Выборка в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта проанализировать выборочный метод как один из аспектов социологического исследования и научиться его планированию и проведению. В рамках достижения поставленной цели представляется необходимым решение целого ряда более конкретных научных и теоретических задач: - определить содержание понятия «выборка» и «выборочный метод»; - дать классификацию выборки; - раскрыть понятие репрезентативности выборки; - рассчитать выборочную совокупность на основе социально-демографических показателей студентов Дальневосточной Академии Государственной Службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3
1 ВЫБОРКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ........ 6
1.1 Понятие выборки. Выборочный метод ……………………………………..... 6
1.2 Типы выборок ……………….................................................................................
1.3 Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки.................................
2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБОРКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» ГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ)………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….... 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая методы.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 040201.65 «Социология»

Кафедра социальной работы и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по  дисциплине «Методология и методика социальных исследований»

 

ВЫБОРКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

группа 931

 

_______________________

(подпись)

_______________________

(дата)

 

Д.С. Голиусов

Научный руководитель

к.c.н., доцент

 

_______________________

(подпись)

_______________________

(дата)

 

Ю.В. Березутский


 

 

 

Хабаровск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..

3

1    Выборка в социологическом исследовании........

6

1.1 Понятие выборки. Выборочный метод …………………………………….....

6

1.2 Типы выборок ……………….................................................................................

1.3 Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки.................................

 

2 Методика расчета выборки в социологическом исследовании (на примере студентов факультета «Государственное и муниципальное управление» ГОУ ВПО Дальневосточная Академия Государственной Службы)……………………………………..........................................................

 

 

 

 

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....

39

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы. Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Одно из центральных значений в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности и подвергается сплошному обследованию. Но проблема возникает,  когда объект исследования слишком велик и о сплошном обследовании не может идти и речь социологи прибегают к выборочному методу. Без статистики и выборки, такие масштабные исследования проводить нельзя. Они могут быть страшно затратными, но совершенно неверными.

Есть такая  французская пословица, которая  довольно хорошо передаёт суть выборочного  метода, и основные причины его  широкого распространения: «Чтобы понять вкус супа, не стоит съедать весь котелок – достаточно одной ложки». В этом  заключается актуальность изучения выборки, и пока будут проводиться социологические исследования, будет возникать проблема построения выборки. Практически ни в одном исследовании, даже при идеальных условиях (большой финансовый бюджет, согласия заказчика с длительными сроками его проведения, относительная простота цели и задач), не осуществляется стопроцентное изучение генеральной совокупности, хотя бы потому, что идеальных условий в жизни не бывает. Подавляющее большинство исследований строится по следующей стратегии – аналитические выводы о социальном целом, основанные на изучении лишь части целого.

В первом параграфе  первой главы раскрываются понятие  выборки и основные понятия выборочного  метода, предлагается небольшая историческая справка о  теории случайной выборки и статистических обследований. Во втором параграфе рассмотрены основные типы выборок и процедуры их выполнения. В третьем параграфе раскрываются понятия качества, объёма и репрезентативности выборки, так же рассмотрены основные ошибки, возникающие при составлении выборки и способы их предотвращения.

Во второй главе  продемонстрирован пример составление  выборки социологического исследования на тему «Удовлетворенности жителей  города Хабаровска медицинскими услугами» в соответствии с социально-демографическими показателями.

Объектом  исследования выступает выборочный метод в социологическом исследовании.

Предмет исследования - теоретические и практические аспекты применения выборочного метода в социологическом исследовании.

Анализ  изученных источников и литературы.

Теоретической основой исследования выборки и выборочного метода в социологическом исследовании явились труды отечественных ученых таких специальностей, как социология, математика, статистика.

Понятие выборки и выборочного метода затрагивали многие известные социологи России, такие, как Ядов В.А., Кравченко А.И.,  Девятко И.Ф.,  Бабосов Е.М. и другие. Интерпретации каждого из авторов относительно темы курсового проекта практически ничем не отличаются. К примеру, Девятко И.Ф. трактует выборку как «подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом». Значимость же составления она определяет как экономию сил и средств исследователя. Кравченко выборочную совокупность определяет как «уменьшенная модель генеральной совокупности, т.е. те, кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентам. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает». Достаточную классификацию видов выборки предлагает Зборовский Г.Е. Именно его типология с интерпретацией также других авторов представлена в данном курсовом проекте.

Цель курсового проекта проанализировать выборочный метод как один из аспектов социологического исследования и научиться его планированию и проведению.

В рамках достижения поставленной цели представляется необходимым решение целого ряда более конкретных научных и теоретических задач:

-  определить содержание понятия «выборка» и «выборочный метод»;

-  дать классификацию выборки;

-  раскрыть понятие репрезентативности выборки;

-  рассчитать  выборочную совокупность на основе  социально-демографичес-ких показателей студентов Дальневосточной Академии Государственной Службы.

Структура курсового проекта и его объем обусловлены целью и задачами исследования. Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Выборка в социологическом  исследовании

 

1.1 Понятие выборки. Выборочный метод

Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Данные о  массовых социальных явлениях и процессах  социолог может получить из двух видов  источников:

  1. объективных, к которым относятся официальная государственная статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты, профессиональных союзов, общественных партий и движений и такое прочее. Они обычно представляют собой обобщённые количественные характеристики социальных общностей, явлений, процессов (например, уровень безработицы, численность и состав партий и общественных объединений, национальный валовой продукт, численность населения и другое). Но эти данные не всегда могут гарантировать точность и однозначность. Например, занижены данные о распространённости наркомании или пьянства, так как регистрируются далеко не все такие случаи.
  2. субъективных, к которым и относятся сами люди. Только от них мы можем узнать о настроениях населения или отдельных социальных групп, только с их помощью спрогнозировать результаты выборов и определить рейтинги телепередач. При работе с людьми возникают, как минимум, две методологические проблемы:

- все данные, которые мы получим от отдельных  людей, должны быть обобщены, если мы хотим охарактеризовать изучаемое явление или процесс;

- наиболее точные  данные мы сможем получить, если  изучим всю совокупность объектов, которые имеют отношение к  изучаемой проблеме (например, перепись  населения). Но такие исследования (сплошные обследования) очень трудоёмки и дорогостоящи, а в информации от субъективных источников общество нуждается постоянно. Поэтому большинство исследований бывают выборочными.

Как только нужно  собрать информацию о некоторой  группе или большой совокупности людей, возникает проблема построения выборки. Её как правило используют в опросах, ориентированных на статистические методы, в исследованиях политических и культурных элит, при отборе «случаев» для включённого наблюдения и качественного анализа.

Считается, что статистические исследования населения и ресурсов зародились одновременно с первыми формами централизованной социальной и политической организации: информацию такого рода использовали при решении различных управленческих задач – начиная с политики и заканчивая строительством общественных бань еще в развитых аграрных обществах и древних городах-государствах. Иногда эти обследования принимали форму сплошных переписей населения, но чаще всего довольствовались «сведениями о какой-то части совокупности: об урожайности судили по пробному обмолоту, о партии товара – по образцу, а о прихожанах – по их духовному наставнику.

Выборка – это  подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или  менее точные выводы относительно совокупности в целом.1 Но вообще-то термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.  Причины применения выборочного метода:

  1. экономит силы и средства исследователей;
  2. процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирической закономерности»);
  3. реализует принцип рандомизации (случайного отбора).

Представление о том, что отбор наблюдений должен носить случайный, непредумышленный характер, в общем, соответствует нашему интуитивному знанию об условиях вынесения объективного и непредвзятого суждения2. Но стоит заметить, что теория случайной выборки не часто использовалась вплоть до конца XIX – начала XX веков профессиональными статистиками, хотя теория вероятностей достигла высочайшего уровня развития уже в XVIII – первой половине XIX веков, так как сложилось убеждение о том, что в основе отбора должна лежать не «игра случая», а поиск типичных, характерных наблюдений. Применимость выборочного метода для изучения случайно распределённых признаков, например дохода или размера семьи, была впервые обоснована в работах норвежца А. Киэра, англичан А. Боули и К. Пирсона, а также русского статистика А.И. Чупрова.

Следующий шаг  в развитии выборочного метода можно  связать с именем Р. Фишера, который  разработал технику рандомизации в  эксперименте и выборочном наблюдении. Выборочный метод часто используется как «замена» экспериментального метода. Например, мы не можем провести эксперимент, в котором людям в случайном порядке присваиваются определённые значения переменных «пол» или «цвет кожи», но выборочный метод помогает справиться с этими ограничениями и делать выводы о взаимосвязях между разными переменными, в том числе и вышеуказанными. На изучаемые переменные оказывают систематическое влияние посторонние факторы, которые в свою очередь мешают сделать обоснованные выводы. Единственное средство для достижения обоснованных выводов – это абсолютно случайный характер отбора наблюдений. Только равенство шансов для каждого наблюдения попасть в выборку (отбор «наугад»), гарантирует отсутствие намеренных или ненамеренных искажений.

Поэтому наилучшим  способом отбора считается вероятностная или случайная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности, и для любых последовательностей таких единиц.

Определившись с понятием выборки, необходимо определить еще несколько понятий, касающихся выборочного метода.

«Все множество  социальных объектов, которые являются объектом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует  генеральную совокупность». Любую генеральную совокупность характеризует какой-либо значимый признак или набор признаков, по которым мы можем отнести конкретный объект к данной совокупности. А «выборочная совокупность – это уменьшенная модель генеральной совокупности; т.е. кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентам. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает»3.

Корректное  определение генеральной совокупности «включает ответы на следующие вопросы:

  1. какие именно объекты (элементы) составляют генеральную совокупность – отдельные люди, семьи, академические группы, предприятия, населённые пункты или целые государства;
  2. какими признаками обладают элементы генеральной совокупности, насколько они доступны для определения;
  3. какова численность генеральной совокупности;
  4. как генеральная совокупность размещена территориально;
  5. как генеральная совокупность ограничена во времени»4.

Информация о работе Выборка в социологическом исследовании