Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечи¬вают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Содержание социально – психологической работы с неблагополучными семьями в УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска»

Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми в УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.

Психологическая, социально-психологическая поддержка, направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга. Координационная направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Социально-психологическая служба в школе, работая с семьей, использует наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наряду с индивидуальными  консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Поскольку семья – это сложная система, социально-психологическая служба принимает во внимание такой способ: использует подсистемы семьи и отношения между индивидами и подсистемами. Родительская подсистема мать-отец, братья-сестры, родители-дети.

Алгоритм работы социальной службы УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» с неблагополучной семьей:

1 этап: изучение семьи  и осознание существующих в  ней проблем, изучение обращений  семей за помощью.

2 этап: первичное обследование  жилищных условий неблагополучной  семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

4 этап: знакомство с  теми службами, которые уже оказывали  помощь семье, изучение их действий, вывод.

5 этап: изучение причины неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

6 этап: изучение личностных  особенностей членов семьи.

7 этап: составление карты  семьи.

8 этап: координационная  деятельность со всеми заинтересованными  организациями.

9 этап: составление программы  работы с неблагополучной семьей (подростком).

10 этап: выводы о результатах  работы с неблагополучной семьей.

Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи  возможно при условии осуществления  комплекса мероприятий, направленных на: ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

Далее мы приведем программу  работы УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» с неблагополучными семьями.

I. Общие положения 

В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов.

II. Ведущая установка

Педагогический коллектив УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» и социально-психологическая служба в работе с неблагополучными семьями должны:

-содействовать нормализации отношений в семье;

-защищать права ребенка и создавать условия для благоприятного развития его личности в УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска».

III. Основные виды неблагополучных  семейных отношений 

  Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

  Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

  Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей

  Неполная семья – отсутствие одного из родителей.

  Ригидная псевдосолидарная  семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

IV. Основные типы неправильного воспитания

В неблагополучных семьях:

Гиперпротекция проявляется  в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании  собственной воли.

 Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.

Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким  обращением или подчеркнутым вниманием  к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.

Условия жестких взаимоотношений  проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.

Условия повышенной моральной  ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют  от ребенка больших результатов, чем он может достичь.

V. Влияние неправильного воспитания в неблаполучных семьях на поведение и характер ребенка.

VI. Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон).

Этапы

Средства

I. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.

Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.

2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.

Анкетирование. Беседа.

3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.

Консультации.Тренинг. Тренинговые  упражнения.

4. Разработка конкретного поэтапного  плана совместных действий в  преодолении недостатков семейного  воспитания.

Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.

5.Прогнозирование позитивных результатов  взаимодействия для ребенка, его  родителей, членов семьи.

Беседы. Обсуждения литературы.

6.Согласование воспитательных  действий семьи,  школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль.

Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.

7.Демонстрация положительных сдвигов,  даже не очень существенных, эмоциональная  поддержка родителей.

Беседа. Тестирование.

8.Координация действий  школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости.

Письма, ходатайства.



VII. Основные функции педагогического коллектива в работе с неблагополучной семьей и детьми из неблагополучных семей:

Администрация УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска»:

Создание условий для  работы социально-психологической службы, подбор кадров, распределение обязанностей.

Планирование, принятие управленческих решений, координация  действий воспитателей, социального  педагога и педагога-психолога в  работе с неблаполучными семьями.

Анализ и контроль результативности работы.

Работа общешкольного  родительского комитета.

Организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного  неблагополучия.

Организация и работа консультационного пункта для родителей  по педагогизации обстановки в семье и преодолению последствий неправильного воспитания.

Организация работы Клуба  выходного дня для детей из неблагополучных семей.

Социальный педагог:

Создать совместно с  воспитателями банк данных о неблагополучных  семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в школе.

Определить с помощью  педагога-психолога причины семейного  неблагополучия. Планировать работу с неблагополучными семьями.

Выявить неблагополучные  семьи, способные принять педагогическую помощь, планировать и проводить работу с ними кураторам, педагогам-психологам.

Выявить детей из неблагополучных  семей, нуждающихся в поддержке  и защите. Совместно с инспектором  ИДН, органами опеки решить вопросы защиты прав ребенка.

Принимать участие в  проведении психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия и неправильного воспитания.

Принимать участие в  работе консультационного пункта для  родителей.

Планировать работу Клуба  выходного дня для детей из неблагополучных семей.

Совместно с кураторами вовлекать детей из неблагополучных семей в клубы, в кружки по интересам.

Педагог-психолог:

Активно вести пропаганду психологических знаний среди учителей и кураторов об особенностях и  видах неблагополучных семей  и типах неправильного семейного воспитания.

Проводить консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства  и сотрудничества.

Изучать неблагополучные  семьи с помощью психологических  методик, выявлять вероятные причины  неблагополучия; устанавливать возможные пути улучшения обстановки в семье.

Разрабатывать рекомендации по составлению плана совместных действий педагога-психолога, социального  педагога и куратора по преодолению  недостатков воспитания в неблагополучной  семье, прогнозировать позитивные результаты работы; анализировать результаты выполнения рекомендаций.

Проводить диагностику  личностного развития ребенка из неблагополучной семьи. Знакомить  с полученными результатами социального  педагога, куратора с целью создания индивидуальной программы воспитания.

Таким образом, мы видим, что социально - психологическая служба УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» ведет разностороннюю работу с неблагополучными семьями, включающую в себя координационное, профилактическое и развивающее направления.  Работа социально-психологической службы УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» эффективна и приносит результаты.

Все мероприятия, направленные на решение проблем семейного неблагополучия, строятся на общих принципах: системности, комплексности, долговременности (стратегичности), достаточности ресурсов (внешних и внутренних по отношению к семье: внешние ресурсы – информационный ресурс, материальный ресурс и т.д.; внутренние (внутрисемейные) ресурсы – интеллектуальный, воспитательный, ресурсы здоровья, желание самих членов семьи нормальной жизнедеятельности и др.), прогнозируемости, доступности,  нацеленности/адресности (на семью как группу).

В школе функционирует  программа по работе с неблагополучной семьей.

Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи (реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи).

Программа рассчитана для  детей с 1 по 11 класс и реализуется  непосредственно через УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска». В программе описаны возможные виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:

- образовательная, которая заключается в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;

- психологическая, включающая в себя социально-психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;

- организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;

- информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;

- координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Основные формы и  методы работы, используемые в реализации программы:

1. Диагностические:

А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

Б) анкетирование – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану.

2. Управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно-ролевые игры, социально-психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами  этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий  тренинг, психокоррекция).

Консультирование  – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Работая с семьей, могут  быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может  проводиться в завуалированной  форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Информация о работе Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков