Депопуляционная лига Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

В то время, когда многие страны мира озабочены угрозой глобального перенаселения, в мире наблюдается другое экстраординарное явление. В период между 1965 и 1985 гг. суммарный коэффициент рождаемости в промышленно развитых демократических странах упал ниже уровня простого воспроизводства. В некоторых из них уже наблюдается уменьшение численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью. Раньше всего политическая реакция на падение рождаемости в странах Запада проявилась во Франции. Поскольку рождаемость во Франции опустилась ниже уровня простого воспроизводства, в стране начала проводиться интенсивная пронаталистская политика.

Содержание

Введение
Депопуляционная проблема
Пронаталистская политика Франции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Депопуляционная лига Франции.docx

— 27.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Депопуляционная проблема
  2. Пронаталистская политика Франции

Заключение

Список литературы 

Введение

В то время, когда многие страны мира озабочены угрозой глобального перенаселения, в мире наблюдается другое экстраординарное явление. В период между 1965 и 1985 гг. суммарный коэффициент рождаемости в промышленно развитых демократических странах упал ниже уровня простого воспроизводства. В некоторых из них уже наблюдается уменьшение численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью. Раньше всего политическая реакция на падение рождаемости в странах Запада проявилась во Франции. Поскольку рождаемость во Франции опустилась ниже уровня простого воспроизводства, в стране начала проводиться интенсивная пронаталистская политика. 

  1. Депопуляционная проблема

Истоки депопуляционной проблемы находятся во Франции конца XIX в., ставшей первой страной, в которой рождаемость с доиндустриального уровня в 30-45% упала ниже 20%. В 1800 г. Франция с её 28 миллионами жителей демографически была равна Российской Империи. Однако падение рождаемости вызвало стагнацию численности населения Франции, которая в 1870-1940 гг. оставалась равной 40 миллионам человек.  
Желание обратить вспять падение рождаемости вызвало к жизни целый ряд политических акций. Созданный в 1896 г. Национальный Антидепопуляционный Альянс опубликовал специальный доклад, содержавший обзор возможных последствий уменьшения численности населения. Вслед за тем во Франции возникли сотни других пронаталистских и просемейных организаций. Наиболее успешной среди них была Французская Лига Больших Семей, созданная римско-католическими епископами. Она отражала ориентации на высокую рождаемость, свойственные тогда религиозному населению страны.

После 1900 г., когда снижение рождаемости охватило и другие европейские  страны, в них также стали возникать  пронаталистские организации. В каждом случае предполагалось, что падение рождаемости будет продолжаться, вызывая отрицательные геополитические и экономические последствия. Философы, касавшиеся этого вопроса, связывали падение рождаемости со всеобщим духовным и культурным кризисом Запада.

Убывание численности  населения является очень серьезной  угрозой благосостоянию этих стран. Но опасна не столько депопуляция сама по себе, сколько некоторые ее отдельные черты, и среди них, главным образом, снижение общего уровня рождаемости. Наблюдающийся в развитых странах низкий уровень рождаемости при низком уровне смертности означает сокращение числа трудоспособного населения и постепенное увеличение демографической нагрузки, что может иметь очень негативные социальные, экономические и политические последствия.

Правительства большинства  развитых стран достаточно давно  осознали серьезность проблемы депопуляции и необходимость ее решения государством. Однако возможные пути решения могут различаться как по направлению вмешательства государства, так и по его степени. В целом, есть три основных способа преодоления депопуляции:

1) повышение уровня рождаемости

2) снижение уровня смертности (однако, этим развитые страны  воспользоваться уже не могут,  так как уровень смертности  в них уже минимален)

3) замещающая миграция.

Последний способ, однако, имеет  ряд серьезных и во многом нежелательных  последствий для страны-реципиента, главным из которых считается  изменение этнического и религиозного состава страны. Известный французский  писатель Жан Распай (Jean Raspail) сказал однажды, что "[наводненная иммигрантами], Франция перестанет существовать как нация. Она станет ничем иным, как просто географическим положением". Придерживающиеся подобных взглядов зачастую использует риторику национализма, поддерживаемую, однако, весьма широкими слоями населения. Коренным населением страны приезжие во многом воспринимаются как члены они-группы и угроза мы-группе и поэтому вызывают настороженность и опаску. Многие иммигранты, кроме того, плохо и неохотно ассимилируются в население страны, продолжают придерживаться традиций своей родины, что еще больше усиливает недоверие и неприязнь к ним.

Именно поэтому увеличение уровня рождаемости коренного населения  страны часто рассматривается как  более подходящий (иногда, как единственно  правильный) путь решения проблемы депопуляции. Однако это требует государственного вмешательства и рассматривается многими как мера, не приводящая к реальному повышению уровня рождаемости. Последнее подтверждается опытом некоторых развитых стран, но не опытом Франции, в которой государственная пронаталистская политика работает. По крайней мере, со времени начала ее проведения уровень рождаемости действительно повысился.

 

  1. Пронаталистская политика Франции

Опыт Франции во многом уникален. Во-первых, Франция считается первой в мире страной, столкнувшейся с проблемой депопуляции, и первой же страной, начавшей проводить целенаправленную пронаталистскую политику. Во-вторых, во Франции уровень рождаемости сейчас выше, чем в среднем в развитых странах, и является одним из самых высоких в Европе. В-третьих, Франция - одна из немногих стран, где, как считается, демографическая политика (политика рождаемости, а не демографическая политику в целом) привела к реальному улучшению ситуации. Последнее до сих пор спорно, и некоторые демографы склонны приписывать улучшение демографической ситуации во Франции другим, нежели направленная на это политика государства, факторам. Однако результаты многих исследований (e.g. Breton et al., 2005) показывают наличие сильной прямой статистической связи между введением в стране мер, направленных на увеличение уровня рождаемости, и действительным увеличением этого уровня.

Главными мерами демографической  политики во Франции всегда были экономические. Уже в 1932 году был принят закон, обязывающий  работодателей делать ежемесячные  взносы в специально созданный для  выплаты пособий многодетным  семьям фонд. В 1938 году такие пособия  стали выплачиваться матерям, ухаживающим  за грудными детьми. Впоследствии количество пособий и их размер постоянно  увеличивались и достигли своего максимума при президенте Валери Жискар д'Эстене. 
Но здесь возникает очень важный, возможно, ключевой вопрос: кому выплачивались пособия и от чего зависел их размер? Во-первых, пособия выплачивались семьям, имеющим хотя бы одного ребенка, но увеличивались с появлением каждого последующего. Во-вторых, рождение детей высоких очередностей (3+) поощрялось дополнительными пособиями и льготами. И, наконец, существовали пособия, получаемые бездетными семейными парами в течение нескольких первых лет брака.

Это говорит, во-первых, о  том, что французское правительство  поощряло официальные браки. Причем, выражалось это не только в выплате  пособий молодым семьям, но и в  уменьшении налогов для людей, состоящих  в браке, обеспечении им некоторых  других социальных и экономических  привилегий. Так же государство стремилось помогать бездетным семьям. Причин этому было, по крайней мере, две:

  1. причины "морального" характера - многие видные общественные деятели и политики выступали за возвращение к патриархальной семье, традиционным семейным ценностям, что было, по их мнению, невозможно вне семьи. Кроме того, увеличивающееся число незарегистрированных семейных союзов приписывалось упадку нравов, с которым также необходимо бороться;
  2. причины "демографического" характера - партнеры, состоящие в официальном браке, как считается, более уверены в его стабильности. А уверенность в стабильности отношений, в свою очередь, рассматривается как один из факторов, положительно влияющих на принятие решения о рождении ребенка.

Семьям, в которых появлялись дети, выплачивались и выплачиваются по сей день гораздо более щедрые пособия. Часть из них предоставляется всем семьям вне зависимости от их дохода, часть от дохода зависит. Чем больше детей, тем больше количество пособий и их размер, меньше налоги, дольше декретные отпуска. Предоставляя семьям подобные привилегии, государство берет на себя большую часть расходов на содержание и воспитание детей. Это может выглядеть так, будто государство "покупает" детей или пытается сделать жизнь родителей легче. Последнее отчасти верно, но только отчасти. Изначально пособия задумывались как средство предотвращения обеднения семей в связи с рождением у них детей. Во Франции XX века, в особенности в послевоенной Франции, воспитание детей обходилось родителям очень дорого, что вело к обеднению семей. Иметь детей было очень невыгодно экономически и даже те, кто мечтал о большой семье, зачастую не могли позволить себе подобную роскошь. Государство, помогая людям, дарило им шанс осуществить свою мечту.

В современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям, среди которых 15 различных видов пособий, большая часть которых не зависит от дохода семьи; увеличивающиеся с ростом размера семьи налоговые привилегии; кроме того, проводится борьба с дискриминацией женщин работодателями. Среди пособий в современной Франции есть такие как:

  • пособие многодетным семьям (более двух детей);
  • пособие матерям (с 5-го месяца беременности до трехмесячного возраста ребенка);
  • родительское пособие (для семей с тремя и более детьми, если один из них младше 3-х лет);
  • пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше 3 лет;
  • еще одно пособие на няню (для родителей, чьи дети младше 6 лет);
  • пособие поддержки многодетных семей (для бедных семей с 3 и более детьми);
  • пособие родителю-одиночке (до 3 лет ребенка);
  • пособие на подготовку ребенка к школе (только для бедных семей) и др.

Таким образом, государство  во Франции оказывает ощутимую помощь семьям, в которых более 3-х детей, но также поддерживает все семьи, в которых есть дети.

Но существуют и другие меры по повышению рождаемости. Например, политика ограничения доступа к  абортам и миграционная политика, которая отчасти способствует не только замещению населения за счет прибывших в страну, но и увеличению уровня рождаемости в целом (в  среднем у иммигрантов в первом поколении детей больше, чем у французов и ассимилированных мигрантов). В этом контексте миграционная политика частично является политикой рождаемости.

Аборты во Франции были официально разрешены только в 1975 году. Этому способствовала во многом борьба феминисток за право женщины выбирать. Но была и вторая причина - запрет контрацепции и абортов уже к тому времени  показал свою неэффективность в  увеличении уровня рождаемости. Они  действовали в основном на тех, кто  и так считал аборты аморальными  и едва ли согласился на подобную процедуру. С другой стороны, те, кто хотел  сделать аборт, всегда мог найти  нелегальный способ сделать его. Но подобные операции часто проводятся в неподходящих условиях неквалифицированными людьми, что отрицательно сказывается  на здоровье женщины и ее способности  зачать и выносить ребенка. Следствием всего вышеописанного был не рост рождаемости, а ее снижение.

В современной Франции  не существует запрета абортов или  контрацепции, кроме моральных и религиозных. Но действует система, призванная снизить число абортов: во-первых, аборт разрешен только в первом триместре или во втором триместре по заключению комиссии врачей, и, во-вторых, существует определенный период ожидания между подачей заявки на аборт и проведением самой процедуры. Часть женщин действительно меняют свое решение за это время и отказываются от аборта. Подобные меры оправданны, потому что действительно приводят к определенному, пусть и небольшому, уменьшению числа абортов, а значит, увеличению числа рождений. С 2000-го года наблюдается тенденция к уменьшению числа абортов на 1000 женщин. В настоящее время цифра колеблется около 27 абортов на 1000 женщин, в 90-е годы - около 30.

 

Заключение

Политика рождаемости  во Франции абсолютно пронаталистская по своей сути. Когда французские политики говорят о том, что Франции нужны большие семьи, что Франции нужны дети, они предпринимают затем какие-то меры. Демографическая политика во Франции приносит плоды, несмотря на тенденцию к снижению рождаемости, она остается одной из самых высоких среди развитых стран. Демографические прогнозы говорят о незначительном снижении уровня рождаемости в будущем - до 1,85 в 2050 году, но для страны, относимой к развитым, это очень удачный исход.

 

Список литературы

  1. Алешковский И. А., Ивахнюк И. В., Ионцев В. А. // Международная миграция и ВИЧ в России. Коллективная монография. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» гл. ред. В. А. Ионцев. Вып. 21. М.: ТЕИС 2008
  2. Акопян А.С. Демография и политика. // Общественные науки и современность, 2001, №2.
  3. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М.: АСТ, 2003.
  4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001
  5. Ионов И.Н. Историческая глобалистика: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность, 2001, №4.

Информация о работе Депопуляционная лига Франции