Врачебно- профессиональная консультация подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:54, реферат

Краткое описание

Задачами врачебной профессиональной консультации являются:
- выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;
- проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;
- оптимальный выбор профессии для больных подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

врачебная консультация.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

                 Карагандинский государственный  медицинский университет

Кафедра Общей гигиены и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Врачебно- профессиональная консультация подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Елубай м- ст.3-089 ОМ

Проверила: Коваленко Л.М.

            Подростки представляют собой ближайший трудовой резерв общества, это особенно справедливо в отношении возрастной группы 16-20 лет. Именно в этом возрасте, как правило, происходит осмысленный выбор профессии и овладение ею. Внимание медиков должно быть направлено не только на охрану здоровья, но и на определение возможностей учащегося заниматься освоением избранной специальности и в дальнейшем работать в ней без вреда для своего здоровья. При выборе профессии подростки нередко не считаются с психологическими, психофизиологическими и соматическими возможностями своего организма. Большинство из них даже при наличии хронических заболеваний считают себя полноценно работоспособными в любой отрасли деятельности. Не задумываются об этом  и их родители.Профессиональные интересы обычно формируются в школьные годы. Источники информированности о профессии разнообразны: пример родителей, родственников и знакомых; интересы сверстников, средства массовой информации, литература, посещение предприятий и учреждений. Тем не менее, к окончанию школы стойко определяет интересы менее половины подростков. Учащиеся средней школы, как правило, не информированы в должной мере о состоянии своего здоровья и не связывают его уровень с возможностями выбора профессии.  
        Между тем, состояние здоровья подростка - решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. В интересах общества необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья подростка. Иначе, затратив время и силы на освоение избранной специальности, молодой человек не сможет вообще эффективно работать в ней, а обществу будет нанесен как материальный, так и кадровый ущерб. Из этого вытекает важность и обязательность своевременного проведения квалифицированной врачебной профессиональной консультации. Грамотная профконсультация позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие производственных условий.

 Проблема профессиональной ориентации включает:  
 
- изучение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;  
   
- исследование особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определенным качествам человека;  
 
- определение физиологических, психологических и других качеств личности для оптимального выбора профессии;  
 
- оценку состояния здоровья индивидуума с позиций соответствия его избранной или рекомендуемой профессии.  
 
Исключительная важность работы в первых двух направлениях для благополучия цивилизованного государства не вызывает сомнений. Однако в данной главе рассмотрены лишь физиологическое и медицинское направления. Первое из них - физиологическое, или медико-биологическое, разрабатывает критерии профессионального отбора, в основном, здоровых подростков. Второе, медицинское - изучает состояние здоровья подростков, разрабатывает критерии рационального трудоустройства подростков с отклонениями в состоянии здоровья.  
 
Именно эти направления имели в виду Г. Н.Сердюковская и Л. М.Сухарева, когда предложили следующее определение:  
 
Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуальных типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя большой спектр проблем, среди которых наиболее важны:  
 
1) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в освоении этих профессий;  
 
2) изучение психофизиологических и других качеств личности и выявление оптимального соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда;  
 
3) изучение состояния здоровья подростка для обеспечения его соответствия избираемой профессии с целью сохранения и укрепления здоровья в процессе трудовой деятельности.  
 
Решение этих проблем составляет цель врачебной, или медико-физиологической профессиональной консультации в научном и в практическом плане. Успешное освоение конкретной профессии требует наличия определенных психофизиологических качеств личности обучаемого. Физиологи (Карцев И. Д. и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и, особенно, непригодности подростков к обучению большому числу профессий. Разработка и обоснование медико-физиологических критериев профессиональной пригодности подростков к различным профессиям является одной из актуальных проблем гигиены профессионального технического обучения. Системный подход в этой работе заключается в умелом сочетании разных аспектов профотбора: образовательного, медицинского, психофизиологического, социально-психологического. При этом важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:  
 
- функциональное состояние систем организма;  
 
- физическое развитие психологических функций и качеств;  
 
- психологические, личностные особенности.  
 
Следует также принимать во внимание факторы и условия, влияющие на профессиональное обучение и профессиональную устойчивость подростка.К ним относятся:  
 
-структура профессиональной деятельности;  
 
-санитарно-гигиеническая характеристика профессии;  
 
-требования к здоровью, предъявляемые данной профессией.  
 
Задачами врачебной профессиональной консультации являются:  
 
- выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка; 
 
- проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;  
 
- оптимальный выбор профессии для больных подростков.  
 
            Проведение такой консультации целесообразно в восьмом классе школы или в ином среднем учебном заведении. Для тех, кто покинет школу по окончании восьмилетки, такие рекомендации особенно актуальны, а для тех, кто продолжит учебу, профзаключение даст больше времени для осознанного выбора профессии, не противопоказанной по состоянию здоровья. Врачебные рекомендации получает подросток, но они должны быть известны его родителям и классному руководителю.  
 
             В последнем десятилетии XX в перед профориентационной работой возникли новые, ранее не существовавшие проблемы:  
 
- раннее оставление учебы в школе, что прекращает диспансерное наблюдение за подростком и снижает информированность о реальном состоянии его здоровья;  
 
- ухудшение экономического положения семьи, что может заставлять подростка заниматься любой работой, независимо от возможности ее неблагоприятного воздействия на организм;  
 
- свертывание в стране ряда практических и научных учреждений, занимающихся вопросами профориентации и врачебной профессиональной консультации.  
 
          В ограничениях при выборе профессии нуждаются подростки, не только страдающие хроническими заболеваниями, но и имеющие определенные функциональные нарушения. Дело в том, что некоторые виды профессий предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию органов и систем, а работа может способствовать переходу функциональных расстройств в органические заболевания. Основной принцип врачебной профессиональной консультации - подбор «такого вида деятельности, который бы не только не усугублял отклонений в состоянии здоровья, но и способствовал их коррекции».  
 
        Почти 88% всех подростков имеют существенные отклонения в состоянии здоровья и заболевания, требующие квалифицированной врачебной профессиональной консультации. В силу этого они не свободны в выборе профессии. 
Еще в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., было отмечено, что ребенку и подростку должны быть «предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в социальном отношении здоровым и нормальным путем, пользоваться благами социального обеспечения, включая надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, получать образование и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Декларация предусматривает, что «ребенка нельзя принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».  
Согласно международным стандартам МОТ, минимальный возраст для приема на работу - 15 лет. Для возрастной группы 15-18 лет существуют специальные стандарты (требования). В некоторых странах они распространяются на возраст до 21 года.  
Соматическое, психологическое и социальное развитие подростка сопровождается прогрессивным получением опыта, который, в сочетании с психическим и физическим развитием способствует повышению доверия к старшим, более трезвой самооценке и ведет к повзрослению. Ключ к взрослению - возможность выбора. Подросток встречается со многими возможностями выбора, реализация оптимальных возможностей способствует его взрослению, тогда как неблагоприятный выбор может затормозить развитие организма.  
           Детский и подростковый труд представляет собой социально-экономическую проблему. Международные стандарты о труде позволяют подросткам в возрасте 13-15 лет выполнять лишь «легкую работу». Под этим термином понимают работу, которая:  
 
а) не вредна для здоровья и развития ребенка;  
 
б) не препятствует посещению, школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных специалистами, и возможности применить полученное профессиональное образование.  
   
Эти же документы определяют три ситуации, при которых не требуется законодательно устанавливать минимальный возраст:  
 
1) участие детей в общественных мероприятиях;  
 
2) занятость в семейном производстве, при условии, что эта работа не вредна, не опасна и не наносит ущерба;  
 
3) посещение школы профессионального и технического обучения.  
 
          Важно предвидеть, как работа скажется на психическом, и соматическом и нравственном развитии, на учебе, жизни и отношениях в семье, наконец, на здоровье подростка, а в дальнейшем и молодого человека. Следует помнить, что работа ограничивает подростка в отдыхе, прогулках, играх, общении со сверстниками и учебе в наиболее критический период его жизни. Неизбежны проблемы и с медицинской помощью работающим подросткам - врачи относятся к ним либо как к детям, либо как к взрослым,тогда как они ни те ни другие. 
Для разработки современных требований к оптимальному выбору профессии привлечены многие научные специальности, в том числе антропометрия, биомеханика, физиология труда, гигиена окружающей среды, психология умственной деятельности, психология труда, экология, токсикология и др. 

 


Информация о работе Врачебно- профессиональная консультация подростков