.Н. Мирсагатова, Е.А. Лысова, Н.А. Серых и др.; Ред. кол.: А.А. Лабейкин, М.А. Мирсагатова, А.П. Панов и др. - М.: Институт социальной работы, 1996.
 
  -  Социальное партнерство государственных органов и не правительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. / Отв. ред. A.M. Панов. Изд. 2-е.- М, 2002.