Гендерный фактор в молодежной субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация молодежи представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА II. Гендер и молодежные субкультуры: факторы проявления в современной социокультуре

 

2.1 Молодежная  субкультура как предмет исследования

 

Понятие «субкультура» в  научный оборот вошло сравнительно недавно. В отечественных спарвочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XXвека. В это время понятию «субкультура» перестали придавать отрицательное значение «загнивания капиталистического общества», его стали использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и социалистического. Однако при этом сохранялся негативный оттенок его в трактовке, который, если речь идет собкультурах мафии или приступного мира, возможно, и оправдан, но в случаях с молодежной и профисиональной субкультурами приводит к определенным сложностям в толковании.

В настоящее время это  понятие освободилось от негативного  оттенка и заняло полноправное место  в отечественной науке. Согласно современной точке зрения субкультура- это «особая сфера культуры, суверенное целостное образованиевнутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».

В рамках субкультуры норм, ценности, представления, а также  стереотипы отличаються от аналогичных, принятых в рамках определенной социокультурной системе. Представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры.

Для любой субкультуры  существует обязательный набор характерных  черт, таких как:

• специфический стиль жизни и поведения;

• своеобразные нормы, ценности свойственные данной социальной группе

• наличие инициативного центра, генерирующего идеи.

Отсутствие какой-либо из этих черт ставит под вопрос возможность  отнесения того или много социокультурнного образования к субкультуре.

Каждая общественная система  представляет собой мозайку из определенного набора субкультур, одиноковых для обществ находящихся на одном этапе развития. Однако одни и те же субкультуры в рамках различных социок4ультурных базовых систем будут различаться, т.к. являються носителями всех особенностей и характрных черт своей базовой культуры.

Современные индустриально  развитиые общества, а также общества переходящие к постиндустриализму, представляют собой систему множества различных субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя.

Каждая субкулььтура хранит собственную эзотерическую чистоту, т.к. подробности того или иного субкультурного существования не поддаются обобщению. Каждая субкультура, в отличие от базовой культуры, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры.

Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ, находящихся на стидии перехода к постиндустриализму, являеться молодежная субкультура.

Молодежная субкультура  – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная  молодыми людьми для себя; «элитарная»  культура, нацеленая на включение молодых людей в общество; это- частичная культурная подсистема внутри системы»официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Молодежная субкультура  отражает перемены, происшедшие в  обществе во второй половине XX века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодежная субкультура исполняет роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры.

Как и всякое относительно новое социальное явление, не укладывающееся в привычные рамки и представления, молодежная субкультура вначале была воспринята социальными философами как отклонение от нормы, как проявление открытого Э.Дюркгеймом явления «аноми», то есть, «разрегулированности» норм, состоящего в том, что у людей отсутствуют четкие, осмысленные эталоны и образцы социально одобряемого поведения, в силу чего у них превалирует негативное отношение к нормам и моральным ценностям социальной системы, в которой они действуют и живут. Такое восприятие молодежной субкультуры было следствием того, что послевоенное поколение не могло смириться с тем, что идеалы, на которых оно воспитывалось надо было оставить в детской, чтобы жить в обществе взрослых.

Важнейшая функция молодежной субкультуры- признание первичного статуса ее членов, которые таким образом интегрируются в общество товарищей-сверстников и получают тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых. Кроме того, в молодежной субкультуре молодой человек приобретает чувство уверенности в себе, общность интересов, ориентацию. Но как только члены группы утверждаются в обществе взрослых, получив в нем свои роль и статус, группа сверстников распадается.

Молодежная субкультура  представляет социальную общность, члены  которой сами причисляют себя к ней, то есть идентифицируют себя. Вхождение  молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов. Как правило молодежные субкультуры возникают вокруг какого какого-либо «центра». «Центр» формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в лозунгах, каких либо текстах, проясняющих основополагающие ценности данной группы. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

• по средством нее молодых люди узнают «своих»;

• она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;

• она работает на объединение и сплочение;

• она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Таким образом можно сделать вывод, что все конкретные социальные системы и соответствующие им культуры включают в себя различные подсистемы, или субкультуры, каждая из которых характеризуется своеобразными чертами, мировосприятием, образом жизни и т.д. Исходя из этого молодежная субкультура- это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны.

 

2.2 Проявление  гендерных ролей в молодежной  субкультуре

 

Основополагающий аспект, характеризующий субкультуры, это  протест против норм, принятых в  обществе. Соответственно и стереотипы гендерного поведения в молодёжных субкультурах заметно отличаются от общепринятых, а зачастую мы видим  полное форматирование гендерных ролей. Напомню, что стереотипы гендерных  ролей заключаются в том, что  мужчина – мужественен, лидер, прагматик  и т.п., девушка, пассивна, хозяйка, аккуратна и т.п.. После периода эмансипации и миграции культурных ценностей из техногенной цивилизации, говорить об одной модели типологии гендерных ролей в обществе, не приходится. Соответственно, в подкультурах тоже нет единой типологии. Можно лишь отметить, что в парадигмальном контексте, в субкультурах личность растворяется, что приводит к затруднению дифференциации критериев гендерных мотивов. Маскулинные и фемининные роли зачастую сливаются. Но и гендерный синтез, как типологическое в молодёжных движениях, не характеризует субкультуры в полной мере. Так, исходя из кальки «неформал», можно заключить, что принцип субкультурных движений в не нормативности. Так один неформал сказал: “если ты на левом берегу, то я на правом, если ты на правом, то я на левом”. Это нас отсылает к проблеме “попсы” в субкультурах. То, что популярно, то массово, что массово, то не субкультурно. Это, как субкультурнообразующий фактор, не раз уже приводил к “опопсению” многих субкультур. Часто можно проводить аналогию с музыкальными коллективами такими как«Rammstein» и «Lacrimosa» и многими другими. Поэтому нормы поведения не могут быть статичным явлением, они, как и все субкультуры, являются динамичным явлением. За исключением, конечно же “мёртвых субкультур”. Проанализируем основные субкультуры.

Так Рокеры и металлисты, да и Байкеры, это сугубо мужественные объединения, не изолированные от фемининных проявлений. Но зачастую, феминность стирается в таких субкультурах. В частности, маскульные ценности, а это сила, выносливость, не слащавая внешность и ни в коем случае гламурность, в феминильнных проявлениях естественно, пройдя адаптационный период, заметно ассимилирует. Так, это особенно маркируется в атрибутивном плане: обувь на высокой платформе, часто берцы, менее заметно это в куртках и штанах. Чаще всего мы видим моду унисекс. Нет градаций в собственно субкультурной атрибутике, в браслетах, ошейниках, кулонах, мы видим полную зависимость от норм атрибутики той или оной субкультуры. Интересным феноменом являются серьги. Серьги, как Бытовой и культурный феномен присущ не только женщинам, так если затрагивать социально-исторически культуру казачества, там это распространённый атрибут и у мужчин. Но в рамках современного сознания, естественно, серьги маркируются, как чисто фемининный атрибут. В этом ключе наличие у юношей различных типов серег, подтверждает тезис о гендерных ассимиляциях в рамках многих субкультур. Ещё один, безусловно, фемининный атрибут у юношей, это длинные волосы. Не будем делать культурно-исторические ремарки, в данном контексте они не так необходимы, скажем лишь то, что это своеобразное маскулинное выделение, на фоне других не субкультурно окрашенных индивидуумов. Длинные волосы как атрибут, безусловно, относится к элементу эпатирования, но, тем не менее, ни как не снимает в глазах современного общества, вопрос о сексуальной ориентации, и некоторые другие вопросы. Есть очень характерный жанровый элемент в роке, это глэм рок. Но, его чаще всего нужно рассматривать как эпатажно-коммерческий ход той или иной музыкальной группы.

Часто в рамках подросткового  максимализма и общих психологических  элементов “Потерянности” или ”  Исключённости из общества” по принципу, физических или эмоционально – психологических недостатков, индивид ищет спасение в субкультурах. И тем самым, сам вещает на себя такие ярлыки, Так, часто девушки, физически не стройные, приходят в субкультуры. Это наблюдение относится далеко не ко всем субкультурам. Так девушки, приходя в субкультуры, слушая тексты песен русского рока, где в последнее время много поётся об однополых отношениях и, моделируя поведение сильного пола, зачастую перенимают большой спектр эмоционально-психологических доминатов. И это один из мотивов начала гомосексуальных отношений. Чаше всего это проявляется в феминных отношениях, так иногда ассимиляция происходит в полной мере. Зачастую гомосексуальная любовь это тот же эпатаж, реже такой тип гендерных отношений остаётся на всю жизнь.

Есть некоторые характерные  особенности гендерного поведения  в агрессивных субкультурах. Это  субкультуры скинхедов, футбольных фанатов и гопников. Тут гендерные  роли ассимилируют и, выражаясь языком А.Азимова, появляется средний пол. Данное утрирование применимо, конечно же для крайностей, так скажем девушка скинхед, очень часто бреет голову, носит камелоты, подвёрнутые джинсы и т.п. атрибутику, и в случае необходимости, дерётся наравне со всеми бритоголовыми. Но в этих субкультурах, такая ассимиляция вызвана идеологией или собственно субкультурными нормами поведения. Стоит отметить, что женская особа, гендерно самопрезентирует себя на минимальном уровне, дабы подчеркнуть разницу между полами.

Интересное проявление гендерных  ролей можно встретить в субкультурах готов и эмо. Так, скажем у готов, происходит синтез гендерных ролей не при доминирующем маскульном начале. Так в субкультуре принято на уровне макияжа и на уровне одежды доминирующее начало фемининных базовых моделей. Нужно сразу оговориться, что под базовой моделью я понимаю нормы принятые в современном обществе. Так скажем, субкультуры готов, часто используют фасон одежды принятый в позднем средневековье и в новое время, а из истории мы знаем, что тогда красились как мужчины, так и женщины, и то, что многие элементы мужского костюма были с кружевами, рюшечками, мужчины носили чулки и т.п.. Так стоит подчеркнуть, что тёмные романтики, копируют лишь культурный слой, который воспринимается обывателями не объективно, но, тем не менее, факт вызывает не малый интерес. Ещё один момент, на котором я бы хотел остановиться, это БДСМ в субкультуре готов. Как Вы понимает, в данном сексуальном развлечение, процессы доминирования гендерно не всегда определены однозначно.

 

Что касается субкультуры  эмо, то тут мы видим полный симбиоз гендерных ролей. Так определить зачастую, кто есть кто очень проблематично. Бисексуальность в данной субкультуре норма поведения, где мальчики и девочки носят одну и ту же причёску, одежду, атрибутику, а так как вторичные половые признаки в силу раннего подросткового периода ещё не сформировались, определить гендерную принадлежность, даже специалисту не всегда удаётся. Конечно более зрелых индивидуумов, легко дифференцировать. Представляется, что гендерность смешивается на базе основополагающего для этой субкультуре тезиса об эмоциональности натуры и “детскости” поведения.

Как можно заметить, субкультуры  это обширное культурное и подкультурное поле, где часто гендерные роли маркируются иначе, нежели то, как это понимает среднестатистический обыватель. Так происходит бессознательная, реже сознательная ассимиляция в доминирующею гендерную роль в той или иной субкультуре. Чаще всего ассимиляция происходит из фемининных ценностей в маскульные с сохранением традиционной сексуальной ориентации. Но есть исключения, но они как известно, лишь подтверждают правила.

Информация о работе Гендерный фактор в молодежной субкультуре