Гендер в различных культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Содержание

Введение……………………………………………….….3

Гендерные различия и социализация…………….…..3

Исследования гендерных различий…………………..6

Ограничения, накладываемые традиционной
женской ролью………………………………………….8

Ограничения, накладываемые традиционной
мужской ролью…………………………………………9

Гендер в различных культурах………………………13

Заключение……………………………………………….15

Литература……………………………………….……….16

Вложенные файлы: 1 файл

рферат.гендер и пол..doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата  патриархатом стала всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в  рабыню мужских желаний, стала занимать подчиненное положение по отношению  к мужчине.

Взгляд на женщину как на неполноценное  существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых  и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

В христианском учении женщина  - это источник зла, корень всех грехов, «ворота, через которые входит дьявол»; ведь именно из-за Евы началось грехопадение человечества в лице Адама. Неслучайно именно женщины составили основной контингент жертв инквизиции. Римский поэт Ювенал в своей сатире говорил, что нет тяжбы, в которой причиной ссоры не являлась бы женщина. 

Неудивительно, что когда Французская  революция, ставившая своей задачей  уничтожение всякого неравенства, провозгласила Декларацию прав человека и гражданина, в ней не нашлось  места женщинам. Поэтому в 1789 г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки, требуя распространить права человека и политические права и на женщин.

А. Шопенгауэр, Ф. Ницше утверждали, что природа одарила женщину  лишь притворством, лживостью, склонностью  к изменам, неблагодарностью. На Востоке нередко говорят: «Если родился мальчик, значит, родился один ребенок. Если у вас десять девочек, значит, у вас никто не родился». Многие женщины беременеют до тех пор, пока не появится сын.

Возможности получения образования. В Европе и Америке мальчики и девочки имеют практически одинаковые возможности для получения полноценного школьного образования. Однако в большинстве стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии мальчиков в школе больше, чем девочек. Объясняется это и низким уровнем жизни, и тем, что в этих странах брак в подростковом возрасте, особенно для девочек, скорее норма, чем исключение. 

Лидирующее положение мужчин отчетливо видно во многих правилах поведения и общения мужчин и женщин. В первой половине XIX в. хлопать в театре артистам можно было только мужчинам, для женщин это считалось неприличным. На танцах до сих пор кавалеры приглашают дам; для последних, чтобы уровнять шансы в предпочтении партнера, специально объявляют «белый танец». Предложение о заключении брака опять-таки исходит от мужчины. Именно поэтому в общественном мнении холостяк -- это такой мужчина, который просто не желает связывать себя брачными узами, а незамужняя женщина -- неудачница, в судьбе которой «что-то не состоялось».

Стереотипные представления о роли женщин в обществе приводят к бесправию в западной цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном большинстве случаев суд постановляет, чтобы ребенок жил с матерью, а не с отцом, хотя финансовое положение последних более прочное.

Заключение

Насколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не так уж велики, как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологически. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации  создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем, что предписывает нам общество.

Как уже было сказано ранее, существует множество ограничений, накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности,  а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Первый отрицательный  эффект заключается в том, что  существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. 

Второй отрицательный  эффект половых стереотипов -- это  разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. 

Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших  однодневный опыт общения со своим  младенцем в первый день его появления  на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.

Этот эффект гендерных  стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. 

Третий отрицательный  эффект гендерных стереотипов заключается  в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному  поло-ролевому стереотипу.

Конечно, со временем все  меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому,  и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

 

Литература

 

  1. Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год;
  2. Дэвид Мацумото «._ И Культура»;
  3. Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» 2003 г.



Информация о работе Гендер в различных культурах