Гендерные аспекты социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами (в частности, в России начиная с XIX в.), покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти (начиная с 60-х гг. на Западе), а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.

Содержание

1. Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
2. Сущность социального неравенства ---------------------------------------- 5
3. Формы и причины социального неравенства ----------------------------- 6
4. Виды социального неравенства --------------------------------------------- 10
5. Понятие гендера---------------------------------------------------------------- 15
6. Гендерное неравенство ------------------------------------------------------- 19
7. Теории гендерного неравенства --------------------------------------------- 24
8. Заключение ---------------------------------------------------------------------- 30
9. Список используемой литературы ------------------------------------------ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Нижегородский государственный технический университет.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)
  • Некоторые позиции в обществе функционально более значимы, чем другие.
  • Только небольшое количество людей в любом обществе обладает особенностями, дающими возможность выполнять эти важные и сложные функции.
  • Чтобы побудить этих людей овладевать необходимыми знаниями и навыками, и побудить их брать на себя эти сложные функции, общество открывает доступ к необходимым и дифференцируемым благам.
  • Этот неравный доступ приводит к тому, что разные позиции пользуются неодинаковым престижем и уважением.
  • Престиж и уважение вместе с права и преимуществами создают неравенство, то есть стратификацию.

Поскольку, социальное неравенство  является неизбежным и необходимым, оно проявляется во всех обществах  на всех этапах исторического развития. Исторически меняются только формы  и степень социального неравенства.

Современные виды социального  неравенства

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям  между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить  эти отношения между категориями  людей, различающихся во многих аспектах.

В самом общем виде неравенство  означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально - экономическая  неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в  общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них. Если эти группы размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. Существуют такие виды неравенства:            

1. Бедность как  вид неравенства. Феномен бедности стал предметом исследования в современной отечественной социологии в начале 1990-х гг. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения. В основной своей массе - это работающие люди старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование. К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную “нагрузку” (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки и т.п.).           

2. Депривация как вид неравенства. Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть как осознанным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния, так и не осознанным, когда его подлинные причины не понятны. Однако в обоих случаях депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть.

Можно выделить пять типов  депривации:         

- экономическая депривация - проистекает из неравномерного

распределения доходов в  обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов  и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации;          

- социальная депривация - объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот;

- этическая депривация - она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие негативных латентных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации; 

- психическая  депривация - возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям.

Неравенство является естественным различием состояния членов современного общества. Неравенство закрепляется в любом обществе, при этом создаётся  система норм, согласно которым люди должны включаться в отношения неравенства, принимать эти отношения, не выступать  против них. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие гендера.

       Перед тем как рассмотрим теории неравенства, определимся с самим понятием "гендер".

 В феминистской литературе существует несколько  концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью"  гендерного  подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью  самого феномена. Для всех из них базовым положением  является  различение  понятий пол (sex) и гендер  (gender).  Пол -  это термин,  который обозначает  те анатомо-биологические особенности людей (в основном  -  в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.  Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения,  которое вытекает  непосредственно из  биологических различий  между мужчинами   и женщинами. Гендер  -  это сложный социокультурный  конструкт:  различия  в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках  между  мужским и женским обществом.

      В   рамках   этого   подхода   гендер   понимается   как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами,  не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие  в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества  (а также и определяемая -  или конструируемая  ими).  Гендер,  таким образом, трактуется как одно из  базовых измерений социальной  структуры общества, который вместе   с   другими   социально-демографическими   и   культурными характеристиками  (раса,  класс,  возраст)  организует  социальную  систему. Социальное  воспроизводство   гендерного   сознания   на   уровне   индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную  структуру.  Воплощая  в своих действиях ожидания,  связанные с их  гендерным  статусом,  индивиды конституируют гендерные различия  и,  одновременно,  обусловливаемые   ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин  и мужчин  не только воспринимают,  но  и оценивают по-разному,  обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной  принадлежности  -  конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.

      Гендер   конструируется   через   определенную   систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы,  роли и  стереотипы.  Принятые  в  обществе  гендерные  нормы   и   стереотипы   в определенной степени определяют психологические  качества  (поощряя  одни  и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии  людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы  не имеют  универсального  содержания  и  значительно   различаются   в   разных обществах. В этом смысле  быть  мужчиной  или  женщиной  означает  вовсе  не обладание определенными природными качествами, а  выполнение  той  или  иной роли.

      В современных  социальных  и  гуманитарных  исследованиях  гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция.  Понятие гендер означает не вещь  или предмет,  не  много вещей или предметов,  а комплексное  переплетение  отношений   и   процессов.   Необходимо   мыслить отношениями, чтобы из аналитической  категории  гендера  вывести  культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем.

Понятия   феминный   и   маскулинный   стали   активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в гендерных  исследованиях для обозначения культурно-символического  смысла "женского" и "мужского".

Гендер (gender)  1.  (Общее значение)  -  различие  между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное  деление,  часто  основанное  на  анатомическом   поле,   но   не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое  использование термина может отличаться от повседневного.

Социологи  и  социальные   психологи   утверждают:   пол относится  к биологическим характеристикам, в соответствии  с  которыми  люди делятся  на  категории   «мужчина»,   «женщина»   или   в   редких   случаях «гермафродит»  (когда  характеристики  обоих  полов  фактически   или   явно объединены), а гендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики  обоих гендеров  преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе  гендер должен  применяться тогда,  когда касается  социально созданного  деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто -  к женщинам.  В то время как «мужчина» и «женщина» являются  терминами,  зарезервированными  за биологическими различиями  между ними,  а также мальчиками  и девочками, «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам  поведения и видам темперамента, считающимися  социально соответствующими  полам.  Эти черты   изучаются   посредством   сложного   и   продолжительного   процесса социализации.

 Антропологи,  например  Маргарет   Мид,   психологи   и   социологи  подчеркивали,  что  гендер  определяется  не  биологически,  а социально и посредством культуры, являясь культурно  и  исторически  относительным.  Его значение,  интерпретация  и  выражение  изменяются   и   внутри,   и   между культурами,  служа  объектом  исторических  перемен.  Социальные  факторы  - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое  значение,  выражение  и опыт гендера,  выделяя  тот  факт,  что  его  нельзя  уравнивать  каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Гендер (gender) — социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия   социального   пола   («gender»)    и    биологического    («sex»).

Терминологически  понятие  гендера  оформилось  в  процессе   теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований.

Современное  обществознание  последовательно  и  весьма   продуктивно разрабатывает  данное понятие как одно из  важнейших  для  анализа  оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер»  заключен,  прежде  всего,  в идее социального моделирования  или  конструирования  пола.  Социальный  пол конструируется социальной  практикой.  В  обществе  возникает  система  норм поведения,   предписывающая   выполнение   определенных    половых    ролей; соответственно  возникает  жесткий  ряд  представлений  о  том,   что   есть «мужское» и «женское» в данном обществе, гендер  — совокупность  социальных репрезентаций, а не природой  закрепленная  данность.  Гендер  — культурная маска пола, то, что мы  думаем  о поле  в границах  наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т.  е.  то,  что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку,  а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе  все труднее провести  границу между биологической предопределенностью пола   и   его социальным моделированием. «Сегодня нет ничего  менее надежного,  чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения,  как и на отношения, политические и экономические». При всем многообразии подходов и позиций в  отношении  определения гендер имеет смысл выделить две концепции:  теорию  социальной  конструкции гендера и теорию гендерной системы. В логике  первого  подхода  называют  три  группы  характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный дисплей» — многообразие  проявлений,  связанных с предписанными обществом нормами мужского   и   женского   действия   и взаимодействия.  Понятие «гендерный  дисплей»  введено И.Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола.  В  соответствии с данным подходом  гендер  предстает как измерение социальных  отношений, укорененное в данной  культуре.  Понятие «гендерная   система»   включает разнообразные компоненты  и по-разному определяется   разными   авторами. Гендерная система есть  совокупность  отношений между полами  (и внутри полов).  Поскольку гендерная система предполагает   гендерное   измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого  рода большая роль отводится изучению  роли  социальных  институтов,  реализующих гендерные технологии.  Властные  смыслы  гендерных  отношений   во   многом открылись в развитии  именно   такого   подхода.   Пологендерная   система конструируется  как набор соглашений,  которыми  общество   трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой  активности.  Другими словами, гендерная система, которая конструирует  два пола  как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является  фактически  системой  власти  и доминирования, цель которой — концентрация  материального и символического капитала   в   руках   отцов.   Гендер   является   своеобразной   системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия  в отношения власти  и подчинения. Власть базируется на  разветвленной системе различий,  половые различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно  на  этой линии различения хорошо видно, как власть  и общество  в целом моделируют гендерное  противостояние,  превращая «несоциальные»   различия   в «социальные», пол/секс в пол/гендер.  Таким образом,  конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других,  так и о самом себе.

Информация о работе Гендерные аспекты социального неравенства