Дети с агрессивным поведением и технология работы социальных служб по их адаптации и реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – описать специфику технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработать и описать проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- определить сущность агрессивного поведения детей;
- проанализировать опыт работы социальных служб с детьми агрессивного поведения;
- разработать и описать технологию адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей..5
1.1.Сущность агрессивного поведения………………………………..5
1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…..…….……..8
Проектирование социальной технологии работы с детьми агрессивного поведения………………………………………………….………….14
2.1.Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с детьми агрессивного поведения………...………...…………………...14
2.2.Проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением……………………………...…......….19
Заключение……………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивные дети и технология работы социальных служб по их адаптации и реабилитации.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина

Факультет  государственного и муниципального управления

Специальность 040104.65 Организация  работы с молодежью

Кафедра социологии, социальной политики и регионоведения

Дисциплина Социальные технологии работы с молодежью

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Дети с агрессивным поведением и технология работы социальных служб

по их адаптации и реабилитации»

 

Автор работы:

Студент 4 курса

Очной формы обучения

Ф.И.О. Базарова

подпись ____________

Руководитель  работы:

к.с.н.

Степанова Юлия Борисовна

Оценка_____________

Подпись____________

«___»_________20___г.

 

 

 

Саратов 2013г


 

Содержание

С.

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей..5

1.1.Сущность агрессивного поведения………………………………..5

1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…..…….……..8

  1. Проектирование социальной технологии работы с детьми агрессивного поведения………………………………………………….………….14

2.1.Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с детьми агрессивного поведения………...………...…………………...14

2.2.Проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением……………………………...…......….19

Заключение……………………………………………………………21

Библиографический список………………………………………....24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Условия жизни в современном  обществе требуют от людей большей  твердости, большей жесткости, а  иногда и жестокости. Таковы условия  выживания. Законы животного мира, где  выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. И, конечно же, такое  положение вещей больнее всего  бьёт по психике самых слабых, особенно детей. Ужасающие случаи жестокого  обращения с детьми имели место  всегда. Но сейчас волна ожесточения  захватывает все больше и больше именно детские сердца, что находит  своё выражение в участившихся случаях  детского агрессивного поведения по отношению друг к другу, к родителям, педагогам, животным, себе самому. Проблема детской агрессии все чаще и чаще волнует родителей, учителей, психологов, врачей. К чему это может привести современное общество, учитывая тот  бесспорный факт, что дети – это будущее общества, будущее государства, будущее страны. В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные эксперимен­тальные исследования, многие психотерапевтичес­кие школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, разрабатывают технику его коррекции.

Объектом данной работы является феномен  агрессивности детей.

Предметом – социальные технологии работы по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.

Цель работы – описать специфику  технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработать и описать проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.

Поставленная цель обусловила следующие  задачи:

- определить сущность агрессивного поведения детей;

- проанализировать опыт работы  социальных служб с детьми агрессивного поведения;

- разработать и описать технологию  адаптации и реабилитации детей  с агрессивным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей

    1. Сущность агрессивного поведения

 На сегодняшний день имеют место быть множество определений агрессии и теорий о ее причинах и видах. До сих пор ученные и исследователи в данной области не пришли к общему определению. Различные авторы в своих исследованиях по-разному интерпретируют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм) очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард)1.

Под агрессивным поведением понимаются враждебные действия, целью которых можно обозначить нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. В связи с различной направленностью агрессивной поведение может представляться как: 1) непосредственно, прямое, т.е. направленным против объекта, который видится причиной фрустрации; 2) смещенное – индивид, который находится в состоянии фрустрации, не имеет сил или возможности направить свое агрессивное поведение непосредственно против источника фрустрации и ищет «козла отпущения». Так как устремленное вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), по обыкновению, наказывается обществом социальными санкциями, что способствует усилению фрустрацию, у человека может выработаться механизм, концентрирующий агрессивные импульсы внутри человека, тем самым направляя агрессию на самого себя. Такое агрессивное поведение получило название аутоагрессии. Она находит свое проявление в актах самоуничтожения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства. В ходе социализации человека агрессивное поведение может приобретать различные формы. В этой связи разделяют агрессию социально приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтом, разрешаются в действиях, соответствующих нормам социальным, и агрессивное асоциальное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с нормами поведения (ругань, оскорбления), вплоть до деструктивных актов2.

Существует несколько различных  подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А.А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивисткая теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильман и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить её в нужное русло (Лоренц К., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность. Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения3.

Фрустрация (от лат.frustratio – обман, тщетное ожидание) – психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости4.

Лютова Е.К. подходит к определению агрессии с точки зрения мотивированного деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.)5.

Реан А.А. призывает не отождествлять понятия «агрессия» и «агрессивность». Он сосредотачивается на том, что «Агрессия – это сознательные действия, имеющие направление «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному», Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Агрессивность, как и всякое явление, имея свою специфику, отличается качественными и количественными характеристиками.

Агрессивное поведение имеет своеобразную шкалу выраженности: от практически  полного отсутствия до ее максимального развития. У каждой личности наблюдается своя собственная определенная степень  агрессивности. Отсутствие агрессии может привести к пассивности, ведомости, комформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д6.

Исходя из вышенаписанного, представляется возможным сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Основные отечественные руководства  и справочники определяют агрессию как явление непременно негативное:

Агрессия – чувство враждебности и злобности, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку;

Агрессия – мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб  людям или вызывающее у них  психологический дискомфорт (состояние  напряженности, страха, подавленности)7.

 

 

 

    1. Причины агрессии, ее виды и механизм действия

 

Склонность человека к агрессивным  действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и  у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность имеет  свои эволюционные и физиологические  корни. К числу физиологических  факторов агрессии относятся половые  гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее  в недрах организма влечение, а  следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление  состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Другой взгляд на происхождение  агрессивного поведения а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия8: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения  связана с когнитивной теорией  научения, о которой мы уже говорили в первой главе.

Агрессивные действия рассматриваются  не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение  в этой концепции трактуется как  результат следующих когнитивных  и других процессов9:

1. Оценки субъектом следствий  своего агрессивного поведения  как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения  типа аффекта или стресса, сопровождающегося  внутренней напряженностью, от которой  человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта  агрессивного поведения, способного  снять напряжение и устранить  фрустрацию.

Говоря о причинах агрессии нужно  учитывать, что агрессия - неоднородна  по своей природе. Выделяют различные  типы и виды агрессии.

Во-первых, различают реактивную и  спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью  первой является главным образом  нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие10:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Информация о работе Дети с агрессивным поведением и технология работы социальных служб по их адаптации и реабилитации