Германская система высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 250 вузов, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. С 2007-го года учащиеся некоторых вузов обязаны платить примерно 500 евро в семестр плюс обычный взнос (существующий гораздо дольше и везде), примерно 150 евро, в который входит проездной билет, пользование библиотеками и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

Германская система высшего образования .doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Германская система высшего  образования отличается многообразием  типов вузов. Всего в Германии 250 вузов, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. С 2007-го года учащиеся некоторых вузов обязаны платить примерно 500 евро в семестр плюс обычный взнос (существующий гораздо дольше и везде), примерно 150 евро, в который входит проездной билет, пользование библиотеками и т. п.[источник не указан 1489 дней] В западных федеральных землях, находящихся под управлением партии ХДС, студенты, превысившие предписанный срок учёбы на несколько семестров, как правило, обязаны платить за учёбу. Эти реформы в системе образования были урегулированы соответствующим законом.[источник не указан 1489 дней] После прихода к власти партии СПД в земле Северный Рейн - Вестфалия вслед за предвыборным обещанием в этой земле была отменена плата за обучение в 500 евро в семестр с 2011 года. Этому последовали и другие федеральные земли Запада и Юга Германии. Количество студентов составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов — государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного — 69.

При поступлении в вуз не предусмотрены  вступительные экзамены, и самое  главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.

Распределением мест на престижные специальности в университетах  занимаются не вузы, а специальное ведомство — «Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо среднего балла, ZVS учитывает также социальные и личные причины, например, инвалидность, семейное положение и пр. Если средний балл оказался недостаточным, то абитуриента ставят на очередь. После нескольких семестров ожидания ему предоставляют место в университете.

Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо  туда. Здесь также происходит отбор  на основе аттестатов.

В Германии регулярно определяются рейтинги университетов, учитывающие условия обучения и уровень преподавательских кадров, а также вероятность найти работу, окончив тот или иной вуз.

Родители всех учащихся до 25 лет  в Германии имеют право получать так называемые «детские деньги» (Kindergeld) в размере 184 евро. Студенты, при учёте собственных доходов и доходов родителей, могут получать беспроцентный кредит на учёбу («BaFöG»). Половину, но не более 10000 евро, от этого кредита нужно потом вернуть государству (от этой обязанности освобождены выпускники, у которых в первый год после окончания вуза родился ребенок).

Помимо кредита на учебу, в Германии существует множество стипендий, назначаемых  различными фондами — существуют фонды партий и Фонд немецкого народа, фонды церквей, правительств земель, отделов германского правительства, а также небольших региональных организаций. Стипендии обычно рассчитаны на определённую категорию студентов, например, особо одаренных. Стипендии предоставляются как немецким студентам, так и студентам из других стран. Основной организацией, выдающей стипендии для иностранцев является Германская Служба Академических Обменов (www.daad.ru). Следующий крупные фонды: Фонд Конрада Аденауера (Konrad Adenauer Stiftung), Фонд Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung), NaFög (Фонд каждой из Земель) выдаёт стипендии только на написание Диссертации (Promotionsstudium).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ.                 

Система высшего  образования Германии включает более 250 вузов. Ее основу

составляют  университеты (70 в старых и 28 в новых  землях) и специализированные

(профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока  только 15 в новых). Наряду

с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления,

искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в

последние годы было создано несколько частных  университетов.

Университетское образование  нацелено на подготовку всесторонне

развитого, обладающего  широким кругозором профессионала.

     Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в

подготовке  специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до

половины специалистов в области информатики, в сфере  организации производства.

Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую

подготовку  в течение трех лет и год  практической работы. Обучение в них

максимально приближено к практике, все преподаватели  обязательно имеют

профессиональный  опыт и тесные связи с промышленными  фирмами. Благодаря

ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на

обучение специальные  вузы заслуживают значительного  внимания с точки зрения

возможности заимствования  положительного опыта.

Обучение в  вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское,

более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После

обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а после нее - сдача

экзаменов и  получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с

гуманитарным  профилем.

Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных

часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости

осуществляется  путем экзаменов, условием допуска  к которым является

выполнение  нескольких письменных контрольных  работ.

В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения,

просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные

работы в  нашем понимании отсутствуют.

В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая

присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном

заведении.

Научная деятельность вузов  ФРГ строится на концепции высшего  образования  В.

Гумбольдта, акцентирующей  в процессе обучения сочетание учебной  и научной

работы. Вузы занимают центральное  место в научно-исследовательском

«ландшафте».

Следует подчеркнуть, что  научные организации Германии работают в тесном

сотрудничестве, отсутствует  разрыв между вузовской и невузовской, в том числе

промышленной, наукой. Это позволяет исключить  дублирование исследований,

одновременно  облегчая передачу технологии не только из одного научного

учреждения  в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том

числе вузов, в  промышленные фирмы, облегчая и ускоряя  тем самым процесс

внедрения изобретений  и реализации научного потенциала страны.

Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов

с промышленными  фирмами. С 50-х гг. распространена форма  «совместных

исследований», когда малые и средние фирмы  определенной отрасли создают с

вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над

проблемами, в  решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.

Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и

работа студентов  и молодых ученых в фирмах. В  особенности это характерно для

специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны

периодически  сами проходить практику на фирме.

При вузах создаются  демонстрационные  и консультационные центры для

ознакомления  представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях.

Значительный  интерес к вузовским разработкам  проявляют представители не

только мелкого  бизнеса, но и крупных компаний.

Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными

организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного

использования материально-технической базы и  т. д.

Одной из перспективных  особенностей системы образования  Германии, в том числе

высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он

предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина

средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит

(школьникам  же средства выплачиваются исключительно  в виде дотаций, однако

для получения  права на подобную стипендию они  должны представить документы,

свидетельствующие о том, что родители не в состоянии  их содержать).

Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается  их перегруженность:

количество  студентов превышает число финансируемых  учебных мест. Несмотря на

демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов неуклонно растут, что

вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное

образование.

Значительные  перемены предстоят в высшем образовании  в новых землях. Как и во

всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число

плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не

менялось с  середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей

возрастной  группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т.

е. не все желающие и способные учиться могли  реализовать свои намерения.

В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило  и их

расширения. Система  высшего образования в основном развивалась за счет

создания так  называемых специальных высших школ, приравненных к университетам

в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были

наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования

предусматривается, что в  новых землях Германии правом создания ученых советов

и присвоения степеней будут  также пользоваться исключительно  университеты.

Специальные высшие школы  не являются аналогами

специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется

интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов,

а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных

училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших

технических школ, существовавших в ГДР.

 

 

 

 

 

Система высшего образования Германии

Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен  как для начинающих студентов, так  и для молодых учёных. Его отличительная  черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных  достижений науки. В "студенческом городке  Германия" насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.

Главный принцип высшего  образования в Германии - "академическая  свобода", поэтому в немецкий университет  может поступить каждый при условии  выполнения требований допуска к  обучению в вузах. В соответствии с принципом "академической свободы" обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.

Другой важный принцип  немецких вузов - связь учёбного процесса и научных исследований. В университетах  ФРГ работает много известных  учёных. В лабораториях при университетах часто совершаются открытия мирового уровня.

Научные и учебные процессы происходят не в "башне из слоновой кости", то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и  разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.

Сегодня в Федеративной Республике Германии насчитывается  более 300 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 1млн. 800 тыс. студентов. Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:

Университеты (Universitaten).

Возникшие еще  в 14-15 веках, университеты имели три  направления: философский, медицинский  и теологический. В настоящее  же время современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.

Технические университеты (Technische Universitaten)

Данные университеты фокусируют внимание своих студентов  на определенных направлениях: технических, естественно- научных, экономических специальностях. Однако различие между техническими университетами и просто университе- тами в поспоследнее время весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделе- ния гуманитарных и прикладных наук.

Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инжене-ров, экономистов и др. Основное отличие от универси- тетов состоит в том, что СВШ основное внимание уделяют прак- тическим программам.

Кроме того существует специальные высшие учебные заведения 

Педагогические (Padagogische Hochschulen), Теологические (Theological Colleges) , Музыкальные (Musik-Hochschule), Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen)

Информация о работе Германская система высшего образования