Возникновение социальная психологии как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Сегодня социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы;

Содержание

Введение…………………………………………………………….. ……3
1. Социальная педагогика как наука……………………………….4
2. История становления социальной педагогики как науки………15
Заключение ….…………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

соц пед реф.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан.  Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.

Природосообразность воспитания в его трактовке —  это следование за процессом естественного  развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.

В дополнение к  принципу природосообразности Дистервег  выдвинул требование о том, чтобы  воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...». Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.

Одним из основных требований, которые современная  действительность выдвигает перед  воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Высшую цель воспитания Дистервег определял  как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру» [5].

Герман Ноль (1879-1960) видел задачу социальной педагогики в экстренной помощи, которая необходима в том случае, если семья и школа  не могут по каким-либо причинам выполнять  свои функции. Идея Германа Ноля, по сравнению с Паулем Наторпом, выглядела намного убедительнее, конкретнее и практичнее. Его идеи нашли отражение в принятом в 1922 г. законе о благотворительной деятельности молодежи – это был первый государственный документ в Германии, который регулировал воспитание молодежи вне школы.

 С тех пор социальная педагогика стала на практике «педагогикой экстренных случаев», которая должна была восполнять существующие в семье и школе пробелы по воспитанию молодежи [10].

Как видно, из выше сказанного, становление социальной педагогики в 18-19 в. произошло неслучайно. Именно в это время философами и педагогами были разработаны теоретические основы социальной педагогики. Кроме того, были попытки воплотить свои социально-педагогические идеи в учебно-воспитательных заведениях.

Определяющей  предпосылкой развития социальной педагогики как науки являются социальные изменения. Из-за изменений происходит расширение сферы действия социальной педагогики. Кроме детей, в нее «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп;  адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

В результате этих процессов возникает термин «социальная педагогика», ученые пытаются выделить объект, предмет, цели и задачи новой науки.

Таким  образом,  в 18-19  веках  социальная  педагогика  оформилась как самостоятельная  наука, определились ее направления.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. Её истоки идут ещё с древних времен. Но как отдельная наука она сформировалось сравнительно недавно.

 Только в 18-19 веках оформляются ведущие направления в социальной педагогике, происходит ее становление как науки. Именно в это время философами и педагогами были разработаны теоретические основы социальной педагогики. Кроме того, были попытки воплотить свои социально-педагогические идеи в учебно-воспитательных заведениях.

Определяющей предпосылкой развития социальной педагогики как  науки являются серьезнейшие социальные изменения,  накопившиеся  ко  второй  половине 18 века.

Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными.

Поэтому появление  некоторой пустоты дало возможность  социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Андреева, В.И. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст] / В.И. Андреева. - М., 2000. – 340 с.
  2. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н. Ф. Басов, В.М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
  3. История социальной педагогики : Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие  /  Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с.
  4. Кагарманова А.И. Уч.пос. по Истории социальной педагогики
  5. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – М.: «Просвещение», 1982 - 447 с.
  6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
  7. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст] / Ф.А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
  8. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики [Текст] / В.А. Никитин. – М., 1999.  - 66 с.
  9. Семенов, В.Д.  Социальная педагогика: история и современность [Текст] / В.Д. Семенов. - Екатеринбург, 2003. – 128 с.
  10. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций/ М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 416 с.
  11. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие. / В.А. Никитина.

- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 272 с.

  1. Титова, Г. Ю. История социальной педагогики [Текст]: учеб. пособие / Г. Ю. Титова. – Томск: ТГПУ, 2006. – 122 с.

 


Информация о работе Возникновение социальная психологии как наука