Демографическое прогнозирование и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Невозможно представить себе демографический прогноз и планирование без соответствующих данных, собранных различными способами. Сведения демографических прогнозов используются для планирования в области образования, здравоохранения, жилищной политики, спорта, торгового и бытового обслуживания, производства и снабжения населения предметами потребления.

Содержание

1.Введение
2. Демографическое прогнозирование и планирование
3. Использование демографических показателей в системе управления территориальным развитием региона на примере Крыма
4. Применение демографической информации в бизнесе
5. Использование демографических показателей в работе врача
6. демографические данные в стратегическом территориальном планировании города
7.Вывод
8.Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

демография реферат.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1.Введение

2. Демографическое  прогнозирование и планирование

3. Использование демографических показателей в системе управления территориальным развитием региона на примере Крыма

4. Применение демографической информации в бизнесе

5. Использование демографических показателей в работе врача

6. демографические данные в стратегическом территориальном планировании города

7.Вывод

8.Использованная  литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно представить себе демографический  прогноз и планирование без соответствующих  данных, собранных различными способами.  Сведения  демографических  прогнозов  используются   для  планирования в области образования, здравоохранения, жилищной политики, спорта, торгового и бытового обслуживания, производства и снабжения населения предметами потребления.

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Прогноз - это научное предвидение будущего развития общественных процессов с учетом современных и прошлых тенденций динамики отдельных их составляющих. В задачи прогнозирования входит демонстрация развития процесса или явления в будущем, а также разъяснение того, при каких условиях возможны те или иные варианты развития.

Прогноз должен содержать сведения о наилучших способах и средствах, необходимых для достижения намечаемых целей и предусматривать возможные последствия развития того или иного процесса или явления. 

Демографические  прогнозы позволяют на основе знания перспектив развития целенаправленно воздействовать на развитие социально-экономических явлений, корректировать их в необходимую для страны сторону.

2 основных направления  демографического  прогнозирования: глобальное и региональное.

Глобальное - мир рассматривается  как единое и неделимое целое, развивающееся под влиянием многих факторов. Результаты позволяют сформулировать и интерпретировать целый ряд  проблем, волнующих человечество.

Региональное прогнозирование  тесно связано с планированием. Демографические  прогнозы могут быть аналитическими (поисковыми), нормативными и прогнозами - предостережениями.

Аналитический прогноз - определение ожидаемого состояния объекта прогнозирования в зависимости от степени влияния различных факторов, а также отдельных предпосылок его развития(например, демографический  прогноз, для которого в качестве гипотезы разработана предпосылка создания в ближайшей перспективе препаратов и методов, позволяющих ликвидировать смертность от злокачественных новообразований).

Нормативное прогнозирование - ожидаемое состояние объекта, желательное с точки зрения планирования. В этом смысле нормативный прогноз тесно связан с планированием и может служить его основой.

Прогноз-предостережение по своей сути можно отнести к аналитическим прогнозам, однако он отличается от других аналитических прогнозов тем, что в нем содержатся предпосылки неблагоприятного развития процесса на перспективу(например, определение на будущее численности и структуры населения при условии сохранения современной неблагоприятной тенденции снижения рождаемости в России).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРЫМА

Современный уровень развития общества, его производительных сил, высокая степень влияния  техногенных факторов на состояние  окружающей среды и демо-популяционные  процессы требуют от органов исполнительной власти всех уровней и рангов принятия научно обоснованных и максимально  эффективных решений по различным  направлениям социальной деятельности и, в частности, по вопросам регулирования  демографических проблем.

Сложившаяся на сегодня структура населения  Крыма является производной от таких  функций, как естественное и механическое движение, этнические процессы и социально-экономические  факторы. Различия условий и факторов от места к месту отражаются на региональных особенностях всех граней структуры населения, что является объектом именно географического исследования.

В настоящее время в Крыму демографические  и демо-популяционные данные аккумулируются системой Государственного Комитета по Статистике. Анализ данной области  показал, что эффективность использования данных о народонаселении Госкомстата в системе управления территориями (УТ) не соответствует требованиям времени.

Для того, чтобы изменить сложившуюся  ситуацию необходим интегрированный  подход к решению данной проблемы, т.е. нужно собрать воедино разрозненные статистические данные о демографической  ситуации в данном регионе для их последующего максимально эффективного использования.

Существует  несколько путей интеграции. Один из них - содержательная интеграция, которая  предусматривает комплексирование демографических показателей с  другими социально-экономическими показателями для получения интегральных оценок. Для проведения данной интегральной оценки на начальном этапе может  быть использован методический прием  перехода от количественных показателей  к качественной характеристике. Такой  подход позволяет даже на основе массовой статистики составить многомерную  характеристику изучаемого сложного явления, каким является демографическая  ситуация, и несмотря на ограниченный перечень демографических характеристик, возможно получение вполне конкретных результатов. Данный подход заключается  в установлении границ наиболее высокого и наиболее низкого значения по всем рассматриваемым показателям, например: рождаемость, смертность, естественная убыль, брачность, разводимость, удельный вес городского населения, удельный вес лиц трудоспособного возраста, в том числе, женщин и т.д. Для  характеристики интервалов донных показателей  принимаются условные обозначения (очень низкий, низкий, средний, высокий  и очень высокий уровни развития явления). Для того, чтобы группировки  были сопоставимы между собой, принимается  единая шкала для всех показателей. Описанный методический прием является только первой ступенью в исследовании особенностей демографической ситуации. Но тем не менее эта ступень - необходимое  звено в подобных исследованиях, которое служит базой для перехода к следующему этапу изучения демографических  характеристик уже в сочетании  с анализом особенностей экономики, расселения и социальных условий.

В этом случае важным звеном в интеграционной цепи может стать региональная экспертно-геоинформационная  система, которая сможет обеспечить поддержку принятия решений в  ходе территориального планирования и  управления социально-экономическим  развитием региона. В ее прямые обязанности будет входить обработка и предоставление в территориальном разрезе разнообразной информации о состоянии народно-хозяйственного комплекса (в частности, данных о народонаселении) и географической среды в целом, в виде интегральных показателей, что позволит на практике реализовать принцип комплексного регионального планирования.

Организационная интеграция предусматривает наличие  трех подсистем сбора, хранения и  первичной обработки данных:

Кадастровые информационные системы (КИС);

Систему экологического мониторинга (СЭМ), интегрирующую  различные виды систем ведомственных  наблюдений за экологическим состоянием объектов территориального управления;

Информационные  системы ведомств, собирающие социально-экономические  данные о различных объектах этой сферы. Так, например, кадастр коммуникаций может послужить основой для  определения показателя уровня жизни, что, в свою очередь, может повлиять на появление региональных отличий  в демографическом плане.

Функциональная  интеграция выделяется по трем этапам подготовки управленческих решений: сбор информации; обработка данных (расчет интегральных оценок, показателей);поддержка принятия решений на исполнительном уровне. Перечисленные пути интеграции будут максимально эффективны лишь в том случае, если они будут тесно взаимосвязаны друг с другом. В этом плане ведущая роль принадлежит географическим информационным системам. ГИС являются удобным средством интеграции и совместного анализа информации о различных имеющихся в данном регионе и функционирующих на данной территории субъектах и видах деятельности. Без квалифицированного создания, наполнения, поддержки и использования ГИС уже невозможно принятие обоснованных решений по комплексному использованию территорий. Так, к картографической информации можно добавить демографическую информацию, зонирование территорий, содержательные данные и т.п. В конечном счете, возможно достаточно точно оценить все социально-экономические аспекты любого процесса или управленческого воздействия. Одна из основных идей ГИС - это сохранение связи между пространственными и атрибутивными данными и в то же время их раздельное хранение и обработка, возможность показать интересующие пользователя объекты и информацию об объекте с помощью комбинаций разнообразных методов получения данных.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ В БИЗНЕСЕ

За  последние два десятилетия в  мире резко возросла роль демографической науки. Информация, получаемая в ходе демографических исследований, стала использоваться практически во всех сферах общественной жизни. Особенно сильно ее влияние прослеживается в экономике. В частности, в бизнесе и маркетинге наблюдается широкое применение демографических показателей, так как потребности, предпочтения и интенсивность потребления продукта часто связаны именно с ними. Кроме того, демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются измерению. Отрасль знаний о практическом применении демографической информации в бизнесе называется «демографикс» или «бизнес-демография». Этот термин в течение последних пятнадцати лет стал все чаще появляться в демографической литературе и в статьях на тему маркетинга.

Развитие  бизнес-демографии пришлось на 1990-е  годы и было обусловлено тремя  признаками. Во-первых, демографические  данные стали более доступными, появились  новые методы их анализа, были разработаны  новые усложненные модели. Для  процесса принятия решений требовалась  тщательно спланированная стратегия  на основе точных данных, отчасти поэтому  демографический анализ стал его  неотъемлемой частью. Во-вторых, широкое  использование демографического анализа  в маркетинговых исследованиях позволяет надеяться, что все решения будут основаны на точных данных, доступность которых невероятно увеличилась в 1980-х годах и в начале 1990-х. Планирование, опирающееся на достоверную информацию, способствует наиболее эффективному формированию рынка. В-третьих, благодаря усовершенствованию компьютерного оборудования и программного обеспечения появилась возможность хранения огромных баз данных, а также беспрепятственного сбора необходимой информации. Использование разнообразных баз данных позволяет установить зависимость между демографическими процессами и торговыми предприятиями. А специальные программы трансформируют необходимые данные в графики и таблицы, что существенно облегчает их анализ.

Бизнес-демографы  исследуют взаимодействие таких  демографических показателей, как  миграция, смертность и рождаемость, и их влияние на деловую среду. Изучая население и домашние хозяйства, как потенциальных потребителей товаров и услуг, а также имея такие данные о населении, как  пол, возраст, материальное положение, род деятельности, национальность и другие, компании могут регулировать объем продаж, цены и рекламу своих товаров в соответствии с наиболее эффективным способом, принимать решения об открытии новых торговых точек. Например, такой демографический параметр, как жизненный цикл семьи, отражает изменения структуры семей и домохозяйств с течением времени, выделяя несколько стадий (молодая семья с маленькими детьми или пожилые родители, живущие отдельно от уже взрослых детей), каждая из которых характеризуется специфичной финансовой ситуацией и особенностями покупательского поведения. Располагая всеми необходимыми данными, маркетинговые компании способны принимать решения, ориентируясь на предпочтения потребителей, их потребности и уровень жизни. Но демографический анализ необходим не только для принятия решений, касающихся объемов продаж, качества продукции, цен на товары и количества торговых точек, а также и для планирования политики распределения трудовых ресурсов внутри своей компании. Например, старение населения приводит к увеличению доли людей пенсионного возраста; следовательно, компании вынуждены заменять нетрудоспособных рабочих или служащих, достигнувших пенсионного возраста.

Таблица сроков службы, определяющая текучесть  кадров в компании, и когортный анализ способствуют принятию оптимальных решений в этой области. В соответствии с полученными данными формируется пенсионный план. Особенно важно располагать такими данными, как размер, состав и территориальное распределение рабочей силы, когда компания расширяется, осваивает новые территории или заключает контракты. Применение демографических данных в регулировании бизнеса оказывает незаменимую помощь руководству компаний.

  Постепенно демографический анализ  становится неотъемлемой частью  процесса принятия решений в  бизнесе, собираются необходимые  данные для исследования причин  демографических изменений, и  полученные результаты используются  в бизнес планировании. Изучается влияние демографических процессов на состояние рынка, например, как увеличение или спад рождаемости влияет на структуру покупателей на региональных и местных рынках. Компании, стремящейся укрепиться на рынке, теперь недостаточно просто проанализировать издержки/выгоды и положение конкурентов, необходим тщательный анализ, включающий информацию о размере и структуре населения, уровне дохода, плотности заселения территории. В связи с увеличением значимости демографических показателей в маркетинговых исследованиях профессия демографа становится все более востребованной. И в будущем существенно возрастет количество специалистов по демографии, привлекаемых в такие сферы деятельности, как торговля, кадровая политика, социологические службы, так как знание демографических параметров и взаимосвязей между ними необходимо для анализа именно в этих областях.

В заключении следует подчеркнуть, что  успех деятельности компании зависит  от множества различных факторов, но одним из наиболее значимых является демографический анализ. Именно благодаря достоверным данным, получаемым в ходе этого анализа, возможно принимать обоснованные решения и наиболее оптимальным образом планировать деятельность предприятий во всех областях. Поэтому необходимо постоянно обновлять данные, регулярно проводя разнообразные демографические обследования, переписи населения, когортный анализ. Только в этом случае демографическая информация, используемая для принятия решений в бизнесе, будет способствовать развитию и нормальному функционированию компании.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ВРАЧА

 
Статика и динамика населения 
 
Санитарно-демографические показатели являются важнейшими критериями оценки здоровья населения. Сведения о численности населения необходимы органам здравоохранения для разработки планов оздоровительных мероприятий, определения количества, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений, для планирования подготовки медицинских кадров. 
 
Демография, как наука, изучает численный состав населения, распределение населения по полу, возрасту, социальным и профессиональным группам, размещение и движение населения на территории, причины и следствия изменения состава населения, взаимосвязь социально-экономических факторов и этих изменений. Она является самой древней отраслью санитарной статистики. Показатели демографической статистики широко используются при: 
 
– оценке здоровья населения (рождаемость, смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни, конечные показатели воспроизводства); 
 
– оценке закономерностей воспроизводства, формирующих структуру населения; 
 
– планировании, размещении и прогнозировании сети учреждений здравоохранения на основе численности и структуры населения; 
 
– оценке эффективности планирования и прогнозирования медико-социальных мероприятий. 
 
В конечном итоге без знания количественного и качественного состава населения невозможно провести глубокий статистический анализ состояния его здоровья, деятельности медицинских учреждений, четко планировать их работу. В здравоохранении широко используются данные о статике и динамике населения. Статика характеризует население на каждый данный момент (его численность, состав, особенности расселения, занятость и т. д.). 
 
Динамика населения подразделяется на механическое и естественное движение. Под механическим движением понимают процесс миграции населения. В зависимости от продолжительности миграцию разделяют на постоянную и сезонную. При изучении состояния здоровья населения, при других социально-гигиенических исследованиях по отдельным районам страны полезно учитывать длительность проживания в данной местности, изучать состояние здоровья, процесс акклиматизации и качество лечебно-профилактического обслуживания мигрантов. Учет механического движения населения осуществляется административными органами.

Информация о работе Демографическое прогнозирование и планирование