Генезис и развитие малой группы. ьодели коллективообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем приступить к обсуждению феноменов возникновения и развития малой группы, необходимо отметить актуальность этого вопроса для научного общества.
Занимаясь изучением какой бы то ни было социальной проблемы, мы изначально приходим к первоэлементам, с которых начинается исследовательская деятельность. В социальной психологии это – личность в структуре социума, но если пойти дальше, расширить обзор, то выясняется, что человек не может быть малейшей целостной функциональной единицей. Этой первой функциональной ячейкой любого общества является малая группа.
Общество – это матрица межличностных (и межгрупповых) контактов, а контакты начинаются именно в малой группе.

Содержание

Введение 3
Возникновение малой группы 4
Феномен группообразования 4
Образование формальных и неформальных групп 7
Причинно-следственные аспекты возникновения малой группы 9
Развитие малой группы 10
Стадии развития группы 10
Модели коллективообразования 12
Динамические процесы, связаные с развитием группы 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Генезис и развитие малой группы. Модели коллективообразования.123456.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Схема развития группы по Л.И. Уманского - это движение от конгломерата к коллективу или антиколлективу.

Вариант параметрической классификации коллективообразования, предложенный А. Н. Лутошкиным.

 Групповая изоляция, на которой может развиться высокий уровень корпоративности, может привести к антиколлективу. Антиколлективы — группы отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью. Схема образно-символического соответствия группового развития по А.Н. Лутошкину сделала эту модель известной в педагогической среде и применяемой в ситуации самодиагностики молодежного коллектива.

Двухфакторная модель группообразования, предложенная Б. Такменом.

В двухмерной (двухфакторной) модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. В результате анализа 50 публикаций Б. Такмен выделил наиболее часто называемые четыре стадии в сфере эмоциональной активности группы, рассматриваемые в русле этой модели:

-«проверка зависимости» - ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения;

-«внутренний конфликт» - нарушение взаимодействия и отсутствие единства;

-«развитие групповой сплоченности»;

-«функционально-ролевая соотнесенность».

Отдельно выделяются стадии в сфере деловой активности группы:

1) ориентировка  в задаче;

2) противодействие,  если задача не совпадает личным  целям участников группы;

3) открытый информационный  обмен;

4) принятие решений  - конструктивные попытки решения задачи.

На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы.

1. Этап формирования представлений  учащихся о классе и друг  друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.

2. Вторая стадия - период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.

3. Стадия конфликта  - наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

4. Четвертая  стадия - переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

5. Возникновение чувства  «Мы», в котором проявляются забота  всех учащихся о классе, интерес  к нему и сплочения на этой  стадии заметна тенденция к  интеграции групповой и индивидуальной цели, причем ведущими становятся учебные цели. Это наиболее удобный для учителя этап.

6. На шестом  этапе, картина мира меняется  и доминирующую роль теперь  играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесным («Я - ТЫ»), происходит переоценка групповых норм.

7. Актуализация - высший этап групповой зрелости, когда уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.

Всестороннее рассмотрение моделей группообразования и особенностей их применения позволило выделить следующие области психологической практики

Во-первых, параметрический  подход наиболее часто используется в области управленческого консультирования и психологической диагностики организации и коллективов.

Во-вторых, образно-символическое  представление этапов прохождения  группового развития делает доступными для решения задачи самодиагностики и самоаттестации группы.

В-третьих, двухфакторная  модель группобразования наиболее часто применяется для диагностики группового процесса, служит для понимания и выстраивания стратегии ведения тренинговой или психотерапевтической группы. В первом случае субъектом применения модели является оргконсультант, социальный психолог или социолог, во втором — сама группа, в третьем — ведущий, психотерапевт, модератор.

 

Динамические  процесы, связаные с развитием группы.

Групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие .

Основные феномены групповой динамики, заслуживающие внимания в контексте процесса развития группы:

Феномен группового давления, или феномен конформизма.

Существуют три типа поведения, соответствующие этому феномену:

1) внутригрупповая  внушаемость, т.е. бесконфликтное  принятие мнения группы;

2) конформность  — осознанное внешнее согласие  при внутреннем расхождении;

3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение,  — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

1.Групповая сплоченность.  Это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам [1, с. 146].

2.Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия.

3.Сдвиг риска. Если сравнивать ценность индивидуальных и групповых решений, становится очевидно: что группа обладает свойством быть своеобразным модератором индивидуальных мнений и суждений ее членов: она отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Но если принимаемое решение включало в себя момент риска, то «рискованная» альтернатива именно группой выбиралась гораздо чаще[4, с. 253].

4.Групповая поляризация. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы [4, с. 250].

5.Феномен огруппления мышления, или «групповой дух». Это ещё один фактор, влияющий на качество решения. обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы [4, с. 258].

6.Групповая фаворитизация и групповая враждебность- феномен проявления симпатии к «своим» и агрессии по отношению к «чужим».

Таким образом, процесс развития малой группы является:

- Многоэтапным, что подтверждают различные модели образования и развития малой группы;

- Полиморфным, т.к. процесс развития группы зависит от формы, в которой рассматривается малая группа;

- Динамичным, о чём свидетельствуют основные процессы группового происхождения, описанные нами.

Наличие двух сфер жизнедеятельности группы: деловой  и межличностной (эмоциональной), не противоречит моделям коллективоообразования. Однако в моделях коллективообразования больше уделяется внимания деятельностной активности группы, а в двухфакторных моделях — эмоциональной. Такое различие обусловлено, по всей видимости, различным происхождением этих двух парадигм. Развитие двухфакторной модели в большой степени связано с существованием психотерапевтических и тренинговых групп, создатели различных вариантов этих моделей известные психотерапевты: И. Ялом, К. Хек, Б.Д. Карвасарский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно выделить следующие особенности процессов  возникновения и развития малой  группы:

-Как функциональная ячейка общества малая группа представляет собой небольшой, но целостный организм, действующий по своим законам.

Необходимо  отметить следующие свойства малой  группы:

- независимость

- специфичность  функционирования

- контактность

- наличие определённых  границ

- способность  к саморегуляции и др.

Процесс группообразования  включает следующие категории:

- Территориальность

- Коммуникация

- Время взаимодействия

- Численность группы

- Мотивированность группы

- Совместная деятельность

- Выработка групповых норм

- Формирование структуры

Механизмы возникновения  формальных и неформальных групп  отличаются по критерию «обшественность - индивидуальность»

К основным стадиям развития относятся (по Б.Такмену):

1.Стадия постановки общей цели/задачи

2.Попытки решения/внутренние конфликты и кризисы

3.Нарастание уровня доверия внутри группы – постепенное приближение к цели

4.Принятие решения и активные совместные действия по его реализации

5.Появление групповой сплочённости

6.Установление внутренней согласованности

Динамичность групповых  процессов, как правило, проявляется в феноменах: группового давления, групповой сплоченности, социальной фасилитации, групповая поляризации, огруппления мышления, групповая фаворитизации и др.

Таким образом, возникновение и развитие малой  группы – это два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса, представляющие серьёзный интерес для социальных наук, т.к. знание закономерностей группы позволяет регулировать и контролировать, а также повышать эффективность человеческой деятельности.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

    1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009.
    2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии.  — М: Аспект Пресс, 2011. — с. 128
    3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009.
    4. Майерс Д. Социальная психологя .СПб, 2008. - с. 236 - 248.
    5. Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2011 г., с. 11
    6. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
    7. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Минск: АСАР, 2011, с. 535-635

 

 

 

 


Информация о работе Генезис и развитие малой группы. ьодели коллективообразования