Высшее образование как фактор дифференциации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

В последние годы много говорят и пишут о кризисе российской системы образования. Не будем опровергать эту точку зрения, тем более, что сейчас без труда можно увидеть проявления кризисных процессов, обусловленных в большой степени крайне скудным финансированием отрасли. В то же время нельзя не видеть и другие процессы. После падения в начале 90-х годов престижа образования в сознании населения возрождается интерес к образованию.

Содержание

Введение
Сущность образования
Высшее образование
Роль и место профессионального образования в современном обществе
Нужно ли высшее образование
Основные проблемы высшего образования России
Самые престижные вузы России
Имеет ли значение статус вуза при трудоустройстве?
Дифференциация образования
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

Нижегородский государственный технический университет  им. Алексеева

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 Высшее образование как фактор дифференциации общества

 

 

 

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

 

Содержание 

  1. Введение
  2. Сущность образования
  3. Высшее образование
  4. Роль и место профессионального образования в современном обществе
  5. Нужно ли высшее образование
  6. Основные проблемы высшего образования России
  7. Самые престижные вузы России
  8. Имеет ли значение статус вуза при трудоустройстве?
  9. Дифференциация образования
  10. Заключение
  11. Список Литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В последние годы много говорят и пишут о кризисе российской системы образования. Не будем опровергать эту точку зрения, тем более, что сейчас без труда можно увидеть проявления кризисных процессов, обусловленных в большой степени крайне скудным финансированием отрасли. В то же время нельзя не видеть и другие процессы. После падения в начале 90-х годов престижа образования в сознании населения возрождается интерес к образованию. В условиях, когда многочисленные слои молодежи не владеют ни капиталами, ни средствами производства, чтобы стать самостоятельными участниками экономического процесса и обеспечить себе источник дохода, — получение и повышение образования становится для многих той жизненной стратегией, которая дает молодому человеку перспективу, шанс иметь хорошую работу и приемлемый доход, положение в обществе и свободу жизненного выбор , знание экономики, права, компьютерная грамотность, широкие гуманитарные знания). Для общества образование является тем ресурсом, который не расходуется по мере его использования, а приумножается, в чем и заложена его способность приносить значительный социально-экономический эффект. Демократические изменения, сделавшие наше общество более открытым мировому сообществу, разрушили миф о плохом образовании в России (и бывшем СССР) . Наше образование оказалось конкурентоспособно и на мировом уровне. В то же время отчетливо проявляются и процессы социальной дифференциации в системе образования, неравного доступа разных социальных групп молодежи к качественному образованию. В целом же противоречивое взаимодействие позитивных и деструктивных процессов создает непростую ситуацию в системе образования. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах социальной дифференциации, происходящих в образовательной сфере, необходимо рассмотреть теоретические подходы, на основе которых можно выявить превалирующие тенденции расслоения, масштабы влияния объективных и субъективных характеристик, на формирование отношений равенства - неравенства, доступность различных социальных общностей к образованию. 
 

 

 

 

Сущность образования 

Среди социальных институтов современного общества образование  играет важнейшую роль, представляя  собой одну из основных отраслей человеческой деятельности. Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании. Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние. 

Функции образования: 
1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы; 
 
2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение. 
 
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации. 
Различают следующие виды образования: начальное, среднее, среднее специальное и высшее.

 

 

 

 

 

Высшие образование

Высшее образование, высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю[1]. В отличие от общего, высшее образование не является всеобщим. Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий. Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники с высшим образованием делятся на бакалавров, специалистов, магистров и докторов философии. При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров (первый уровень), магистров и специалистов (второй уровень) (при этом поступавшие в вузы до 2011 года и ранее дипломированные специалисты, в отличие от специалистов, относятся к первому уровню и имеют право на бесплатное обучение второго уровня образования) и лиц с учёной степенью .Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной (вечерней) или свободной формах обучения (дистанционное образование), а также в формеэкстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего  образования колеблется от 4 до 9 лет. Системой высшего образования Российской Федерации сохранялась в целом принятая ещё до 1917 г. пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования с исторически сложившимся разделением на старшие и младшие курсы, однако с 2003 г. идёт создание двухуровневой системы высшего образования .В настоящее время в вузах используются следующие виды обучения:

  • очное,
  • заочное,
  • очно-заочное (вечернее) и
  • экстернат.
  • Дистанционное.

Студенты поступают на какую-то определённую специальность, учебный  план которой определяется государственным  образовательным стандартом высшего  профессионального образования.

Роль и место профессионального  образования в современном обществе

Роль и функции системы образования: 
    - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; 
    - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; 
    - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; 
    - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; 
    - систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; 
    - непрерывность образования в течение всей жизни человека; 
    - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; 
    - преемственность уровней и ступеней образования; 
    - развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; 
- академическую мобильность обучающихся; 
    - развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; 
    - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; 
    - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.  
 
Маловероятно, что, не имея сильной системы высшего образования, какая-либо развивающаяся страна сможет добиться значительного прогресса в достижении сформулированных ООН Целей развития на тысячелетие (ЦРТ) в области образования, предусматривающих всеобщий охват населения начальным образованием и ликвидацию гендерного неравенства в системе начального и среднего образования. Высшая школа служит опорой для всех остальных сегментов системы образования за счет подготовки учителей и директоров школ, привлечения специалистов вузов к разработке учебных планов и проведению научных исследований в области образования, а также за счет разработки критериев приема в вузы, что оказывает влияние на содержание и методику преподавания и обучения в средней школе. То же можно сказать и о значении высшего профессионального медицинского образования — особенно в том, что касается подготовки врачей, эпидемиологов, работников здравоохранения и администраторов больниц — для достижения главных Целей развития на тысячелетие в здравоохранении. 
На современный научно-технический прогресс наибольшее влияние оказывают достижения общественных и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки — сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля. В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т.д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретическое обучение (по общенаучным и общетехническим наукам) проводится в вузе, а дальнейшая специальная подготовка — на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники. 
 
Целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования: 
 
1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности; 
 
2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний; 
 
3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов; 
 
4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности; 
 
5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности. 
 
Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени. В социологии существует мнение, что образование - это «функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через «процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся практических ситуациях на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающих друг друга поколениями людей».Как функция образование распределено по всей системе человеческих отношений, вместе с тем оно выступает организационным процессом, осуществляемым специальными социальными институтами, составляющими в своей совокупности эту систему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно ли высшее образование?

На сегодняшний день это  практически риторический вопрос. В  настоящее время, как никогда, актуально  иметь высшее образование. Сегодня  родители всеми правдами и неправдами стремятся устроить любимое чадушко  в какой-нибудь (по возможности престижный) ВУЗ, чтобы через несколько лет  у молодого человека была возможность  устроиться на престижную высокооплачиваемую работу. Считается, что хорошее образование  дает будущее, обеспеченное не только материальными, но и духовными ценностями, а они, в свою очередь, гарантируют  человеку внутренний комфорт, соответствующее  место в обществе, достойный круг общения, способствуют совершенствованию  личности. А что делать тем, кому не повезло иметь таких заботливых родителей, которые чуть ли не насильно толкают ребенка в институт? Можно ли, не имея диплома о высшем образовании, добиться в жизни больших карьерных высот? Давайте сегодня вместе зададимся вопросом: связаны ли между собой образование и будущие карьерные успехи?

 
Для начала, как всегда, обратимся  к всезнающей статистике. Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство  россиян считают, что высшее образование  обеспечивает успешную карьеру и  способствует достижению жизненных  целей. В то же время многие полагают, что успеха можно достичь и  без диплома об окончании ВУЗа. 
 
По данным центра, 76% российских граждан разделяют мнение, согласно которому высшее образование способствует карьере и облегчает достижение поставленных в жизни целей. Интересно, что больше всего к поддержке этого заявления склонны люди, которые имеют только начальное или неоконченное среднее образование. С утверждением о пользе высшего образования согласились 80% респондентов из данной группы. На втором месте по численности находится группа сторонников утверждения о пользе университетского диплома – это сами обладатели таких дипломов. 76% опрошенных с высшим образованием считают, что оно помогает в карьере и жизни. 
 
При этом 51% россиян не согласны с утверждением, что для получения заветного диплома о высшем образовании все средства хороши. Таких несогласных больше всего оказалось среди высокообразованных (54%) и среднеобразованных (51%) респондентов. 45% опрошенных не согласны с мыслью, что на образование можно потратить любые деньги. В то же время 38% россиян вполне поддерживают это утверждение 
 
А вот почти половина опрошенных (45%) считает, что для построения успешной карьеры наличие высшего образования вовсе необязательно. При этом 44% респондентов придерживаются противоположного мнения, причем мнения обладателей дипломов в данном вопросе разделились. 45% высокообразованных россиян считает, что значение высшего образования в наше время сильно преувеличено. А 48% опрошенных все-таки не согласны с тезисом о том, что и без диплома можно устроить жизнь и карьеру. Ровно половина респондентов со средним специальным образованием и чуть больше половины (54%) со средним образованием не согласны с утверждением, согласно которому без высшего образования человек вынужден заниматься неквалифицированной и низкооплачиваемой работой. Такого же мнения придерживается 49% россиян с высшим образованием. В то же время 43% обладателей диплома об окончании ВУЗа согласны с данным утверждением. 
 
Вот такие данные приводит статистика. А как все обстоит на самом деле, попробуем разобраться вместе. С одной стороны, образование и успехи в карьере, безусловно, связаны, так как в современном мире, в котором достаточно узкоспециализированные отрасли и направления производства, бизнеса и того же образования, успех в карьере предполагает получение некоего серьезного базового образования. А с другой стороны, известно немало случаев, когда человек, не имея высшего образования, добивается таких успехов в своей области, которые большинству дипломированных специалистов даже не снились. За примером далеко ходить не надо. Один из самых успешных и богатых людей планеты, известный всему миру Билл Гейтс ушел в бизнес, не окончив университет, и диплом ему выдали только недавно, в чисто символических целях. То есть, для достижения успеха высшее образование ему не понадобилось. Но все же таких людей – единицы, и они являются скорее счастливым исключением из правила. Если посмотреть общую статистику, то получается, что хорошее образование карьере – не помеха.  
 
Только здесь дело в том, что хорошее образование – это довольно расплывчатое понятие. Традиционно у нас сложилось так, что под образованием понимают некую сумму знаний в какой-либо области, которую вложили в человека. Однако не нужно забывать, что сегодня образование - это не просто набор знаний в какой-либо сфере, и даже не навыки, а набор компетенций. Вы можете спросить, чем отличается навык от компетенции? Навык – более узкое понятие, а компетенция - это знание, преломленное в практическую плоскость. Но и этого недостаточно. Человек, который делает успешную карьеру, должен не просто обладать какими-то навыками или даже компетенцией, а еще должен уметь общаться с людьми, видеть ситуацию в контексте. Это еще и умение анализировать факты, сопоставлять и делать из них выводы, искать закономерности. И именно такие качества помогают при строительстве карьеры. 

 

Есть ведь еще такое  понятие, как стартовые условия. Оканчивающий ВУЗ сын чиновника  из министерства в этой сфере будет  иметь одни исходные данные, а юноша, родители которого, например, простые  врачи, - совершенно другие. Несомненно одно: высшее образование повышает общее качество трудовых ресурсов. И сегодня отсутствие у молодого человека диплома о высшем образовании является моветоном и его карьерному росту ну никак не способствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные проблемы высшего образования в России.

 

Если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что число студентов, которые трудоустраиваются по специальности, очень мало. В основном молодые  люди предпочитают уходить в другие сферы деятельности, некоторые во время учебы создают свой бизнес или дело, которое приносит им доход  и образование становится им нужно  только для галочки, а иногда бывает, что люди вовсе и не видят дальнейшей цели в жизни. Так почему же так  происходит? Ведь, если посмотреть на информацию при поступлении, у любого ВУЗА и  на любой кафедре будет написано, что всем выпускникам обеспечено 100 процентное трудоустройство по специальности. Причин здесь очень много, но основных только несколько.

Первая причина кроется, конечно, в самом человеке, а именно в  его отношении к образованию. В последнее годы, учащиеся ВУЗов  поделились на три категории. Первая категория, это те, кому нужно образования  для дальнейшей работы в этой сфере, но таких очень мало. Вторые это те, кому образование нужно просто для галочки, так как у них есть то дело, которое им приносит очень хороший доход. Третья группа это те, кому просто лень учиться. Обычно это люди, которые живут одним днем и не думают о будущем. Если бы мы вернулись на лет 20 назад, то увидели бы, что учащиеся тех лет в большинстве своем вообще не делились на группы. Все учились, для того чтобы дальше работать по специальности и изредка, кто учился для галочки, а уж третей группы и совсем не существовало. Мы, конечно, можем здесь сказать, что общество изменилось, да и жизнь стала совсем другой. В общем плане так и есть, но на самом деле, если повнимательней присмотреться к этой ситуации, то ярко наблюдается деградация нашего общества. Особенно это ярко выражено в Российском обществе, так как за рубежом такой ситуации все-таки не существует. Там все люди четко понимают, зачем им нужно образование и что оно им даст в будущем. Второй причиной здесь можно назвать проблему в структуре нашего образования. В первую очередь это кадры, те преподаватели, которые обучают студентов в ВУЗе. Их тоже можно разделить на несколько групп. Первая группа это будут преподаватели со стажем. Они закаленные, умелые, очень много знают. Но самая главная их проблема в том, что они уже устарели. Те знания, которые они дают нельзя применить в нынешней жизни. Вторая группа, это молодые преподаватели. Эта категория будет делиться на три вида. Первый вид, это те преподаватели, которым все равно на образовательный процесс. Они ходят в университет, читают лекции просто ради заработной платы. Они легко могут отменить пары, поставить зачеты без опроса и так далее. Второй вид, это преподаватели «теоретики». Их самое большое количество и не только в России, но и за рубежом. Их проблема в том, что они прекрасно владеют материалом, умеют управлять педагогическим процессом, но как только дело доходит до применения их .

Информация о работе Высшее образование как фактор дифференциации общества