Дети-инвалиды, как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной  средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным  окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда  и т.д.). Особую категорию «объектов» обслуживания социальными работниками  представляет семья, в которой имеется  инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся  в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой  живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает  ее в орбиту обостренной потребности  в социальной защите.

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое  восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся  к категории так называемого  маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического  состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также  с имеющимся комплексом сопутствующей  соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло- колясках, при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения[10; с.108]

Общественно - идеологический аспект.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной  политики в отношении инвалидов  и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда  на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как  показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение  проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.

Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться  так называемые Центры социального  обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые  структурные подразделения —  отделения дневного пребывания. Целью  организации таких отделений  было создание своеобразных центров  досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что  в такие отделения люди будут  приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут  иметь возможность находиться в  уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Исследование мотивов  посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «наполняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой[12; с. 221]

В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное  подразделение — Служба срочной  социальной помощи. Она предназначена  для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание  жизнедеятельности граждан, остро  нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и т.д. В соответствии с нормативным документом, Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями деятельности Службы являются:

- предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;

-  обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);

- предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

- оказание материальной помощи;

- содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);

- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

- оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»;

- оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).

Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая  выполняла бы реабилитационную функцию  и способствовала развитию реабилитационного  потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания  инвалидности предметом внимания государства  при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме  человека, а восстановление его социально-ролевой  функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении  проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном  многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному  потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной  реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с  анатомическими дефектами, функциональными  нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой  жизнедеятельности. С этой точки  зрения реабилитация предотвращает  нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности [25; с. 158].

Для этой цели есть дома-интернаты  для детей с физическими недостатками. В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей  с поражением опорно-двигательного  аппарата. Основная цель этих учреждений — осуществление медико-социальной реабилитации детей- инвалидов посредством  непрерывной интенсивной восстановительной  терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства. Дома-интернаты для детей с физическими недостатками расположены либо в школьных зданиях, построенных по разным типовым проектам, либо в приспособленных помещениях, что негативно сказывается на возможностях развертывания в этих учреждениях реабилитационных мероприятий. Большое значение в активизации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа, которая не ограничивается пределами дома-интерната. Здесь необходимы контакты с органами и учреждениями, которые организуют инвалидный спорт. В продвижении инвалидов в участии в спортивных состязаниях может помочь социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими недостатками осуществляется трудовое обучение. Для его организации имеются учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и трудоустройство.

Подростки, готовящиеся к  выписке из дома-интерната, должны быть осведомлены о различных житейских  проблемах (трудоустройство, получение  жилья и др.) и вооружены знанием  о путях их разрешения. Роль социального  работника состоит в том, чтобы  помочь молодым инвалидам преодолеть трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы, но и действенная помощь, участие в получении специализированного  жилья, установление вспомогательных  приспособлений и устройств в квартирах для инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный работник становится истинным помощником инвалида, вступающего в открытое общество [20;с. 118]

1.2. Специфика организации  жизнедеятельности детей-инвалидов 

В Тюменском регионе в 2008 году проживало 8390 детей с ограниченными возможностями, а уровень детской инвалидности составил 30 на 10 тысяч детского населения. Ежегодный прирост детей с ограниченными возможностями в области соответствует среднероссийским показателям и составляет 1000 детей.

Детская инвалидность отличается от взрослой наличием значительного числа немобильных и дезадаптированных лиц, что предполагает особые требования к образовательной среде для категории детей с особыми нуждами. К подобным требованиям относятся: обеспечение особого режима жизни детей, специальное медицинское обслуживание, специфические архитектурно-планировочные требования (наличие туалетов, позволяющих въезд на инвалидных колясках, пандусов, особой мебели и т.п.).

В России в условиях, когда  провозглашена стратегия обеспечения  социального равенства прав и  возможностей всех без исключения граждан, возникает настоятельная необходимость  для ее внедрения, в том числе  и для лиц всех возрастов с  ограниченными физическими возможностями[15;с. 225].

Состояние коррекционной  педагогики, на положениях которой строится деятельность существующей в стране системы специального образования детей с ограниченными возможностями, расценивается в настоящее время как кризисное. Считается, что этот кризис проявляется в следующем:

- повсеместно имеет место социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

- система специального образования охватывает лишь часть нуждающихся детей, из системы «выпадают» дети с глубокими нарушениями в развитии, в тоже время отсутствует специализированная помощь детям со слабо выраженными нарушениями;

- имеет место жесткость и безвариативность форм получения образования;

- сохраняется «примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка».

Именно поэтому, интегрированное (инклюзивное) образование в настоящее  время может рассматриваться  как одно из наиболее действенных  средств для успешной социализации аномальных детей наряду с такими подходами, как: расширение доступа к образованию (weidening), мейнстриминг (mainstreaming).

Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы то, прежде всего, для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствии с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети. «Включение» или «инклюзия» - наиболее подходящий термин для раскрытия данного понятия, который трактуется следующим образом - это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения[9; с. 138]

Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы