Воспроизводство населения в контексте современной демографической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Проанализировать различные модели воспроизводства населения в контексте современной демографической политики.

Реализация поставленной цели достигается благодаря решению следующих научно-исследовательских задач:

 выявлены особенности демографических процессов в современной России;

 обозначены проблемы и перспективы демографического будущего России в контексте депопуляционных процессов;

 рассмотрены основные механизмы реализации воспроизводства населения:

 выделены инновационные аспекты современной российской демографической политики («материнский капитал»);

 проанализированы альтернативные модели реализации воспроизводства населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ С. 3

1. ПРОЦЕССЫ ДЕПОПУЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Особенности демографических процессов в России на рубеже XX-XXI веков

1.2 Демографическое будущее России (проблемы и перспективы)

2. МЕХАНИЗМЫ РАСШИРЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

2.1 «Материнский капитал» - инновация современной демографической политики

2.2 Альтернативные модели реализации воспроизводства населения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вложенные файлы: 1 файл

Могилевич курсовая.doc

— 153.98 Кб (Скачать файл)

     Фонд  «Общественное Мнение» (ФОМ) 22 марта 2007 г. провел исследование по причине введения материнского капитала. Тех, кто не верил в действенность «материнского капитала» как средства стимулирования рождаемости, попросили аргументировать свою позицию (вопрос задавался в открытой форме). Чаще всего респонденты (по 5% от выборки) сетовали на то, что предоставление материальной помощи откладывается на три года, тогда как деньги нужны сразу («деньги при рождении ребенка нужны сразу, а не через три года»); что этих денег мало («250 000 – это ерунда»); отмечали, что для роста рождаемости недостаточно одной меры – нужно повышать уровень жизни в целом; говорили о недоверии к государству и боязни обмана (« нет результата, просто бумажка», «пока ребенок подрастет, то эти деньги отменят»). 3% опрошенных заявляют, что решать нужно другие социальные проблемы («молодым нужно свое жилье»; «увеличение детского пособия… и включение этих трех лет в стаж»; «безработица, низкие зарплаты»). Высказывались также мнения, что «через три года деньги обесценятся»(2%), что для повышения рождаемости нужно качественно менять всю социальную политику, стабилизировать обстановку в стране(1%). Некоторые отмечали, что желание завести второго ребенка не зависит от денег («люди рожают детей не из-за денег» - 4%). Кто-то, напротив, опасается, что ради денег «рожать будут маргиналы»(1%)5.

     За  всю историю Российского государства  ничего подобного материнскому капиталу не вводилось, да и не в одной стране мира нет таких законопроектов. Получить государственный сертификат на материнский (семейный) капитал можно только один раз. Когда бы ни был выдан  сертификат, его владелец сможет воспользоваться  той суммой, которая будет установлена  государством на момент распоряжения этими средствами. Причем распорядиться  средствами материнского капитала можно  по достижению ребенком, с рождением  которого возникло право на его получение, трехлетнего возраста. Средства материнского капитала направляются на банковский счет организации, указанной в документах, которые владелец сертификата подает в Пенсионный фонд вместе с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала. На руки эти деньги не выдаются. Существует оговоренность, что если материнский капитал не будет тронут, то государство обязуется деньги, полагающиеся за него, индексировать с учетом инфляции в стране на данный период времени.

     Материнский капитал предоставляется не конкретному  ребенку, а родителям, семье. Если родилась двойня или тройня, мама двойняшек или тройняшек имеет право получить сертификат только на одного ребенка.

     Сертификат  на получение материнского капитала - именной документ, который нельзя передать другому человеку. В случае смерти владельца или утрате им прав на получение помощи от государства  документ становится недействительным.

     Закон предусматривает получение материнского капитала и детьми, оставшимися без  попечения родителей.

     Сертификат  на получение материнского (семейного) капитала имеет несколько степеней защиты качества – от ксерокопирования, от подчисток в полях для заполнения, каждый бланк имеет индивидуальный номер и защитные знаки, проявляющиеся  в ультрафиолетовых лучах.

     В случае утери сертификата его  владельцу необходимо обратиться в  Пенсионный фонд за дубликатом.

     Более наглядно все этапы необходимые для получения материнского капитала приведены в схеме алгоритмов действий по его приобретению (рис. 1).

     Средства (часть средств) материнского капитала могут направляться, как уже говорилось, на получение образования ребенком в любом образовательном учреждении на территории РФ как государственном, так и частном, имеющем право  на оказание образовательных услуг, при этом дошкольные учебные заведения, музыкальные школы, кружки или секции капиталом не оплачиваются. Средства могут быть использованы на обучение любого из детей в семье, когда  возникает такая необходимость  в получении высшего или среднего специального образования. Однако возраст  ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.

     Увеличение  накопительной части пенсии для  матери за счет средств материнского капитала – очень хорошее направление  государственной помощи. Как известно, с 1-го января 2010 года пенсия по старости формируется из двух частей: трудовой и накопительной. Базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 2 562 рублей в месяц. Накопительная же часть формируется работодателем. Как сложится дальнейшая жизнь не знает никто, но обеспечить себе будущее можно уже сейчас. Например, пока женщина сидит с ребенком, накопительная часть её будущей пенсии не формируется, поскольку пособия по уходу за ребенком отчисления на формирование пенсии не предусматривают. Таким образом, женщина, занимаясь важным для всего общества делом – воспитанием ребенка, серьезно теряет в деньгах – время декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком фактически исключается из трудового стажа. А материнский капитал позволяет добавить солидную сумму к накопительной части пенсии. Правда загадывать и думать о пенсии в 20, 30 лет в нашей стране не практикуется. Еще не забыты ситуации о сгоревших в бурях гиперинфляции и дефолтов накопления прежних поколений. Будущее России не предсказуемо и жить завтрашним днем россияне не любят, поэтому чаще всего о вложении денег в пенсию стараются не думать.

     Учитывая  тот факт, что на 365 тысяч рублей (размер материнского капитала в 2011 г.) в большинстве регионов России нельзя купить никакого жилья, эти деньги, в лучшем случае, могут быть направлены на оборудование и усовершенствование своего уже существующего жилья (расширение жилищной площади, ремонт и т.д.). Согласно мартовскому опросу 2007 года ВЦИОМ выяснил, что только 17% россиян согласились потратить деньги на взятие ипотеки. Но в некоторых мелких регионах этой суммы может оказаться достаточно для обмена жилья на помещение большей площади. Правда, для крупных городов и богатых регионов, в которых и сосредоточена большая часть населения России, этот вариант не является привлекательным. Цена дополнительной комнаты, как правило, превышает размер материнского капитала. И как показывает практика и история цены на жильё и образовательные услуги в России растут гораздо интенсивнее инфляции.

     Как видим, материнский капитал –  один из методов демографической политики современной России, направленный на улучшение воспроизводства населения, в первую очередь рождаемости. Положительная сторона данного законопроекта в том, что государство поощряет людей в их стремлении пополнить ряды своих семей, пусть это происходит за счет незначительных денежных вложений. Эти деньги, если не решает совсем проблемы семьи и не удовлетворят ее потребности, то, по крайней мере, облегчат существование ее членов. Но материнский (семейный) капитал имеет много «но», по причине которых многие женщины не стремятся его получить. Из-за непрописанности ряда механизмов с каждым годом возникает все больше и больше трудностей по получению денег. Получается, что большинство семей попросту не знают, что делать с деньгами, выплаченными государством, куда их реализовать и какому именно направлению отдать свое предпочтение. В результате большая часть средств и сертификатов остаются нетронутыми. Конечно же, решение этой проблемы есть и не одно. Вопрос в том, какое из решений  правильное и какие результаты нас ожидают после принятия его. Ясно одно, что целесообразно стимулировать рождаемость не материально, а вовлекая людей с точки зрения потребности в детях, их необходимости и, возможно, важности для семьи. И понятно, что для этого нужна другая, более мощная и результативная социальная политика, которая, безусловно, станет отождествлением высокого уровня воспроизводства населения в России.

     Итак, 1 января 2007 года в России был принят закон о материнском капитале как некоторая разновидность одной из моделей, способных стать неким толчком и стимулом к противоположным изменениям по всем стадиям демографической структуры. Данная политика должна была стать основной формой государственной поддержки семей, имеющих детей. Разрабатывая ее, правительство в первую очередь руководствовалось тем, что материальные выплаты семьям обязательно привлекут молодых людей к увеличению доли детей в их семьях. Однако материнский капитал не повлиял должным образом на процесс рождаемости. Этому явлению способствует достаточно много причин, однако, главная из них – это непрописанность ряда механизмов по получению и реализации материнского капитала. 

     2.2 Альтернативные модели реализации  воспроизводства населения

     С момента принятия закона «О дополнительных мерах государственной поддержки  семей, имеющих детей» и реализации его в виде «материнского капитала»  прошло 4 года, но существенных изменений в процессе рождаемости не произошло. Вспоминается мнение британского демографа М. Саттеруэйт, высказанное за 3 месяца до вступления в силу данного закона: «Меры вроде единовременных постановлений правительства по стимулированию рождаемости подвигнет женщин, откладывавших рождение одного или двоих детей по причинам финансовой неустроенности, завести их уже завтра, но это вряд ли как-то отразится на конечном количестве детей ими рожденных6».  Хорошо известно, что подобные меры, предпринимаемые в других государствах и странах, не дали положительных результатов, а все потому, что изменить индикатор количества детей в сознании семей с помощью денег и поощрений невозможно. Незначительный эффект положительного изменения рождаемости создает только видимость улучшения демографической ситуации (за счет сдвигов в календаре рождаемости, маленьким период между рождением первого и второго ребенка), однако это не увеличивает количество населения.

     Таким образом, правительство, разрабатывая данный законопроект, не учло многих обстоятельств. Улучшение жилищных условий и приобретение жилья является не для всех положительным: на деньги материнского капитала можно купить жилье сельским жителям, а городским не хватит их даже на увеличение жилищной площади до одной комнаты. Оплата образования ребенка не увеличивает для родителей ценность ребенка, а только приумножает ценность образования. И, наконец, только, на первый взгляд, введенный закон определяет прекрасную перспективу для матери получать достойную пенсию в старости. Однако, не ясно, во что превратятся эти деньги до момента получения ее.

     Среди ученых есть разные точки зрения на проводимую сегодня в России демографическую  политику, в частности, они предлагают свои альтернативные меры ее развития. Рассмотрим некоторые из них.

     А. И. Антонов считает, что: «Главным в  активизации демографической политики является второй этап, когда становится абсолютно новая и исторически  беспрецедентная цель повышения  интенсивности рождаемости, и тем  самым вводятся в действие меры усиления потребности семьи в 3-4 детях, способствующие широкому распространению среднедетной семьи7». По мысли А. И. Антонова, именно на этом этапе целесообразно создать промежуточное звено между демографией и министерствами в виде центров демографической технологии, которые будут созданы в регионах и на федеральном уровне. В них на основе научных достижений должны будут разрабатываться проекты демографического развития России и субъектов Российской Федерации. Такие проекты совпадают по смыслу с нормативными и технологическими прогнозами и позволяют объединить точное и научное обоснование демографической политики с демографическим конструированием воспроизводства населения.

     Однако, если правительство России ограничится только первым этапом демографической политики (а именно, увеличение доли вторых детей в семьях), то  2007-2010 гг. произойдет накопление вторых рождений, и дополнительные меры и поощрения по увеличению потребности во втором ребенке только на 5-7% повысят долю вторых рожденных, так до конца и не использовав потенциал потребности в большем количестве детей. Затем вступление в репродуктивную фазу малочисленных семей 1990-х годов приведет к сокращению рождаемости в 2011 году, что будет продолжаться до 2020 г. Но помимо этого колоссального уменьшения рождений также возрастет дальнейшее ослабление потребности в детях. Таким образом, проанализировав данную ситуацию, А. И. Антонов приходит к выводу, что: «Посему поворот в демографической политике к пронализму неминуем, и уже сейчас можно и нужно настаивать на скорейшей активизации стимулирования среднедетной семьи»8.

     Нельзя  не согласиться с выводами А. И. Антонова: ни материнский капитал, ни другие выплаты не смогут изменить потребность в детях у семей. Во-первых, данный законопроект не решит проблему депопуляции в России, а, во-вторых, он только уменьшит и дестабилизирует динамику рождаемости. А. И. Антонов считает, что нужно увеличивать рост потребности семей в детях до уровня 3-4 детей в сознании, а не с помощью материальных выплат. Однако такого опыта не было ни в России, ни в других странах и во что превратится такая мера, не знает никто.

     В. А. Борисов предлагал уже такую  модель в середине 60-х годов XX века, сходную с моделью А. И. Антонова – «модель экономической полезности детей для семьи». Ученый писал: «Сегодня ученые уже знают, на что должна быть направлена демографическая политика. На повышение экономической полезности детей для семьи, чтобы иметь третьего, четвертого ребенка стало выгодно. Но как этого добиться? Ответа нет. Разработка социально-демографических механизмов «полезности детей» в нашей стране еще даже не начиналась9».

     Трудность решения проблемы, по мнению ученого, заключается в том, что причины  переоценки семейных традиций и отмирание  стереотипов в отношении детей  замечено на глобальном уровне. По его мнению, это обусловлено развитием общественных систем и усовершенствованием жизненных условий. Пришедшие на смену традиционным обществам индустриальные и постиндустриальные изменили взгляды людей на полезность детей в семье. Если в традиционных обществах дети выполняли важные социальные функции (работники, защитники, наследники, кормильцы родителей в старости), то сейчас эти обязанности выполняют социальные институты (армия, государство, церковь и т.д.). Также с развитием производства многодетные семьи потеряли свою значимость. Поэтому теперь достаточно одного ребенка в семье для замещения поколений.

Информация о работе Воспроизводство населения в контексте современной демографической политики