Гендерные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социальных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследования — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Kyrsah.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительные данные социального  статуса двух социальных общностей — мужчин и женщин наглядно демонстрируют факт более низкого статуса женской гендерной группы. Данная ситуация характерна для групп мужчин и женщин, живущих в разных странах и на разных континентах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде

 

Субъектами гендерных взаимоотношений, функционирующих на макросоциальном уровне, являются: с одной стороны, большие социальные группы, а именно группы мужчин и женщин (гендерные группы), а с другой — государство как социальный институт, регламентируюшнй гендерные отношения на законодательном и исполнительном уровнях.

Специфика проявлений гендерных взаимоотношений с позиций государства задается социальной политикой по отношению к конкретной гендерной группе, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, чти роли определяются как гендерные.

В соответствии с существующей в  конкретном обществе гендерной идеологией, которая утверждается господствующими  социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объекты социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Гендерные роли — степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой.

Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола; в их основе лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу .Гендерная ролевая идеология — суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе).

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Патриархат — узаконенная система отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти.

Гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как социальных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом. Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы позволяет прояснить суть гендерной идеологии, определить ее тип: патриархатный или эгалитарный.

Патриархатный тип государственной  политики — это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и в обществе между мужчиной и женщиной. При этом «естественным» предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом.

Эгалитарная государственная  политика — это политика, в основу, которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принадлежности. Реализация политики такого типа предполагает наличие правовой базы для решения проблемы, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации по признаку пола, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по гендерной проблематике, создание достоверной, объективной статистической базы, отражающей положение представителей гендерных групп.

Гендерная политика в нашей стране в советское время отличалась противоречивыми тенденциями, она включала в себя элементы и эгалитарной и патриархатной идеологии. С одной стороны, она строилась па основе эгалитарных взглядов: декларировалось равенство, при котором каждый человек, независимо от пола, становился гражданином, имея равные юридические права во всех сферах социальной жизни. Женщины наравне с мужчинами вовлекались в сферу производства и общественную жизнь страны. Но эгалитарные взгляды по отношению к женщинам сочетались с установкой на деиндивидуализацию их личности, что соответствовало политике тоталитарного государства. Советское «равенство полов» молчаливо предполагало подгонку женщин к традиционному мужскому стандарту.

С другой стороны, советская  идеология воспроизводила дискурс  биологического детерминизма, типичного для патриархатных взглядов, суть которых сводится к тому, что биологические различии между полами предопределяют психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами. В соответствии с этим у мужчин и женщин должны быть и различные социальные роли в обществе. Мужчины, как сильный пол, должны исполнять роль защитника Отечества, защищая в тоже время слабых женщин. Женщины должны реализовать свое естественное предназначение — быть матерью, при этом ее материнская функция становилась не личным, а общественным долгом. Для гендерноролевой идеологии характерна практика сведения родительства к материнству, то есть возложение всей полноты действий и ответственности за воспитание детей только на мать.

На основе этих идей выстраивалась  патерналистская политика по отношению к женщинам. С первых лет советской власти государство и партия рассматривали женщин как особую социальную категорию и разрабатывали специальные меры регулирования их социального положения. Патернализм выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением репродуктивной, производственной и семейных ролей, превращали женщин в специфическую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе

 В России в советский период общими были такие доминирующие роли, как роли «труженик», «труженица», другие ведущие роли были полоспецифицированными. Воинская служба (роли солдата и воина-защитника) в основном мужская прерогатива, материнские и семейные обязанности — прерогатива женщин. Мужчины отстранялись от исполнения семейных, отцовских ролей. Но и общие социальные роли, которые выполняли и мужчины и женщины, — роли тружеников, были иерархизированны. Мужчины по сравнению с женщинами выполняли более престижные, более статусные и лучше оплачиваемые профессиональные роли.

В системе отношений  «гендерные группы — государство» государство демонстрировало автократически-патерналистскую роль и позицию, а группы мужчин и женщин — подчиненную, при этом по отношению к женской группе населения государство проявляло больше отеческой заботы, чем по отношению к мужчинам. Поэтому можно заключить, что типичная модель гендерных отношений, существовавшая в советской России,.

Гендерные представления выступают как отражение существующей в обществе половой дифференциации и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений. Исходя из этого, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам гендерной идеологии: патриархатная идеология найдет отражение в патриархатных гендерных представлениях, а эгалитарная идеология — в эгалитарных гендерных представлениях.

 

 

 

 

5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия

 

Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия определяется социально-психологическими закономерностями межгруппового восприятия. Целостность, унифицированность, устойчивость, консервативность, ригидность — это характеристики, присущие межгрупповому восприятию.

Типично мужской образ  — это набор черт, связанных  с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой.

В соответствии с феноменами внутригруппового фаворитизма и  межгрупповой дискриминации, типичными для процессов межгруппового восприятия и межгруппового взаимодействия, женщины должны оценивать свою группу более позитивно, чем группу мужчин, а мужчины должны приписывать больше положительных характеристик представителям своей группы, а не женщинам. Однако полученные эмпирические результаты не вписываются а данную закономерность: и мужчины и женщины приписывают представителям мужской группы больше положительных характеристик. Этот факт объясняется влиянием закономерности более высокого порядка, функционирующей на уровне макроструктуры. Речь идет о влиянии особого типа культурных традиций — адроцентризма.

Андроцентризм — глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируемой в качестве универсальной объективности, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как отклонение от нормы.

В ситуациях социально-ролевого и делового межполового взаимодействия гендерные отношения не характеризуются равноправием, а, напротив, выстраиваются по типу соподчинения, иерархичности с явным превосходством мужской позиции и статуса. Типичной моделью гендерных отношений в ситуациях межгруппового взаимодействия является доминантно-зависимая модели отношений (при мужской доминирующей позиции в этих отношениях).

Гендерные стереотипы понимаются как когнитивные конструкты, как способ группировки информации, процесс категоризации, благодаря которому легче подытожить обилие информации об окружающих нас людях мужского и женского пола. Гендерные стереотипы начинают усваиваться с того момента, когда начинается процесс половой идентификации, они продукт процесса гендерной схематизации.

Опыт гендерной социализации в значительной мере определяет, превратятся ли гендерные стереотипы в предубеждения. Когда мы говорим, что человеку присущи гендерные стереотипы, то подразумеваем, что он предубежденно относится ко всем представителям противоположного пола независимо от их индивидуально-психологических особенностей.

Специфика гендерных стереотипов заключается в том, что это не просто когнитивные конструкты индивидуального сознания, в которых отражены характеристики гендерных групп; гендерные стереотипы интегрированы культурой и общественным сознанием, они выступают в качестве нормативных эталонов психологических особенностей и поведенческих практик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Как продукт культуры гендерные стереотипы выступают в роли механизмов утверждения андроцептричной культуры.

В гендерных стереотипах отражены нормативные требования к поведению и взаимодействию мужчин и женщин, причем те поведенческие практики, которые предписаны женщинам, как правило, в общественном сознании предстают как менее ценные и значимые. Гендерные стереотипы потенциально дискриминационны.

Стереотипы не только отражают характеристики мужчин и женщин и сложившиеся формы и модели взаимодействий между группами, но задают ориентиры поведения в  формировании отношений между гендерными группами.

В ситуациях конфликтного межполового взаимодействия под влиянием гендерных стереотипов, предписывающих традиционные модели поведения для мужчин и для женщин (для мужчин доминирование, а для женщин — подчинение), неконструктивные типы поведения в конфликте проявляются чаше, чем в ситуациях взаимодействия партнеров одного пола.

Основными характеристиками гендерных стереотипов, как и  любых других социальных стереотипов, являются согласованность, схематичность и упрощенность, эмоционально-оценочная нагруженность, устойчивость и ригидность, неточность.

Гендерные стереотипы под влиянием реальных поведенческих практик жизнедеятельности людей могут трансформироваться. Современные тенденции трансформации гендерных стереотипов проявляются во включении в образ типичной женщины ряда качеств, которые традиционно ассоциировались с образом типичного мужчины: целеустремленности, активности, соревновательности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс  отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией.

Тендерные стереотипы —  это представления о типичных личностных свойствах мужчин и женщин. Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стереотипы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин. Тенденция подчеркивать мужские лица и женские тела получила название фейсизма.

Стереотипы оказывают  наибольшее влияние на восприятие, когда люди не располагают достаточной информацией, когда пол человека особенно бросается в глаза и когда этот человек не обладает достаточной степенью власти. Одна из проблем, связанных с тендерными стереотипами, состоит в том, что они могут искажать наши оценки успешности мужчин или женщин в их трудовой деятельности или в школьном обучении.

Тендерная идентичность, или знание о том, что мы являемся мужчиной или женщиной, приобретается  в раннем детстве. Важнейшей вехой  на пути психического развития становится момент, когда дети узнают, что их пол является неизменным и постоянным.

Информация о работе Гендерные отношения