Воспитательный потенциал семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
Исследование этой проблемы позволяет констатировать, что под воздействием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи.

Содержание

1. Воспитательный потенциал семьи……………………………2
2. Изучение семейного опыта воспитания……………………...5
3. Опыт сотрудничества с семьями детей группы № 2 (первая младшая)……………………………………………………….10
4. Список использованной литературы……………………...…15

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

          В процессе беседы родители  должны чувствовать, что у педагога  нет иной цели, кроме оказания  помощи. Это будет способствовать  росту доверия и повышать педагогическую  эффективность беседы. Следует проявлять  осторожность в оценке личностных  качеств членов семьи, особенно  ребенка, уметь акцентировать положительные  свойства, создавать определенную  «педагогическую надежду» у родителей.

          Наблюдение как метод изучения  семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с  какой целью, когда, в какой ситуации  предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребенком. Обычно это бывает в часы  утреннего приема и во время  ухода ребенка из детского  сада. Наблюдательному педагогу  бросаются в глаза многие особенности  взаимоотношений взрослого и  ребенка, по которым можно судить  о степени их эмоциональной  привязанности, культуре общения. По  тому, о чем расспрашивают родители  ребенка вечером, какие наказы  дают ему утром, можно сдел

Яндекс.Директ

Хочешь сделать курсовую?

Мы сделаем курсовую для тебя! Сопровождение до защиты.

zaochnik.ru

ать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

          Педагог использует не только  наблюдение со стороны, но и  включенное наблюдение. Для этого  создаются специальные ситуации: совместный труд, досуг, занятия  с родителями и детьми, когда  педагог может увидеть те стороны  семейного воспитания, которые при  внешнем наблюдении нередко бывают  скрыты. Например, непослушание Алика  – ответная реакция на авторитарную  позицию папы, нарушение Светой  правил и норм поведения –  результат несогласованности воспитательной  тактики мамы и папы и т.д. Следует помнить, что в неформальной  обстановке и взрослые, и дети  раскрываются разными своими  гранями, поэтому рекомендуется  вовлекать родителей, других членов  семьи в подготовку и проведение  праздников, развлечений, в организацию  экскурсии. Обычно в таких ситуациях  все взрослые чувствуют себя  ответственными за детей (а не  только за своего ребенка), их  деятельность, безопасность, стараются  активно проявить себя, поэтому  педагог видит многие воспитательные  приемы своих помощников, что  дает основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

          Завесу особенностей домашнего  воспитания позволяет приоткрыть  такой метод, как выполнение ребенком  в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конструирует  ситуацию: перед приходом мамы  предлагает Юле постирать кукольное  платье, Саше – разобрать поделки  из конструктора и разложить  детали по ячейкам коробки  и т.д. Педагог наблюдает и анализирует  реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер ее помощи, приемы  стимуляции или подавления детской  самостоятельности, оценку качества  работы, прилежания и старания  ребенка и т.д. Анализ результатов  наблюдения, подкрепленный данными, полученными с помощью иных  методов, прольет свет на причину  многих «плюсов» и «минусов»  в развитии ребенка, даст возможность  определить линии взаимодействия  с семьей, усилить свою образовательную  работу в группе по этому  направлению. Так, по тому, как мама, оттеснив дочь, быстро выстирала  кукольное платье, можно сделать  предположение о причине лености  девочки, ее стремления переложить  выполнение обязанностей (дежурство, уборка игрушек) на других детей. А Сашу мама подбадривала, ненавязчиво  направляла, удивлялась его ловкости  и умелости. Видимо, таким стилем  руководства деятельностью сына  удалось воспитать в нем чувство  уверенности в себе, ответственность. Педагог делает для себя наметки: «Надо почаще приглашать маму  Юли в группу: пусть увидит, как  охотно трудятся другие дети, какое они от этого получают  удовольствие. Сашину маму попрошу  помочь мне в проведении консультации  на тему «Растим детей самостоятельными».

          Естественно, что по результатам  единичного наблюдения делать  выводы о специфике домашнего  воспитания нельзя: необходимо наблюдать  изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

          Много фактов для понимания  ребенка, тенденций его развития  дает метод написания родителями (вместе или кем-то одним) мини-сочинения  «Мой ребенок». Беседуя с разными  членами семьи о характере  ребенка, его интересах, способностях, любимых занятиях, «слабых» и  «сильных» сторонах его развития, дополняя это своими наблюдениями, педагог имеет возможность составить  независимую характеристику воспитанника.

          Таким образом, педагог изучает  семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы  ребенка. На основе полученных  материалов можно решать задачи  взаимодо-полнения семейного и домашнего воспитания, повышения результативности и того, и другого.

 

 

3.Опыт сотрудничества с семьями детей группы №2 (первая младшая)

В 2012 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое напправление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи  воспитания и обучения детей  младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического  развития детей и основные  задачи воспитания», «О воспитании  инициативности и самостоятельности  ребёнка в речевом общении  со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»  и др.);

- консультации («Детская  застенчивость», «Характер ребёнка  зависит от Вас», «Готовимся к  прогулкам по городу», «О правильной  осанке», «Если ребёнок плохо ест» , «Воспитание любознательности у детей» и др.);

- занятия с участием  родителей ("Улицы, по которым  я хожу», «Путешествие в Букволандию» (см. Приложение));

- совместные проекты «Моя  родословная», «Улицы, по которым  я хожу»;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»);

- Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в  подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок(«Мой город», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);

- совместное создание  предметно – развивающей среды;

- работа с родительским  комитетом группы;

- беседы с детьми и  родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим  дня в выходные дни»); - родительский  уголок.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

На собрания приглашались специалисты: логопед, психолог. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете» (см. Приложение), «Супермама », «Наши бабушки»;

- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный  праздник «За здоровьем всей  семьёй»;

- празднование дней рождений;

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач  мероприятий для детей, родителей  и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения  мероприятия и участия в нем  родителей;

- распределение ролей  взрослых;

- подготовка отдельных  номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки  – помощницы для родителей  и для детей;

- индивидуальные встречи  и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

2. Воспитателю о работе  с семьёй: Пособие для воспитателя  детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989;

3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009;

4. Куликова Т.А «Семейная педагогика и домашнее воспитание» М.: Издательский центр «Академия», 1999;

5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981;

6. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. - М.: Учпедгиз, 1955;

7. Интернет.

 

 

 

 


Информация о работе Воспитательный потенциал семьи